Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга
статья

Васкелайнен Любовь Ивановна

Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

D:\Desktop\ФОТО ДЛЯ нОВГОРОДА\yI22_kpS0ag.jpg         

     В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения, воспитания, интеграции и социализации детей мигрантов становится все более важной и значимой. Эта проблема не обошла и нашу школу. В Санкт-Петербурге происходит активный приток трудовых мигрантов и их семей, в городе возникает поликультурная и полиэтническая ситуация, которая распространяется и на систему образования.

В ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга все классы многонациональные. В нашем 4 классе 26 учеников.  Национальный состав класса:  русские- 4 чел., тувинцы- 4 чел., армяне- 6 чел., таджики- 1 чел., узбеки-8 чел., киргизы-2 чел., азербайджанцы-1 чел. У этих народов разное вероисповедание, традиции и особенности, но в школе  все мы живем одной дружной семьей.

Ежедневно  мы сталкиваемся со следующими проблемами:

1. Преодолением языкового барьера. Некоторые дети учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям, а некоторые дети прибыли в школу с нулевыми знаниями русского языка.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками и создает трудности при усвоении учебного материала.

3. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

4. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.

5. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением нормального образа жизни, вызывает у детей мигрантов чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях.

С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения.  

Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

Образовательная политика нашей школы с полиэтническим составом основывается на определенных принципах, которые позволяют создать благоприятную среду для обучающихся и педагогов. К числу таких принципов относятся:

 принцип толерантности;

 принцип равнозначности и взаимодействия культур;

 принцип гражданственности;

 принцип ответственности;

 принцип перераспределения;

 принцип легитимности.

Основным условием адаптации детей мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург, названа языковая интеграция, прежде всего она, предполагает дополнительные уроки русского языка во внеурочной деятельности. Не менее важной признана культурная интеграция, предполагающая сочетание национальных традиций и особенностей в контексте общероссийской культуры, а также патриотическое воспитание и физическое развитие.

В России всегда отдавалось предпочтение нравственным началам перед ценностями материальными, и сейчас в современном обществе создаются условия для воспитания человека, жизненными ориентирами которого должны стать духовно-нравственные ценности: добро, уважение, семья. Для того, чтобы воспитать гармоничную личность в детях разных национальностей, обучающихся в нашей школе, необходимо учитывать в педагогической практике, с одной стороны, сложившуюся национальную систему воспитания детей титульной нации, а, с другой стороны, помогать адаптироваться детям-мигрантам в новое сообщество с учетом традиций и культуры титульной нации, сочетая ее с традициями народов, которых представляют дети-мигранты. Успешность деятельности нашего образовательного учреждения во многом обусловлена той  средой, в которой наши ученики живут. Все это, безусловно, способствует формированию механизмов адаптации детей мигрантов в новом образовательном пространстве. Интеграция детей мигрантов требует квалифицированной помощи специалистов для более быстрого «погружения» в иную культуру и приобретения определенных качеств, свойственных представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.

О культурной жизни Санкт-Петербурга можно написать тома. Недаром наш город называют «культурной столицей» России. В нем царит особая творческая атмосфера. С петровских времен и до наших дней расцветают здесь всевозможные виды искусства. Главной особенностью петербургской культуры всегда была ее открытость всему новому. Причем с завидной гармонией в богатой и разнообразной культурной жизни города сосуществуют, казалось бы, противоположные стили и тенденции. Итог этого непрерывного слияния - уникальная атмосфера города.  Через организацию школьных мероприятий дети мигранты соприкасаются с наследием культуры России, окунаются в уникальную среду Санкт-Петербурга. Дети мигранты понимают, что человек другой культуры привлекает внимание окружающих и интересен им именно своей самобытностью, неповторимостью, своеобразием суждений, основанных на особой ментальности.

  • Музеи Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург славится не только красивейшей и исторической архитектурой и разводными мостами, но и своими познавательными музеями. В городе на Неве насчитывается более 200 музеев, среди которых немало детских, т.е. музеев, ориентированных на детскую аудиторию. Они представляют экспозиции, интересные и полезные для детей, вдобавок, в их стенах регулярно проводятся разные образовательные мероприятия: выставки, мастер-классы, кинопоказы, дискуссии и прочие события, которые позволяют детям с удовольствием и пользой проводить свободное время. Организация музейно-педагогической деятельности позволяет решить следующие задачи:

приобщение детей мигрантов к культурному наследию Санкт-Петербурга с помощью музейных экспонатов; формирование у них положительных установок по отношению ко

всем этносам Земли. Этот метод позволяет использовать ресурсы как школьного музея, так и музеев города. Наш класс организованно посещает следующие городские музеи: Российский этнографический музей,  Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей «Гранд Макет Россия», Музей истории религии, Петропавловская крепость, Музейный комплекс «Вселенная Воды» Кунсткамера,  Музей Арктики и Антарктики и др.

