«Кому легче жить культурному или не культурному человеку?» (1 класс)
план-конспект занятия (1 класс)

Классный час направлен на расширение представления детей о правилах этикета;  умение правильно оценивать себя и других; формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kul_turnyj_chelovek.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Кому легче жить культурному или не культурному человеку?»

Цель: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни

- раскрыть сущность понятий «культура» и «этикет»
- активизировать словарь детей
- формировать представление у детей о культуре и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе

Планируемые результаты:

  1. Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач
  2. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ
  3. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Образовательные ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/16/komu-legche-zhit-kulturnomu-ili-ne-kulturnomu-cheloveku
  2. https://infourok.ru/programma-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya-krasota-spaset-mir-399826.html

План занятия:

1. Организационная часть

1.1 Приветствие

1.2 Эмоциональный настрой

2. Вводная часть

2.1 Введение в тему занятия

3. Основная часть

4. Заключительная часть

4.1. Подведение итогов. Рефлексия

Сценарий занятия

Этап занятия

Содержание занятия

Формируемые УУД

  1. Организационная часть

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

-Садитесь

-Сегодня внеклассное занятие проведу у вас я

-Меня зовут Николь Артуровна

  1. Эмоциональный настрой

- Прослушайте внимательно стихотворение:

Культура — это Жизнь людей и моя,
Как у деревьев и цветов разная
Мы для Космоса огоньки, Культура — зёрнышко
Вдох и жизнь родилась, Культура — солнышко.

Так происходит всё на Небе, тайна проявилась
В природе своя Культура по весне проснулась
Культуры растений разные и звёзды тоже
Культуры людей многообразны и в чём то схожи.

К1

К2

Л2

  1. Вводная часть

2.1. Введение в тему занятия

- Ребята, как вы считаете, о чем это стихотворение?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

- Сегодня мы поговорим о том, кому легче жить культурному или некультурному человеку.

- Скажите, как вы понимаете слова «культурный человек»?

П4

П8

К1

К2

  1. Основная часть

Культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.              

-А знаете ли вы, что такое этикет?  

Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

Царь Петр Первый часто проводил балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?

Что значит быть культурным человеком и нужно ли быть им?

Для того, чтобы понять, что значит быть культурным человеком нужно обратиться к понятию культуры.      

В мире существует большое количество философских и научных мнений, именно поэтому культура имеет несколько определений. Обобщив их можно смело сказать, что в современном понимании культура — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
И это так, ведь культура человека состоит не только из культурного общения и обходительности, но и из умения трудится на общее благо.
Культурного человека легко заметить в толпе, он совершенствуется и ему всё удаётся.

Но нельзя забывать, что стремление играет решающую роль. Без цели быть культурным и жить в культурном обществе, человек даже не задумается о том, чтобы сотрудничать с другими, не просто, потому что это выгодно, а для того чтоб совершенствоваться.
Не культурный человек, никогда не станет известным для следующих поколений, а дурная слава так же быстро угаснет, как вспыхнула.
Культурный человек, ведёт себя так же и в общении с близкими ему людьми, и в общении со своей второй половинкой.

Но не следует вдаваться в крайности и угождать всем, нужно вежливо говорить нет, когда нужно сказать нет.

Но одного стремления и семейного воспитания недостаточно. Чтобы быть культурным нужно жить в культурном обществе. В этом случае усилия не будут напрасны.
«Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен — мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте» (
В.И. Вернадский).


 Я задам вам следующие вопросы:


1. Что отличает культурного человека от других людей?
2. Культурный человек должен...
3. Среди культурных людей я чувствую...
4.Всех культурных людей объединяет...
5. Где чаще всего можно встретить культурного человека?
6. Культурным человеком я называю...
7. Важнее всего для культурного человека...
8. Среди культурных людей бывают...
9. Культурный человек никогда...
10. Культурный человек всегда...
11. Противоположность культурному человеку...
12. Я не могу назвать культурным человеком того...


Исходя из проведённого опроса, можно составить примерный портрет культурного человека:

  1. От других его отличает вежливое и уважительное отношение к собеседнику, в любой ситуации, степень эрудированности.
  2. Культурный человек должен быть вежливым и образованным, не прекращать учиться на протяжении всей жизни.
  3. Всех культурных людей объединяет умение культурно вести себя в обществе и стремление к дальнейшему развитию.
  1. Культурным, я называю человека, который доброжелательно относится к другим, но в первую очередь уважает себя и стремится к получению новых знаний.
  2. Важнее всего для культурного человека быть вежливым и культурным, уважать себя и других и стремиться к развитию.
  3. Среди культурных людей можно встретить много интересных собеседников, но не факт, что они окажутся не занудами.
  4. Культурный человек никогда не применит грубую силу и не опуститься до сквернословия.
  5. Культурный человек всегда вежлив, доброжелателен и может поддержать беседу.

Можно сделать вывод, что, хотя большинство людей нельзя назвать культурными, но это не значит, что они не могут ими стать. Главное хотеть этого и стремиться к своей цели.

- Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в гости. Скоро придут. Оля дома одна. Играет в компьютерную игру. Звонок. В дверях, Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

-Здравствуй, Оля. Папа дома?

-Папы нет, — Оля нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке дверей.

— Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Оли?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? — спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

— Вы уж извините, ребята, — у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

- Хорошо ребята, вы справились с этим заданием. Сейчас, я предлагаю вам по группам составить свод правил поведения для нашего центра. Каким он должен быть по вашему мнению.

По окончанию работы, правила зачитываются представителями команд.

П.8

П.9

К.1

Р4

К1

Л2

  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов

Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали, как каждый в отдельности, так и в командах. Я надеюсь, что в процессе диспута вы узнали что-то новое для себя. Что вам сегодня понравилось и что хотели бы дополнить? Как оцениваете свою работу?

 Итак, мы пришли к общему мнению, что человеку культурному проще и лучше жить, чем не культурному. Надо ставить цели и стремиться их достичь. Только культурный человек может стремиться к чему-то, развиваться и идти в ногу со временем. Я всем вам желаю стараться быть культурными и вежливыми, не только сегодня, но и всегда в любых ситуациях.

П4, К1, Л2, Л6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Правила культурного поведения" 1 класс

Цель проекта: используя свой жизненный опыт, создать альбом «Правила культурного поведения»; подчеркнуть роль правил культурного поведения в жизни человека.  ...

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

Проект "Организация культурно-творческого пространства детей в рамках класса казачьей направленности"

Данный проект является примером  организации внеклассной деятельности детей в классе казачьей направленности....

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....

Словарик по учебникам "Коми кыв" авторов Вязова,Сизова с 1 по 4 класс

Словарик для ребят, изучающих коми язык как государственный...