"Экологическое ассорти"
классный час (3 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и

преумножение  ее  богатств; воспитание  любви  к  природе  и  родному  краю  и

навыков правильного поведения человека в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_klassnyy_chas_3_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 8

Классный час:"Экологическое ассорти"

Цели: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и

преумножение  ее  богатств; воспитание  любви  к  природе  и  родному  краю  и

навыков правильного поведения человека в природе.

Речь  сегодня пойдёт о нашей планете,  о её природе, о нас  с вами, о

нашем отношении к Природе.

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

            В  последнее  десятилетие  мы  всё  чаще  слышим  слово  «экология».  Эта

наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как

это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» -

«жилище,  дом»  и  «логос»  -  учение.  Наука  о  жилище,  доме.  А  что  мы  с  вами называем общим домом? Правильно, Природу.

А  обитатели  этого  дома  –  звери,  птицы,  рыбы,  насекомые,  травы,  деревья,

водоросли, микробы и все мы – люди.

            Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь.

Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не

ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

            В  общепланетном  доме,  на  лоне  природы,  люди  ведут  себя  как  хулиганы.

Они  часто  думают,  что  кладовая  природы  неисчерпаема,  а  богатства  планеты

безграничны.  Это  опасное  заблуждение.  Заблуждением  является  и  то,  что  почва,

вода  и  воздух  самоочищаются,  как  бы  мы  их  ни  загрязняли,  а  также  и  то,  что

вредных живых созданий надо уничтожать.

Экологический  календарь. И  сегодня  перед  людьми  стоит  задача

сохранить  природные  богатства  для  будущих  поколений.  Поэтому  был создан

специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Учитель: Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

  1. Эй, вы там, как живёте?
  2. Хорошо живём.
  3. Школьные проблемы решаете?
  4. Решаем.
  1. А что, много проблем?
  2. Хватает.
  3. Как вам дышится?
  4. Отлично.
  1. Как вам плавается?
  2. Прекрасно.
  3. А как гуляется на природе?
  4. А где природа?

- Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

- Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.

( Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных. )

Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды некоторых рек  обнаружено наличие ртути.

Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем городе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

Учитель: - Я считаю, что, только соблюдая обычаи и традиции своего народа, зная свой язык и культуру, человек сможет стать  настоящим сыном своей земли.

Девочка: - В атмосферу Кузбасса ежегодно выбрасывается (по неполным данным) более 1,5 млн. т. вредных промышленных выбросов.

Мальчик: - Масштабы образования отходов в городах грандиозны только в Новокузнецке в сутки удаляется в отвалы более 500 железнодорожных вагонов, по 60тонн каждый.

Девочка: - Города региона традиционно лидируют в рейтинге самых экологически неблагоприятных населенных пунктов Кузбасса.

Мальчик: - Закрывающиеся шахты и разрезы нарушают естественные водопротоки, так как нередко угольные разрезы уходят на глубину до 350м., а водоносные горизонты находятся на уровне 200м. Куда пойдет вода? Естественно вниз.

Девочка: - Экологической проблемой Кузбасса является утилизация и обезвреживание твердых бытовых отходов. Количество их увеличивается год от года. Кузбасс занимает первое место в Сибирском федеральном округе по образованию мусора.

Мальчик: - Темпы роста свалок превышают темпы прироста населения в 3-4 раза. Если разделить весь тот мусор, что завалил Кузбасс, поровну на всех, получится 510 килограмм на человека – рано или поздно проблему утилизации все равно придется решать. 

Девочка: -Достаётся и кузбасским рекам. Они загрязнены нефтепродуктами, фенолами летучими, соединениями азота, железа, цинка, марганца, меди, пылью. 

Мальчик: - Проблема водопользования, обеспечения водой народного хозяйства и питьевой водой населения в Кемеровской области за последние 10 лет беспрецедентно обострились. Только за последние 30 лет из 905 рек в Кузбассе уничтожено хозяйственной деятельностью около 200, которые ранее питали чистой водой главную водную артерию региона — реку Томь.

Девочка: -Идет массовое истребление ярко цветущих, приятно пахнущих трав, лекарственных растений вблизи городов, в зонах однодневного отдыха.

Массовые выезды отдыхающих “на природу” сопровождаются уничтожением целых полян известных саранок, иван-чая, огоньков, лесных колокольчиков и других растений.

Большой ущерб растительному миру наносят лесные пожары. В настоящее время идет корректировка “Красной книги” Кузбасса, в которую уже занесены десятки видов различных растений.

Я - лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу,
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!

Девочка: За последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья.

Большой вред фауне Кузбасса приносит распашка земель, применение пестицидов, ядохимикатов, лесные пожары, открытые горные работы и взрывные работы, вырубка лесов и загрязнение водоемов.

Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Капелька”. Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.

I ТУР

Викторина “Ромашка”

- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.

- Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.

- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.

- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей

- О каком цветке идёт речь? (О розе)

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)

II ТУР

Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.

Задания для команды “Родничок”:

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

Задания для команды “Капелька”.

1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

III ТУР

Учитель: - Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы ценить прекрасное в природе, должным образом выражать свои чувства.

Игра «Мы - артисты!»

Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.

1.

Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, обезьяны.

2 .

Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать

3. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

4.Пофантазируйте: что было бы, если ...:

- Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

- Не стало бы воды?

- Исчезли бы птицы?

Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Учитель
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Итог.

Творческий конкурс

Учитель: Ребята, дома вы должны были изготовить гербарий. Давайте проведем выставку ваших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти", 2 класс

С помощью увлекательных конкурсов учащиеся обобщают знания по изученным разделам "Растения", "Звери", "Птицы", "Насекомые", "Рыбы" из курса "Окружающий мир" 2 класс...

«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педа­гогам дополнительного образования, педагогам-организа­торам, учителям экологии, биологии, воспитателям детс­кого сада, занимающихся ...

Экологическое ассорти "Я хочу дружить с природой".

Цель родительского собрания  через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей....

экологическое ассорти

игра квн по окружающему миру 4 кл...

внеклассное занятие по окружающему миру "Экологическое ассорти"

Занятие проводится в виде игры двух команд, состоящей из трёх туров. Участники - учащиеся 2-4 классов.В ходе игры дети вспомнят интересные факты из жизни природы и узнают много нового....

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти"

Мероприятие расширяет и углубляет природоведческие знания учащихся, воспитывает бережное отношение к природе. Проходит в виде конкурса двух команд, учит взаимопомощи и развивает познавательные способн...

Турнир знатоков природы «Экологическое ассорти» для учащихся начальных классов

Мероприятие является формой экологического образования и воспитания. В процессе игры учащиеся приобретают навки общения, учатся соединять знания и умения, проявлять творческие способности....