  • Портфолио ученика начальной школы

Портфолио учащегося – это организация системы накопительной оценки, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.  Совместно с родителями дети составляют странички: «Родословное древо моей семьи», обращая внимание на многонациональность в роду каждой семьи; «Моя семья»; «Мое имя», «Традиции моей семьи». Дети мигранты с удовольствием  знакомят одноклассников с данными страничками портфолио.

  • Классные часы, беседы, круглые столы

В нашем классе проводятся   классные часы, беседы  и круглые столы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимному уважению  независимо от национальности. Тематика бесед: «Народы мира», «Дружба народов»,  «Мы разные, но мы вместе», «Звезда Доброты»,  «Планета друзей»,  «Как быть толерантным»,  «Сила России – в единстве народов», «Учимся решать конфликты», «Умей сказать – НЕТ!», «Национальность без границ»,  «Быть принятыми другими не значит быть как все»,  «Что мы знаем о народах России",  "Мои права",  «Мир без границ»,  «Многонациональная Родина», «Мы такие разные»,  «Как жили наши предки, чем занимались?», «Какие праздники есть у других народов? Как они их проводят?»

  • Исследовательская деятельность по следующим темам:

«Старинные и памятные вещи в нашей семье»

 «Народное декоративно-прикладное искусство»

 «Народные загадки, пословицы и погшоворки - тайны и чудеса родного языка»

 «Общее и особенное в играх разных народов»

 «Тайны народных сказок»

«Традиции и обряды»

«Многокультурный мир глазами детей»

«Диалог-путь к пониманию»

  • Недели начальной школы

В нашей школе была разработана и успешно проведена неделя начальной школы «Ай, да масленица». Масленица - яркий, интересный праздник, который пришел к нам с языческих времен.  Цель: развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса, обучающихся через приобщение к народным традициям.

Задачи: актуализировать знания учащихся о русском фольклоре, народных традициях, природе и русском языке; развивать познавательную и творческую активность детей, их интеллектуальный уровень; воспитание чувства любви к России, уважения к ее народным традициям; раскрыть секреты приготовления блинов; формировать представления о русских традициях, учиться работать в коллективе « ученик-взрослый». Не менее успешно прошла и предметная неделя в начальных классах "По волнам  литературных приключений». Дети мигранты с увлечением читали русские сказки, разгадывали загадки, запоминали пословицы и поговорки, решали ребусы, узнавали сказочных героев.

  • Театрализация

На основе театрализованной деятельности на уроках литературного чтения можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому театрализация выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.  Решение проблемы интеграции и психологической адаптации детей мигрантов в школе состоит в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. Театрализация  создает условия, содействующие социальной адаптации детей мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество. В нашем классе  активно применяются методы театрализации. Они позволяют освоить школьные предметы, социальные роли, принятые в данном обществе, изучить язык и благодаря игровой форме способствуют культурной и социальной адаптации детей из семей мигрантов.

  • Внеурочная деятельность

Проживая в европейском городе, таком, как Санкт-Петербург, мигранты должны следовать тем правилам, которые приняты в мегаполисе. Детям, изучающим правила европейского этикета на внеурочных  занятиях «Школа этикета», проще адаптироваться в нашем сообществе, так как в игровой форме они воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем. Решению проблемы адаптации детей мигрантов в нашем классе способствуют внеурочные занятия: «Книголюбы», «Секреты слова», «Занимательный русский язык». Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур на внеурочной деятельности «Театральные игры», способствуют процессу интеграции. Дети мигранты должны знать культуру, обычаи, традиции народа той страны, в которой они живут. Эти задачи помогает  решать программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России».

  • Классные и школьные праздники

Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой; они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Практика освоения детьми-мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благоприятно воздействует на них. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности современному миру и своей этнической культуре (т. е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения). В нашем классе традиционно проводятся праздники народного календаря: Рождество, Масленица, День славянской письменности Кирилла и Мефодия, Международный день родного языка (21 февраля),.  Международный деньТолерантности (16 ноября). В конце учебного  года в нашем классе традиционно проводится праздник «Школа – территория дружбы».

  • Приобщение детей мигрантов к ценностям культуры России средствами дополнительного образования.

Дополнительное образование, помимо русского языка, предполагает формирование «российской картины мира»  для детей мигрантов. В нашей школе созданы условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении, что находит отражение в перечне объединений и  содержании занятий дополнительного образования. Мои ученики посещают  занятия в объединениях: «Традиции предков - шаг в будущее»,  кружок «Куклы народов мира», танцевальную студию «Танцы народов мира», ИЗО-студию,  кружок «Спортивные танцы» и «Черлидинг», кружок «Бумажное макетирование», «Лего-конструирование»,  кружок для юных биологов «Не болей-ка».

