Беседа : " Я и моя семья"
план-конспект занятия (4 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Беседа : «Я и моя семья».

Цель: воспитание у детей чувства любви и доброты к окружающим людям, чувство защищенности,  желание быть внимательными и заботливыми друг к другу.

Задачи: - Образовательные:

- Дать детям представление: детский дом – наша семья.

    - Расширять и закреплять представления о взаимоотно-

       шениях  в доме и в семье.

- Развивающие:

- Упражнять детей в умении составлять  творческие рассказы 

( о жизни в детском доме и его сотрудниках).

- Формировать умение вести коо рдинированный диалог между педагогом и ребенком, быть доброжелательными и корректными собеседниками.

- Развивать умение развернуто оценивать изображения,  созданные, как самим ребенком, так и его сверстниками, соблюдая уважительное отношение к работам товарищей.

- Воспитательные:

- Воспитывать интерес к своему детскому дому.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.    

Материал:  Большой  стол, фотографии  сотрудников детского дома, стенд для размещения рисунков, мольберт.

Предварительная работа:

1. Беседы о детском доме, о друзьях, о родственниках, которые поддерживают связь с детьми, о праздниках и традициях, о доброте.

2. Продуктивная деятельность: аппликация «Моя комната

3. Дидактические игры: «Хозяюшка», «Чудесный мешочек»,  «Давайте познакомимся».

4. Чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_bes_semya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа : «Я и моя семья».

Цель: воспитание у детей чувства любви и доброты к окружающим людям, чувство защищенности,  желание быть внимательными и заботливыми друг к другу.

Задачи: - Образовательные:

- Дать детям представление: детский дом – наша семья.

    - Расширять и закреплять представления о взаимоотно-

       шениях  в доме и в семье.

- Развивающие:

- Упражнять детей в умении составлять  творческие рассказы  

( о жизни в детском доме и его сотрудниках).

- Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, быть доброжелательными и корректными собеседниками.

- Развивать умение развернуто оценивать изображения,  созданные, как самим ребенком, так и его сверстниками, соблюдая уважительное отношение к работам товарищей.

- Воспитательные:

- Воспитывать интерес к своему детскому дому.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.    

Материал:  Большой  стол, фотографии  сотрудников детского дома, стенд для размещения рисунков, мольберт.

Предварительная работа:

1. Беседы о детском доме, о друзьях, о родственниках, которые поддерживают связь с детьми, о праздниках и традициях, о доброте.

2. Продуктивная деятельность: аппликация «Моя комната

3. Дидактические игры: «Хозяюшка», «Чудесный мешочек»,  «Давайте познакомимся».

4. Чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети вы живете в детском доме, и  уже знаете, что у нас есть свои правила, свои традиции, без которых нам было бы трудно. Я приглашаю вас за наш  стол, где мы поговорим  с вами о наших  традициях в  детском доме, поделимся впечатлениями, опытом, советами. (Дети усаживаются за один большой  стол).

Воспитатель: Всем удобно? Ведь когда мы сидим за  столом, мы видим каждого собеседника.

А сейчас я предлагаю послушать отрывок из стихотворения, которое написали  выпускницы одгого из детских домов - Виктория Кочурова и Алла Цаплина, а прочтет его Коля Черентаев (чтение стихотворения ребенком).

…Попали в детский дом мы не случайно:

Жизнь наша очень трудная была.

У каждого есть маленькая тайна

И горе, но «печаль моя светла».

По дому постоянно мы скучали:

Каким бы ни был, а родной наш дом.

Так трудно к детскому мы дому привыкали,

 Не знали, что семью мы здесь найдем…. 

Воспитатель: Дети, вы догадались,  о чем мы будем говорить? (дети: о семье, о детском доме, о друзьях).

На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются.

 А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость.

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своем друге? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости.  Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

Беседуем о доброте друг к другу. Ребята, а что значит быть добрым?

/Дети высказывают свое мнение, воспитатель обобщает, делает вывод/.  Это значит заботиться, беречь, помогать товарищам и взрослым, делать приятное, никого не обижать, не ссориться, хорошо трудиться, жить в мире и согласии.

