Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.
статья (3 класс) на тему

Коньшина Татьяна Александровна

В публикации рассматривается вопрос об использовании культурного потенциала  города   в процессе воспитания и формирования личности младшего школьника. В качестве примера есть возможность познакомиться со структурой программы внеурочной деятельности "Невский проспект. Из века в век".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная проектная деятельность в рамках образовательного пространства Санкт-Петербурга.

      Воспитание предполагает создание воспитывающей среды. Очевидно, что чем богаче эта среда, тем больше возможностей для воспитания личности, становления ее мировоззренческой позиции она представляет.

        Культурно-образовательная среда Петербурга призвана обеспечить младшему школьнику опыт поведения, «опыт быть личностью».

       Младший школьный возраст – возраст особый. Ребенок по сравнению с дошкольным периодом уже приобрел некоторую самостоятельность, но пока еще почти полностью зависит от взрослых в проведении своего свободного времени. Он не может один пойти в музей, театр, записаться в музыкальную или спортивную школу. Как правило, родители или учитель решают, чем и где будет заниматься ребенок в свободное от школьных занятий время, какой театр ,музей следует посетить, какой журнал выписать и т.д. В то же время родительский контроль постепенно ослабевает, по мере взросления, самостоятельность возрастает, но, привыкнув к опеке старших, ребенок далеко не всегда готов сам принять решение, осуществить свое намерение, направить свою энергию на культурообразные цели.

      Здесь уместно вспомнить о том, что мы живем в Санкт-Петербурге, городе, располагающем огромным потенциалом. Теоретически все мы понимаем, каким богатством обладаем – насыщенная событиями история, огромное количество памятников и памятных мест, более 300 музеев и около 100 театров, богатая фестивальная жизнь, научные и академические школы, лучшие специалисты, культурная элита общества… Здесь, кажется ,сам воздух должен воспитывать личность гармонично развитую, духовную и нравственную.

  Но мы должны отдавать себе отчет, что это только потенциал – те гипотетические возможности, которые дает нам Город. Поэтому так важно проследить, что из этих колоссальных возможностей, которыми обладает Санкт-Петербург как культурный центр, адресовано детям младшего школьного возраста, и насколько востребованной младшими школьниками оказывается культурно-образовательная среда города.

  Основой культурно-образовательной среды являются архитектурный облик города, его история, высокий культурный уровень населения. Все это создает особую петербургскую атмосферу, особый стиль, который впитывается жителями города с детства.

     На содержательном элементе остановимся подробнее. В содержании культурно-образовательной среды младшего школьника можно выделить несколько блоков: атмосферу города, общественные институты, учреждения культуры, средства массовой информации.

    Общественные институты ,функции которых – образование детей: семья, школа, детские дома, учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, дома творчества юных, драматические студии и т.д.

    Общим для этих структур  является длительное общение с ребенком, забота о его воспитании и развитии .Наиболее целенаправленно и последовательно образовательным процессом занимается школа, именно она призвана устанавливать различные связи с другими общественными институтами.

    Как мы используем эти возможности в педагогической практике? Какие педагогические технологии применяем, чтобы преобразовать пространство Санкт-Петербурга из красивой иллюстрации в пространство жизни ребенка?

    Эти размышления и привели нас к идее создания интегрированной программы, в которой школа и пространство города создавали бы единую воспитывающую среду. Предполагалось, что осваивая ее, школьник не только бы познакомился бы с  историей города, но и расширял границы своего присутствия в городском пространстве, приобретал опыт городского образа жизни, навыки исследовательской и творческой деятельности.

    Очевидно, что системообразующим звеном в этой программе послужил курс истории и культуры Санкт-Петербурга, который преподается в гимназии. В урочной деятельности ученики получают информацию о городе, постигают «азбуку горожанина» ,учатся «вписывать» свою жизнь в пространство города. Отталкиваясь от содержания учебного курса, была выбрана тема интегрированной программы – Невский проспект. Центральная магистраль города является важнейшей доминантой в освоении учебного предмета, ей посвящено несколько уроков в курсе истории и культуры Санкт-Петербурга. Однако этого недостаточно, чтобы выстроить ретроспективу развития города – от первых лет его жизни до дня сегодняшнего, показать преемственность городских традиций, помочь осознать школьнику свое место в этом временном потоке.

   Эти задачи и вызвана решить интегрированная программа «Невский проспект. Из века в век». Знания о главной улице города, полученные на уроках истории и культуры Санкт  –Петербурга, органично используются и развиваются в самостоятельной исследовательской деятельности учеников, которая полноценно разворачивается в рамках внеурочной работы. Третьим, неотъемлемым элементом Программы является творческое осмысление приобретенных представлений о городе. Наиболее эффективно «прочувствовать» время, вжиться в его атмосферу, с нашей точки зрения, помогают занятия в театральной студии.

   Таким образом, программа «Невский проспект. Из века в век» состоит из трех взаимосвязанных компонентов: курс истории и культуры Санкт  – Петербурга, проектная исследовательская деятельность и занятия в театральной студии.

   Программа состоит из трех содержательных блоков :  Невский проспект. Век XVIII; Невский проспект. Век XIX ; Невский проспект. Век XX. Каждый блок структурирует содержание по тематическим линиям: история, архитектура, традиции, транспорт. Изучение каждого содержательного блока завершается творческими проектами, подготовка и реализация которых является  прерогативой дополнительного образования. Так, например, блок XVIII  века заканчивается проведением ассамблеи, блок XIX  века –проведением бала, а блок XX  века -проведением маскарада. В этом году мы работаем в жанре эксперимента, программа только обретает свои контуры. В настоящее время мои ученики завершили путешествие по Невскому проспекту XVIII века и приступили к освоению города века XIX . Предполагаю, что и дальнейшая работа по программе вызовет у детей не меньший энтузиазм, стремление к творчеству, исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)

В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литератур...

Комплексная программа, экспериментальная форма организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности учащихся (ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга)

Комплексная программа «Найди себя. Попробуй все» представляет из себя экспериментальную, для нашей школы, форму организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности учащ...

Формировании среды интеграции детей мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

Основная задача поликультурного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания....

Конспект урока на тему :"Музейное пространство Санкт-Петербурга"

Мною предоставлен конспект урока посвящённый путешествию по музем города Санкт-Петербург....

Конспект урока на тему :"Музейное пространство Санкт-Петербурга"

Мною предоставлен конспект урока посвящённый путешествию по музем города Санкт-Петербург....

Формирование среды интеграции детей-мигрантов в культурное пространство Санкт-Петербурга

Данная статья представляет практический опыт учителей  начальной школы ГБОУ СОШ № 259 имени М.Т.Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в решении проблем обучения, воспитания,...