Инклюзивное образование
материал

Шмакова Анастасия Юрьевна

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, который позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:


 Общественное обсуждение   на тему

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МНЕНИЯ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом,  который позволяет осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

 Слайд Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

По данным опроса ЮНЕСКО установлено, что 43 из 58 стран мира признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями.

 Слайд «инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 27.12.2012 № 273-ФЗ,

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных направлений в российском образовании.

 Но так ли это на самом деле?

Я впервые столкнулась с инклюзией, когда 1 сентября начала работать во второй школе.

 Не могу сказать, что я на 100% изучила проблемы инклюзивного образования,  но поняла, что такая проблема существует, что   есть  мнения «за и против» по по поводу  обучения детей с ОВЗ в классе. Мнения о том, хорошо это или плохо, до сих пор расходятся.

Я думаю, что есть и положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования. Ведь не е все учителя готовы обучать детей с ОВЗ.

Трудности в распространенных стереотипах и предрассудках. Многие родители считают, что инклюзивное обучение не только не поможет детям, требующим особого внимания, но и приостановит развитие их собственных детей. Однако, как показывает опыт, это далеко не так. 

Инклюзивное  образование  предполагает  «включение»  ребенка  с  ОВЗ  в  общество  здоровых  сверстников  как  равного,  но  с  учетом  его  особых  потребностей  в  организации  жизненного  пространства.

Сегодня, процесс внедрения инклюзивного образования в детские сады, школы, сталкивается с рядом трудностей и проблем. Прежде всего, они связаны не только с трудностями организации школы, но и в распространенных стереотипах и предрассудках.

 Многие учителя боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

 С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.

В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения. По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

 Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Процесс учения должен управляться педагогами, специалистами. 

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения.

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.

Не правильно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения . Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

С данным ребенком  необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения  ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором  он находится.

Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс.

В нашей школе№2  обучается 11  детей с ОВЗ. Дети уделены специальным вниманием, к многим детям ходят домой учителя, педагоги психологи, логопеды.

Также в классе, вместе со семи детьми обучаются дети с ОВЗ, где учитель старается уделить внимание не только основному классу  но и ребенку, у которого своя программа обучения.

С каждый годом в школе прибавляется количество таких детей, которым нужен особенный уход, индивидуальный подход, понимание со стороны учителя, и помощь родителей в адаптации ребенка в   школе.

В моем классе обучается 2  ученика с ограниченными возможностями здоровья. С ними занимаются специализированные педагоги, логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, ходят к ним домой или приглашают в школу.

Я , как классный руководитель провожу с ребятами психого-педагогическое сопровождение. Стараюсь приглашать детей на различные мероприятия, работаю и общаюсь с родителями, поддерживаю семью  стараюсь, чтобы ребенок тоже участвовал в жизни школы, принимал участия в конкурсах, дружил со своими одноклассниками, провожу тесты и опросы.

2.1. Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования. «ЗА И ПРОТИВ».

Плюсы инклюзивного образования

1.Новый социальный подход к инвалидности

2.Приветствует разнообразие

3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

4.Личностное развитие и социальные навыки

5.Развитие самостоятельности и самоопределения

6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Планируемые образовательные результаты инклюзивного обучения:

  • Успешная адаптация и социализация различных категорий детей
  • Развитие ответственности за своё будущее у всех учащихся инклюзивного процесса.
  • Создание в коллективе положительного психологического климата, Эффективное взаимодействие с родителями. Создание команды единомышленников в деле инклюзивного образования.

Риски:

1Непонимание педагогами сути инклюзивного образования.

2.Недостаточная подготовленность учителей  по инклюзивному образованию.

3. Недостаточность специализированного оборудования для инклюзивного образования.

4.  Недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, ;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

Следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».



ЛИТЕРАТУРА

  1. Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,– М.: Правда, 2000.
  2. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2003.
  3. Закон РФ «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) СПС Консультант Плюс
  4. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья Dislife/ режим доступа http://www.dislife.ru/flow/theme/1000
  5. Конституция Российской Федерации
  6. Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения/ Дефектология, № 5, 2005.
  7. Марциновская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. - М.: Проспект, 2009.
  8.  «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия» - Ш.Рамон, М, 2003 г.
  9. Семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16-17 ноября 2006 год Москва, http://www.fractalla.ru/
  10. «Приложение 1

АНКЕТА

«ГОТОВЫ ЛИ МЫ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

  1. Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?

а) положительно;

б) равнодушно;

в) с сочувствием;

г) негативно.

2. Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья?

а) да;

б) нет.

3. Как Вы ведете себя по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?

а) положительно;

б) равнодушно.

4. Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?

а)Да_________________________________________________________

б)Нет________________________________________________________

5. Как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (вашим ребенком) обучались дети с ограниченными возможностями здоровья?

а) безразлично;

б) положительно;

в) отрицательно.

6. Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?

а) да;

б) нет.

7. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?

а) да;

б) нет.

8. Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь.

10. В чем, на Ваш взгляд заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?

а) психологические проблемы учителей (страх, боязнь, неуверенность);

б) проблема организации «безбарьерной» среды;

в) другие трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...