ОМ "Доброта спасёт мир"
план-конспект занятия (4 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Цель:  Донести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение любить, быть милосердными, общаться в коллективе.


Задачи:
Расширить знания о доброте, её роли в жизни каждого человека; мотивировать детей на добрые поступки. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
 Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
 

Формировать духовно - нравственные качества : честность, дружелюбие, доброжелательность.
Способствовать расширению кругозора детей.
Развивать речь, память, мышление; умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_spasyot_mir.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

"Доброта спасёт мир "

Цель:  Донести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение любить, быть милосердными, общаться в коллективе.


Задачи:
Расширить знания о доброте, её роли в жизни каждого человека; мотивировать детей на добрые поступки.
 Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
 Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Формировать духовно - нравственные качества : честность, дружелюбие, доброжелательность.
Способствовать расширению кругозора детей.
Развивать речь, память, мышление; умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;


Оборудование: компьютер, видеоролики, презентация, коллаж , фото детей, клей ,скотч.

Ход  занятия:

Слайд 1. Звучит песня " Делай добро".

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Слайд 2(стих)

Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА. (Стихотворение Л.Николаенко)


слайд 3.

Воспитатель:  Тема нашего сегодняшнего занятия « Доброта спасёт мир ». Мы с вами будем определять, что такое доброта, оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения друг к другу, надеюсь, что каждый из вас сделает правильные выводы. Вообще, ко всем нужно относиться так, как  бы ты хотел, чтобы к тебе  относились.

Кто же скажет - что такое доброта?

Ответы детей (быть добрым, творить добро в жизни, думать о других, что принесут людям твои поступки: добро или зло, никогда не причинять боль другим, ставить себя на место другого человека.)

Слайд 4,5 (доброта это…)

Слайд 8(Паралимпийские игры)6,7

Беседа. Определение понятия милосердия 
-  Я знаю одну историю, о ней я хочу вам рассказать.
В американском городе Сиэтле в 1998 году проходила олимпиада для людей с ограниченными возможностями – паралимпийская(для людей инвалидов) олимпиада.
Во время забега на дистанции стало плохо спортсмену, и он упал. В забеге принимало участие 9 спортсменов. Каждый из них приехал на олимпиаду с надеждой победить, завоевать медаль для своей страны. Но когда спортсмены увидели, что их соперник упал, они прекратили бег, вернулись к нему, подняли его на руки и понесли к финишу. Все 9 спортсменов одновременно пересекли финишную черту.
- Ребята, как, вы думаете, отреагировали на это болельщики на трибунах?
Ответы детей.
В: Люди на трибунах встали и долго аплодировали. Они были восхищены поступком спортсменов, которые проявили лучшие человеческие качества в тот момент, когда решалась судьба и их медали.
- Как вы думаете, какое решение приняли судьи по отношению к спортсменам, которые нарушили все правила проведения олимпиады, передвинули время проведения других спортивных состязаний.
Ответы детей.
В: Судьи приняли решение, что каждый из 9 спортсменов достоин золотой медали в этом забеге. Ведь они прошли испытание не только на физическую силу и выносливость, но и на милосердие.

В: Ребята, как вы понимаете, что значит быть милосердным человеком? Что значит само понятие “милосердие”?

Слайд 8
Ответы детей. Милое сердце, значит доброе.
-Доброта, сострадание.
-Всевозможная помощь.
-Добрые поступки.
-Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
В: Какое слово у вас ассоциируется с милосердием (доброта добродушие, добросердечность.
Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.


Воспитатель: Доброта, милосердие, забота и сопереживание создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Слайд 9 . Первый шаг к доброте –это доброе слово. Предлагаю вспомнить вежливые слова. Я раздам четверостишия, а вы их прочитайте, в них используются «волшебные слова»» Мы хотели бы вас послушать.


Дети читают четверостишия «Волшебные слова»



"Добрый день!"


- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

"Спасибо!"
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали? Сколько раз?

"Доброго пути".
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.

"Здравствуйте!"
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

"Пожалуйста".
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

"Будьте добры..."
Будьте добры, -
Это я говорю по секрету.
Будьте добры, -
И не ждите за это конфету.
Будьте добры, -
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте просто добры.

"Простите".
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
Но если я все же забуду -
Простите, я больше не буду.

Слайд 10

Ребята давайте перечислим приветствия и пожелания со словом  -ДОБРО.

Слайд11
Какое слово лишнее.

Слайд12

В каких случаях мы используем эти слова. 

