Программа курса внеурочной деятельности для 1-2 классов "Перекресток"
рабочая программа

Усачёва Наталья Владимировна

Работа кружка   рассчитана на  33часа в первом  классе. 34  часа  во втором классе. Занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке  с использованием  наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_vd_perekrestok.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.

Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.

Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.

Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.

Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.       

                           Работа кружка   рассчитана на  33часа в первом  классе. 34  часа  во втором классе. Занятия проходят в классе, на улице, в библиотеке  с использованием  наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения; учить  уважать  и     соблюдать дорожные правила
  2. Формировать у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
  3. Прививать культуру безопасного поведения на дорогах, первичные навыки  оказания первой медицинской помощи при ДТП.
  4. Обучать школьников правилам дорожного движения.
  5. Обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое  воспитания.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной          деятельности

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных чрезвычайныхситуаций;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде

всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний

о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,

его образования, труда и творчества;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания  и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных  учебных действий: 

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные как владение способами организации, планированияразличных видов деятельности (репродуктивной, поисковой исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествования.

Результаты освоения программы:

                            Уровень подготовки детей первого года обучения:

Должны знать:

  1. Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
  2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  3. Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода.
  4. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
  5. Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.
  6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках.
  7. Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.
  8. Где и как можно кататься на велосипеде.

Должны уметь:

  1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
  2. Определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.
  3. При необходимости, обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
  1. Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.
  2. Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде.

Уровень подготовки детей второго года обучения:

Должны знать:

  1. Наиболее характерные и частые ошибки поведения пешеходов на улицах и дорогах, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
  2. Названия, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки.
  3. Дорожную разметку на улицах и дорогах, в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
  4. Правила безопасного поведения школьников на городских улицах и загородных дорогах.
  5. Значения сигналов светофоров для транспорта и пешеходов.
  6. Значения сигналов регулировщиков для транспорта и пешеходов.
  7. Что такое перекресток, какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы и населенного пункта.
  8. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
  9. Виды травм, средства оказания первой медицинской помощи.
  10. Правила управления велосипедом.

Должны уметь:

  1. Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
  2. Определять для пешехода безопасное расстояние до движущихся транспортных средств.
  3. Вежливо и этично вести себя  в общественном и личном транспорте.
  4. Оказывать элементарную медицинскую помощь пострадавшим  в ДТП
  5. безопасно управлять велосипедом. .

Содержание программы

1.        Вводное занятие (1 ч)

На первом вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой кружка «Перекрёсток», узнают о правилах внутреннего распорядка, о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время экскурсий, при проведении мероприятий.

2.         Дорожная азбука (7 ч)

Темы уроков:

  • Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.
  • Почему на улице опасно? Дисциплина на улице - залог безопасного движения.
  • Где и как надо переходить дорогу?
  • Как нужно ходить по улицам группами,
  • Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).
  • Наши друзья - дорожные знаки,  светофор (светофор и его сигналы).  
  • Дорога - не место для игр.
  • Встречи с инспектором ГИБДД.

                Практические занятия  - отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы или колонны школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток.  Экскурсия с целью ознакомления - «Наш микрорайон».

3.        Игра - дело серьезное (7 ч)

Все темы, для доступности и интереса юных кружковцев, преподносятся в виде игры. Знать правила дорожного движения - очень важно и серьезно, и чтобы занятия не сводились к изучению теории, зазубриванию дорожных знаков, ребятам предлагается поиграть в пешеходов, водителей, инспекторов, врачей, родителей.

Игры:  

  •  «Занимательные эстафеты» (подвижная игра).
  • «Злостный нарушитель ПДД и страж порядка» (сюжетно-ролевая игра).
  • «Пешеход - водитель» (сюжетно-ролевая игра).
  • Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
  • Настольные игры
  • Имитационная игра «Автобусы».
  • Игра «Заяц» (подвижная игра).
  • Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
  • Игра - экскурсия «Знающий пешеход».
  • Игра на внимание «Огни светофора».
  • Игра «Собери картинки» (игра на внимание).
  • Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
  • Игра «Эстафета автомобилей» (подвижная игра).
  • «Поиски жезла» (игра на координацию движения).

4.        Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый  (5 ч)

Занятия по данной теме направлены на развитие творческих способностей детей.

  • Конкурс рисунков и комиксов по ПДД   (школьный, окружной, областной уровни)
  • Оформление стенной газеты, уголка класса.
  • Изготовление дорожных знаков.
  • Выпуск буклетов для младших школьников
  • Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
  • Конкурс «Мои новые знаки».
  • Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке по ПДД.

5.        В гостях у доктора Айболита (3 ч)

  • Рассматривание различных ситуаций ДТП.
  • Что делать, если необходима помощь?
  • Действия при ДТП.
  • «Не навреди!» (что нельзя делать по отношению к пострадавшему в ДТП).
  • Встреча с медицинским работником (практическое занятие).

6.         Дарить радость людям (3 ч)

• «Дорожный этикет».

  • Взаимопомощь (переведи через дорогу младшего, помоги пожилому).
  • Шефская помощь (устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов).

7.         Праздник для всех - Мастерская ЮИДД (7 ч)

        В связи с возрастными особенностями детей, а это любознательный и увлеченный возраст, самое большое количество часов отводится на праздники.

  • Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
  • Подготовка и проведение театрализованных праздников: «В королевстве дорожных знаков», «Знай правила движения, как таблицу умножения!», «Петя Светофоров в стране дорожных знаков».
  • Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теоретическ. часов

Практическ. часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Дорожная азбука

7

5

2

3

Игра – дело серьезное

7

1

6

4

Три волшебных цвета – красный, жёлтый,  зелёный.

5

-

5

5

В гостях у доктора Айболита

3

2

1

6

Дарить радость людям

3

2

1

7

 Праздник для всех - Мастерская ЮИДД

7

2

6

Итого:

33

13

21

Второй год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теоретическ. часов

Практическ. часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Дорожная азбука

7

5

2

3

Игра – дело серьезное

5

-

5

4

Три волшебных цвета – красный, жёлтый,  зелёный.

5

-

5

5

В гостях у доктора Айболита  - первая медицинская помощь

3

2

1

6

Двухколёсный друг - велосипед

3

2

1

7

 Праздник для всех - Мастерская ЮИДД

10

2

8

Итого:

34

12

22

        

Литература.

  1. Методические рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ) / авт. кол. под рук. С. В. Барканова, О. А. Ни-коновой, -М., 2001.
  2. Азбука дороги. Книжка - картинка. - Ярославль, 1980.
  3. Аксонов, И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.
  4. Бойко, Е. И. Время реакции человека / Е. И- Бойко - М.: Медицина, 1984.
  5. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов)/ под ред. И.П. Ижевского, - М., Просвещение, 2007.
  6.  Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004..
  7. Дети и дорога. Младший школьник на улице: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. - М.: Информатик, 1994.
  8. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С. С. Левитина. - М., 1998.
  9. Ковалько В.И. Игровой модульный крс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 класы. – М., ВАКО. 2006.
  10.  Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
  11.  Справочник классного руководителя: внеклассная работа  школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина.- М., Глобус, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"

Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.Главная цель:   выявление наиболее сп...

Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»

Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...