Родительское собрание
методическая разработка (2 класс)

Ерёмина Инна Викторовна

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ерёмина Инна Викторовна

Учитель начальных классов

ТОО «Alpamys School»

г. Нур-Султан

Родительское собрание на тему:

 "Роль семьи в воспитании современных детей"

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Цели:

1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовка: за неделю до собрания учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты.

Анкета для учащихся.

1. Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды

отражается солнце, как в деталях отражается

нравственная чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский

Ход собрания:

1 слайд Родители выбирают разноцветные полоски, по цветам делятся на 2 группы.

2 слайд Игра «А у вас, а у вас..» (Родители становятся в 2 круга. Один круг движется, участник внутреннего круга говорит: А у вас, а у вас красивые слова и т. Д..)

1. Информационная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей. Что собой представляют современные дети? Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений?

3 слайд Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина (2002) считает: "Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха".

4 слайд Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин:

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит какими вырастут их дети.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Практическая часть. 

5 слайд Задание для группы 1.  Выявить положительные факторы воспитания в семье, при правильных методов воспитания.

Какие применяете методы воспитания в своей семье, которые положительно влияют на воспитание ребёнка?

Решение: Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше.

Задание для группы 2. Как семья может навредить ребенку при неправильных методах воспитания.

6 слайд  Могут быть выделены 3 тактики воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство".

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи ( в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Задание для группы 3. (выступаю последними) Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Запишите ваше мнение в таблицу.

Если родители помогают

Если родители не помогают

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Неделю назад ребята из нашего класса отвечали на вопросы анкеты. Вот какой результат получился.

(Классный руководитель знакомит родителей с вопросами анкеты и результатами анкетирования).

Таково мнение детей об их роли в семье.

Я предлагаю вам пройти тестирование на выявление родительского отношения к детям (Родителям предлагается тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В .В.Столина)) [2].

7 слайд Тест "Какой я родитель?"

Этот тест поможет вам определить в каком состоянии вы находитесь в отношении ваших детей. Благодаря полученным результатам вы сможете скорректировать свое поведение, сделав воспитание детей максимально эффективным.

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Когда не знаете как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.

3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.

4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.

5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.

6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

8 слайд Подсчет результатов.

За каждый ответ "ДА" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а так же за ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 баллов.

За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" - по 5 баллов.

Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 баллов.

Вы прекрасно понимаете собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствуют открытое поведение, терпимость, вас можно считать примером для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.

50 - 99 баллов.

Вы находитесь на пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером ребенка. Есть несколько проблем, которые вы в состоянии решить, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже.

0 - 49 баллов.

Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителям, ставшим добрыми друзьями и проводниками на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется сторицей.

Если вы относитесь ко второй или тем более третьей группе людей, описанных в тесте, конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний ни о семейной психологии, ни о психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов. А по сему, если вы хотите иметь гармоничные отношения со своими детьми, то стоит заняться самообразованием, а возможно и прибегнуть к помощи психолога. Вам решать.

Возможно, проанализировав ваше родительское отношение к детям, вы захотите что-то изменить во взаимоотношениях со своими детьми.

9 слайд Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.

2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

10 слайд И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

11 слайд Ребёнок- зеркало души. В.А. Сухомлинский.

Для ребёнка семья – это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочуствовать.

12 слайд А теперь предлагаю посмотреть социальный ролик. «Прививка Любви» Дмитрий Дюжев https://www.youtube.com/watch?v=FHSd5CSSxxw

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими.

13 слайд Предлагаю написать письмо сыну или дочери.

Хочется закончить наше собрание словами Великого педагога А.Макаренко "Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Всего Вам доброго, до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в воспитании современных детей.

Слайд 2

Пожелаем друг другу хорошего настроения! А у вас, а у вас …

Слайд 3

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребёнок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В. Кузьмина: «Здоровый ребёнок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но и блокируются или самоблокируются под влиянием страха».

Слайд 4

Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них снижено внимание, не хотят выполнять требования взрослых, проявляют агрессию. 1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на Т V ) 2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям. 3. Родители не всегда используют современные методы работы с детьми, пользуются устаревшими. Проблемы детей начинаются дома, родители должны понимать, только от них зависит какими вырастут дети.

Слайд 5

Работа в группах Задание для группы 1: Какие применяете методы воспитания в своей семье, которые положительно влияют на воспитание ребёнка? Задание для группы 2: Как семья может навредить ребенку при неправильных методах воспитания ? Задание для группы 3: Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают. Запишите ваше мнение в таблицу.

Слайд 6

3 тактики воспитания в семье: диктат, опека, невмешательство. Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других. Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности. Невмешательство – родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Слайд 7

Тест «Какой я родитель?» Этот тест поможет вам определить в каком состоянии вы находитесь в отношении ваших детей. Благодаря полученным результатам вы сможете скорректировать свое поведение, сделав воспитание детей максимально эффективным. Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

Слайд 8

Подсчёт результатов За каждый ответ "ДА" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также за ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 баллов. За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" - по 5 баллов. Подсчитайте полученные очки . 100 - 150 баллов. Вы прекрасно понимаете собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствуют открытое поведение, терпимость, вас можно считать примером для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка . 50 - 99 баллов. Вы находитесь на пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером ребенка. Есть несколько проблем, которые вы в состоянии решить, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже . 0 - 49 баллов. Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителям, ставшим добрыми друзьями и проводниками на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется сторицей.

Слайд 9

Ряд принципов во взаимоотношении с современными детьми: 1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию. 2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. 3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество. 4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

Слайд 10

Внутрисемейные психологические факторы: - Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним; - Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты; - Уважать право ребенка на собственное мнение; - Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Слайд 12

Видеоролик «Прививка любви» Дмитрий Дюжев https://youtu.be/FHSd5CSSxxw

Слайд 13

Письмо моему сыну… Письмо моей дочери…

Слайд 14

А. Макаренко Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.



Предварительный просмотр:

`

8. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.  

Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

Памятка

для родителей


4. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

"Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

А. Макаренко

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

5. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

6. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

7. Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.



Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________________________

1. Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Ф.И.________________________________________

1. Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры с родителями.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.



Предварительный просмотр:

Тест "Какой я родитель?"

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.

3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.

4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.

5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.

6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Тест "Какой я родитель?"

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.

2. Когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.

3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.

4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.

5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.

6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...