Классный час "Наши права".
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Дайлид Валентина Викторовна

Должны ли дети знать свои права?

Конечно. Но тема эта непростая. Важно не просто перечислить набор прав, но и объяснить ребёнку их значение. Поэтому и в семье, и в школе такие темы надо поднимать. И не в старших классах, когда ребёнок может уже всё в Интернете найти, а уже в начальных классах. На этом классном часе учащиеся в игровой форме познакомятся с некоторыми правами, узнают о Конвенции о правах ребёнка. И это знакомство с правами, с их нарушениями будет проходить на примерах из сказок, мультфильмов, когда ученики сами будут делать определённые выводы. Интересно и познавательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nashi_prava.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дайлид В.В.

Классный час  "Наши права"

Цель: в игровой форме познакомить с Конвенцией о правах ребёнка, воспитание гражданственности.

Форма проведения: конкурсно-игровая  программа

Сценарий классного часа.

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Сегодняшняя наша игра посвящена нашим правам.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?.. Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций.

Если в точности соблюдать все, что записано во Всеобщей декларации прав человека, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать... Ну а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Что мы и сделаем на нашей сегодняшней встрече с помощью примеров, случаев из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивались бы права человека. И в этом мы с вами сегодня убедимся.          (Фрагмент «Жихарки»)

ВЕДУЩИЙ. В Конвенции о правах ребенка записано, что “главное право каждого чело века — право на жизнь”. Маленький человек — ребенок — тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными; здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если родился слабым, больным — бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным, ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

ВЕДУЩИЙ. А сейчас посмотрите фрагмент сказки и вспомните её название.

                     Сказка о семи богатырях и спящей царевне.

ВЕДУЩИЙ. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась... Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала... Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой. Вспомнили название сказки? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива.              Ещё фрагмент сказки о семи богатырях.                                  Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

ВЕДУЩИЙ. Продолжим говорить о вашей безопасности. Похищение детей. Похитители бывают очень хитрые — могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?

Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: “Помогите, я не знаю этого человека”. Давайте, попробуем сказать эти слова все вместе. Раз, два начали.

Дети повторяют слова.

А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми, чтобы не были нарушены ваши права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия.

ВЕДУЩИЙ. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

Я приготовила ещё несколько фрагментов сказок, и мы вместе прокомментируем, какие права в них нарушены.

"Аладдин и волшебная лампа"

Я сейчас прочитаю вам маленький отрывок из этой сказки: "Аладдин поднял лампу и вдруг раздался громовой голос: — О, владыка лампы, я к твоим услугам. Я Маймун, сын Шахмхураша. Я – раб лампы и раб того, кто ею владеет. Требуй от меня, чего хочешь!"

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ: Ответ на этот вопрос мы найдем с вами в статье 4 Декларации прав человека. Звучит она так: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены во всех видах".

                       Сказка «Лягушка-путешественница».

ВЕДУЩИЙ: Одна из статей Декларации (13-я) звучит следующим образом: "Каждый человек имеет право свободно передвигаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину".

Вспомним теперь сказку В. Гаршина "Лягушка-путешественница". Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения. .

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ: Помните, как начинается сказка К. Чуковского "Бармалей"?

Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы
Будут вас кусать, Бить и обижать, — Не ходите, дети, В Африку гулять.

В этой сказке нарушены чьи-либо права?

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ. Правильно, "Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом", — гласит статья 6 Всеобщей декларации.

                      Сказку «Лиса, заяц и петух»

ВЕДУЩИЙ: Вот русская народная сказка "Лиса, заяц и петух". Помните, что говорил заяц животным, которые спрашивали, почему он плачет? — "Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала". Я сейчас перечислю разные права, а вы выберете, какое из них нарушила лиса в этой сказке:

право на жизнь;

право на труд;

право на неприкосновенность жилища;

право на свободу передвижения.

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ: Правильно. "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища". Так гласит статья 12.

                                   Сказка 12 месяцев.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос: Вспомните сказку С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев" и выберите правильное окончание следующей фразы. Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха...

отправила падчерицу в изгнание;

заставила покинуть родительский кров за совершение преступления;

подвергла ее жестокому, бесчеловечному обращению.

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ: А помните, что сделали с Буратино лиса Алиса и кот Базилио, когда он не согласился отдать им свои золотые?

"Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые..."

ВЕДУЩИЙ. Я перечислю несколько прав, а вы выберите одно (или несколько), которое нарушили разбойники в отношении Буратино:

  • право на свободу передвижения;
  • право не быть подвергнутым пыткам;
  • право на владение имуществом.

Ответы ребят.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.

Дети. “Гуси-Лебеди”, “Маша и Медведь”, “Снежная королева”.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случится беда?

Ответы детей.

ВЕДУЩИЙ. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — “Конвенция о правах ребенка”, где записаны основные права детей. Вот и вы и познакомились с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка и знаете, какими правами вы обладаете.

Но не забудьте о том, что, кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....

Классный час: «Права ребёнка – твои права»

Классный час: «Права ребёнка – твои права» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации...

Классный час «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)

Классный час направлен на раширение представления учащихся о правилах поведения на дорогах....

КЛАССНЫЙ ЧАС Классный час «Правила поведения в школе»

КЛАССНЫЙ ЧАСКлассный час «Правила поведения в школе» Классный руководитель: Несветайлова М.А.1 «Г» класс   Цели:·        Формировать у учащихся п...

Конспект классного часа «Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»

«Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»...