Доброта нужна всем людям

Черентаев Коля

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Слайд 13

Запомните дети. Есть в жизни такой принцип –БУМЕРАНГА. Все возвращается. Добро – добром, зло – злом. Ты всегда получаешь столько, сколько отдаешь. Хочешь больше – отдавай больше. Больше сил, больше времени, больше любви, и все вернется – в самый неожиданный момент и ещё в большем количестве. Вот  об этом  я хочу вам прочитать притчу о добре.

Слайд 14-19. А сейчас послушайте " Притчу о добре".

 Мы уже говорили , что доброе дело приносит радость тому , кто его совершает . Добро , добрые дела нужно уметь делать без всякого вознаграждения , т.е. бескорыстно . Это трудно , но этому надо учиться.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно всё поняли. А сейчас я хочу, чтобы вы проверили себя, оценили свои поступки,  я буду читать вам различные ситуации, а вы поразмышляйте и решите, как правильно поступить.

Слайд 20 Практическое задание «Проблемные ситуации»
 Дети, давайте подумаем, как  можно проявить милосердие. Каждый получает одну проблемную ситуацию.


- В школьном дворе уже несколько дней висит пустая кормушка.
-Ученик, возвращаясь из школы, увидел как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет,
Не могла отдышаться.
- По дороге в столовую Сережа наступил на ногу Марине…( надо извиниться )
-Таня торопилась в школу. Вдруг она увидела первоклассника, который на перекрестке не решался перейти улицу…
- К нам в группу пришёл новенький мальчик
 ,которого никто не понимает и отвергают. Что бы ты сделал ?  (нужно постараться найти общий язык с этим мальчиком и подружиться).

-Тебе  привезли гостинцы бабушка и дедушка, что ты будешь делать с ними?(надо поделиться с друзьями)

А теперь вопросы вам всем:

-Что бы поделить одну игрушку на всех ,что нужно сделать чтобы всем было не обидно?(можно тянуть жребий, чтобы никому не было обидно).

-Шёл по парку человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Таня подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу». Ребята. а как поступили бы вы? Ответы детей (поступили так же, как Таня)

- Олег с Витей пошли на речку по пути они забежали за Мишей. Он поливал грядки и не мог пойти с ребятами . Тогда Олег предложил  Вите помочь Мише , чтобы потом вместе идти купаться . Витя согласился , но потом спросил : «Миша, а как ты нам оплатишь?» Миша растерялся и не знал , что ответить . Ребята , а как вы поступили бы в этой ситуации ? Какая награда уместна , даже приятна взамен доброго дела. Ответы детей (благодарность , доброе слово , улыбка , рукопожатие)

Вывод: Совершая поступки, вы не должны о них жалеть. Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е. совершать добрые дела нужно просто так из добрых побуждений. 

Стих читает Яковлев Саша

Не стой в стороне равнодушно

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Молодцы ребята, вы всё правильно рассуждаете, это значит, что добро – это добрые, справедливые поступки в пользу других. Ради доброго дела можно уступить, сделать человеку приятно. Важно, чтобы в основе ваших добрых побуждений и действий лежало сочувствие , желание помочь, поделиться, уступить.

Слайд 21

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? Ответы детей ( доброта должна жить у нас внутри).

Послушайте стихотворение про доброту.

Леваев Влад

 В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты? (Стихотворение Л.Николаенко)
Слайд 22

-Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А чтобы доброта в наших сердцах не угасала нужно чаще говорить своим близким добрые, ласковые слова.

Слайд 23

Разминка - игры:

«Ласковое имя» Эта игра стимулирует доброжелательность детей друг к другу. Дети становятся по кругу. Один ребенок бросает мячик другому, при этом он должен назвать его ласково по имени: Максимчик, Сонечка, Юленька и т.п. Второй ребенок бросает следующему и так далее.

«Комплименты» Дети садятся лицом друг к другу в круг и берутся за руки. Каждый говорит что-нибудь приятное своему соседу справа. В ответ тот, кому сделали комплимент должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше по кругу.

«Башня любви» Поговорите с детьми о том, что они любят. Кто-то любит кататься на велосипеде, другой — маленькую сестричку, третий —мороженое и т.п. Ведущий начинает строить башню любви. Для этого он кладет руку ладонью вниз в центр при этом он называет то, что он любит больше всего. Потом каждый по очереди кладет свою ладонь сверху и говорит, что ему нравится больше всего. В итоге получается башня!

Присаживаемся на стульчики и продолжим наше занятие.

  

Слайд24

Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна (доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? (Добрым).Даже пословица такая есть: Доброе слово лечит, а злое убивает.

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение.


Слайд25

«Пословицы о добре»

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда славит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само преспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
не ищи красоты, а ищи доброты.


Молодцы! Хорошо поработали с пословицами. Идём дальше.