Словесная игра: «Маленький – ласковый -  взрослый».

/Дети стоят в кругу, взявшись за руки/. Воспитатель предлагает назвать свое имя по заданной схеме. Например: Вова -  Вовочка -  Владимир.  Влад– Владик – Владислав,Коля-Коленька-Николай.

 Дети, а еще поговорим о взрослых, которые работают  здесь. Можно сказать, что воспитатели – ваши вторые мамы. Почему? (Ответы детей).  Конечно же,  они заботятся о вас, берегут и любят, волнуются за вас, во всем помогают.

Сейчас я покажу вам фотографии работников детского дома. А вы сами выберете себе любую фотографию и расскажите об этом человеке, составив небольшой рассказ: как зовут? кем работает?  как заботиться о вас? чем понравился вам? Или какую-нибудь  интересную историю об этом человеке.

/Дети рассматривают фотографии и выбирают себе по одной: директор детского дома, врач, медсестра, повар, воспитатели, руководители кружков,  учителя/

Рассказы детей. /Воспитатель поощряет, подсказывает детали, побуждает к монологу/.

Воспитатель: дети, как приятно слышать от вас такие хорошие слова о работниках детского дома. Мы узнали много интересного и полезного из ваших рассказов. Молодцы! Спасибо. Но не только они заботятся о вас, но и многие другие. Все эти люди стараются сделать лучше вашу жизнь. И вы знаете, что если вы заболели – вас будут лечить внимательные медицинские работники, если у вас возникли трудности – всегда придут на помощь воспитатели или другие сотрудники детского дома. /Воспитатель собирает фотографии/.

Проблемная ситуация:  Дети, а можем ли мы назвать нашу группу семьей? Почему? А детский дом?

После небольшого диспута дети приходят к выводу, что наша группа -  это маленькая семья, а детский дом – большая семья.  

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, кого можно назвать близкими родственниками? (ответы детей: сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя).  Правильно. Почти у всех у вас есть близкие родственники, которые поддерживают с вами связь. И это здорово. Хоть вы очень редко с ними видитесь – но это тоже ваша семья. Я знаю, что вы сильно скучаете по ним и с нетерпением ждете с ними встречи. А когда эта встреча наступает, вы рассказываете им о своей жизни, дарите рисунки или поделки, сделанные своими руками.

- А кто живет в ваших семьях?

(Мальчики рассказывают кто что помнит о своих родителях, бабушках и т.д)

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

- Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физкультминутка. 

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Беседа по пословицам .

- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

- А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

- А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Плакат  «Портрет  семьи».

Дети давайте и мы сделаем в своей группе панно из портретов нашей маленькой семьи. /Воспитатель предлагает приклеить портрет друга, или свой портрет, или кого – нибудь из взрослых. Дети укрепляют их на стенде/.

Воспитатель:  Мы много узнали о семье, о дружбе, о доброте.  А еще  нашу комнату украшает панно с вашими портретами. Молодцы!

Заключение:

- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

- Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

- Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)

- Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)

Давайте будем делать добро людям, радоваться жизни и тому, что у нас есть наша дружная СЕМЬЯ!

Использованы материалы из следующих источников:

  • И Пинтосевич «Действуй! 10 заповедей успеха».        
  • Л. Д. Столяренко "Основы психологии"
  • Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. Сазонов В. – 2005. - № 6
  • Педагогическая техника учителя. – 2005. - № 6 Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....

Беседа с детьми "Счастливая семья"

Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...

Беседа с детьми "Счастливая семья"

Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...

Проект "Моя семья" Беседа: "Семья - 7Я".

Проект "Моя семья"Беседа: "Семья - 7Я"....

Беседа о «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказке « Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.

В беседе производится разбор и сравнение сказки «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» и сказки « Белоснежка и семь гномов»в игровой форме.Цели:      ...

Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»

Беседа для родителей приёмной семьи:«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»...

Познавательная беседа «Этикет взаимоотношений в семье»

Познавательная беседа «Этикет взаимоотношений в семье»...