  • Выставки детских рисунков

Дети с удовольствием рисуют. За счет погружения в мир художественной культуры Санкт-Петербурга детям  мигрантам  интереснее и проще интегрироваться в новую социальную среду Темы выставок: «Дружат дети всей Земли», «День Земли», «Мамины глаза», «Масленица», «Дворики Коломны», «Рождественский Петербург», «Планета друзей», «Культура моего народа», «Шире круг».

  • Литературно-музыкальные гостиные

Литературно-музыкальные гостиные- это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, гибкая форма организованного общения, это один из видов праздников, литературных вечеров, возможность вспомнить прочитанное, открыть что-то новое, важное, главное для себя. Любая информация, полученная читателем в ходе подготовки и проведения такого мероприятия, развивает, расширяет потребности и вызывает к жизни новые. Темы:   «Дороги Победы», «Люблю тебя, Петра творенье», «Поэзия разных национальностей», «Русская поэзия»,  «Я – петербуржец»,  «Пёстрый глобус» и др.

  • Конкурсы

Дети мигранты с удовольствием участвуют в различных районных  и городских конкурсах. Конкурсы чтецов: «Живое поэтическое слово», «Ветры горы разрушают - слово народы подымают», «Разукрасим мир стихами», «Поэзия - музыка слов».  Исследовательские конкурсы: «Ступеньки в науку», «Леонардо», «Юные исследователи».

Художественные конкурсы: «Мир в капле осени»,  «Картина из мусорной корзины»,  «Мамины глаза» и др.

  • Классный проект «Ключи от города»

С целью вовлечения детей мигрантов  в социокультурное пространство Санкт-Петербурга был разработан и проведен классный проект  «Ключи от города». Ученики нашего класса совершили увлекательное путешествие по историческим и культурным достопримечательностям Санкт-Петербурга, поучаствовали  в интерактивной викторине на знание интересных и необычных фактов об истории создания Петербурга. Так же дети в ИЗО - студии нарисовали достопримечательности Санкт-Петербурга и сделали огромную картину, которая украшает холл 2 этажа. Экскурсионная работа помогает учащимся глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием народов России,  а также совершенствовать коммуникативные навыки, преодолевая психологические барьеры. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду, как природную, так и социальную.

  • Родительские собрания

Информирование родителей  (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.); – психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями, создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка ) . Организация родительских собраний на темы: «Семейные традиции разных национальностей»,  «Формирование нравственных основ личности школьника в многонациональном обществе». Оформление родителями папки – передвижки «Семейные традиции разных национальностей».

  • Экскурсии в детские библиотеки им. А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Детские библиотеки  имеют опыт работы с детьми разных национальностей. Через проведение культурно – образовательных мероприятий, развитие способностей к восприятию прекрасного,  библиотеки могут помочь в формировании навыков межнациональных отношений среди детей разных национальностей. В библиотеке дети мигранты рассматривают иллюстрации в книгах о доброте, дружбе народов,   о России.

  • Стенгазеты  

Стенгазета — это информационный материал на конкретную тему. Она может быть посвящена определенному празднику, человеку, событию, в качестве подтверждения проделанной работы. Дети мигранты с удовольствием делают стенгазеты своими руками, проявляют  фантазию,   отображают  эмоциональный настрой. В результате получаются  очень живые композиции: «Петербург и петербуржцы»,  «Служение во имя России», «Словарь толерантности», «Этнографический портрет школы», «Мы родом из Санкт-Петербурга», «Петербург многонациональный», «Национальный портрет Коломны», «Национальность - Петербуржец», стенгазеты из семейных фотографий «Мир глазами детей».

  • Народные игры

Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, который дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игры учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности. В народные игры дети с удовольствием играют в группе продленного дня, на уроках физической культуры. 

  • Народная музыка

Подбор народной музыки разных национальностей для прослушивания в группе продленного дня.

  • Выводы:

Специалисты отмечают комфортность пребывания детей в нашей школе, их позитивное отношение к процессу обучения, эмоциональное принятие личности учителя;  дети мигранты в начальной школе не пропускают уроки без уважительных причин, не стесняются участвовать в обсуждениях, ролевых играх, групповой работе. В этих условиях происходит систематическое интернациональное воспитание детей. Национальная принадлежность играет не решающую роль в общении детей, здесь главное – вызывает ли человек интерес как личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его. Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации. Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив  Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.  На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство всем педагогическим процессом и вопросами интернационального воспитания. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость по отношению к детям любой национальности. Только при таких условиях, возможно, избежать формальное и механическое объединение детей, не понимающих языка друг друга, привить им те качества, которые необходимы для подлинного интернационалиста. Та же чуткость и такт необходимы и тогда, когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой национальности,  необходимо создание комфортной среды, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, обеспечением чувства защищенности каждого ребенка. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым – и сохранить такое отношение ко всем народам.