Слайд 26

Задание второе «Добрые герои».


Воспитатель: Мы уже отметили, что у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте .
Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру «Сказка».
Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.


1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - В трудную минуту я всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья я даже сражался с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Я, хоть и очень маленькая, всего в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

 4) -Чтобы спасти своего любимого папеньку, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

Слайд27  Семья


У меня к вам ещё один вопрос! Очень важный! Дети скажите мне ,как вы думаете ?Кто должен научить доброте совсем маленького ребёнка? ( Родители,  старший братик или сестра, бабушка или дедушка) То есть-
семья!  Да!? И прежде всего семья должна быть доброй?

Прекрасно!!! Если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Слайд 28

- Давайте все вместе создадим ромашку с лепестками- словами, которые подходят к понятию «счастливая семья».  (Любовь, доброта, вежливость,  забота, уважение, честность, взаимопомощь, дружба, трудолюбие (терпение, жадность,  скупость,  лживость, злоба)

Слайд 29Счастливая семья зависит только от меня(правило )

Молодцы ребята!
Как вы думаете, можно ли всех нас назвать семьей?

Воспитатели о вас заботятся? Учат вежливости? Трудолюбию? Доброте? Помогают вам справиться с делами? Да!

Значит нашу группу в детском доме тоже можно назвать семьёй!

 - Наша  группа – это тоже семья. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся неудачам. Хотелось бы, чтобы наша группа стала  доброй семьей и оставалась  до окончания школы, ведь это зависит только от нас с вами. Как мы уже с вами говорили, доброта живёт в нас, в наших сердцах. Только надо об этом не забывать, и почаще слушать своё сердце.

Слайд 30

Черентаев Коля

 У меня семья большая, 

 И счастливая такая. 

 Вместе весело встаем,

Вместе все гулять идем. 

 Вместе солнышко встречаем, 

Вместе вечер провожаем. 

В общем, весело живем, 

Дружно песенку поем!

А у нас дружная ,добрая семья?

Слайд31

 Давайте покажем с вами что мы -настоящая дружная семья. И можем дружно выполнять разминку.

Разминка: совместное выполнение заданий.

В этом зале - все друзья! Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

 Посмотрите на меня, на соседа справа, на соседа слева. В этом зале все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева. В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья.!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! В этом зале - все друзья!

 Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Слайд32

Задание с коллажем:

Приклеить фото одного из мальчиков группы и сказать о нём что- то хорошее.


Слайд33-35  правила доброты

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте мы с вами сами попробуем составить наши
правила доброты:

1.Будь природе другом.

2.Помогай старшим.

Слайд 36

3.Защищай слабого. 

Слайд37

4.Не завидуй.

Слайд 38

5 Прощай ошибки другим людям!

Слайд 39

6.Не жадничай.

Слайд40  Читаем правила по слайду.

 7.Будь приветлив ,  вежлив.

8. Будь внимателен к людям.

9. Делай добрые дела.

10. Не отвечай злом на зло.

11.Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.


Слайд41:

Земсков Максим
Добрым быть совсем не просто

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Слайд40: Заключительный этап.

Упражнение «Частичка сердца для тебя».
- У каждого из вас есть «сердечко». В течение пол. минуты напишите на нем: что лично вы делаете, проявляя милосердие.

Учитель проходить с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие.
- Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Давайте его запустим, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.
Запуск шарика, со словами учителя: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Я вижу, что вы можете быть добрыми и всегда пойдете на помощь нуждающемуся.
Поэтому я вам принесла подарки , которыми хочу поблагодарить вас в ответ за вашу хорошую работу, и не забывайте   всегда  делиться теплом своих сердец со своими друзьями.

Помните доброта спасёт  мир! Звучит песня «Делай добро»

Раздаю подарки детям (Конфеты в форме сердца). Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доброта спасёт мир!"

Праздник добра для учащихся 2-4 классов...

"Доброта спасёт мир!"

Праздник добра для учащихся 2-4 классов...

Беседа "Святая Мать добром спасёт"

Представленная беседа была разработана для детей ко Дню Матери....

Программа "Красота спасёт мир"

Данная  программа по воспитательной работе, составленная на четыре года работы существенно помогает учителю составлять ежегодные планы воспитательной работы и целеноправленно работать в одном нап...

социально значимый проект Доброта спасёт мир

Социально-значимый проект «Доброта спасёт мир» В этом мире огромном, в котором живем я и ты,Не хватает тепла, не хватает людской добротыБудем вместе учиться друг друга беречь и любитьБудем ...

Доброта спасёт мир.

На классном часе  ребята узнают. что такое доброта и какого человека можно назвать добрым....