Статья "Трудные дети в трудных семьях"
статья

Абдряшитова Гульсум Ринатовна

Материал будет полезен педагогам, психологам. родителям для работы с трудными детьми используя при этом разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для работы с трудными детьми21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

 

В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях используются  разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов. 

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, нельзя  лишать ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка и уважать тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

4) «авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о нем, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение учителя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка учителя силой своего авторитета производит на нарушителя сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему учителю за поддержку. Такие минуты не забываются. Учитель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Мы должны  уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ

   Семья – социальная ячейка общества.   Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.

   Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должна осуществлять школа   совместно с  социальной и психологической службой, благо, что у нас эти службы есть в лице социального педагога и психолога.  На ребенка из СОП заводится еще одно личное дело, где отражается совместная работа соц. педагога и кл. руководителя (рассказать о направлениях). Сурина Е.А. ведет работу в классе в системе, и индивидуально оказывает помощь, дает консультации детям и родителям в течение учебного года.

   На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.

То, что совершается на сегодня в этой сфере, немаловажно. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.

   Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом !!!

Как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи — эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Так, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.

И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных кон тактов, распад семьи. В моем классе есть семьи, в которых присутствуют некоторые из названных причин – отсюда и трудные дети, требующие к себе постоянного внимания, особого контроля за поведением и успеваемостью.

Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи и «трудных» детей в них. У каждой они свои, но есть и сходные черты: анкета для учеников; анкета для родителей.

Можно подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более   адресно   и   точно   предупредить  и   корректировать  изъяны семейного воспитания.

I. Семья, в которой «трудные» родители.   Это   часто   одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется  холодностью,  безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей  применяю следующую стратегию:

- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она от несется настороженно, не спешить обижаться;

- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

а заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;

- деликатно, тактично при коснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни. (При условии, что она адекватный человек, без физических и психических нарушений).

II. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Надо терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.

Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль. Так, ребенок из семьи СОП посещает, секцию дзюдо АНО ДРОЗД, кружок в классе. Ежегодно проходит комплексную реабилитацию в центре «Семья».

III. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. И такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, привлекая родителей, кто может поделиться своими успехами в воспитании детей. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

IV.   Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как  привило, растут эгоистами, и «лишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача классного руководителя - изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка, Хорошо помогает «дипломатический подход» при встречах использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя  при  этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.

V.   Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто  физически, за малейшую провинность.  И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя - доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

        Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школы в воспитании и обучении детей из неполных семей

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семь...

Конкурсная программа для читающих детей "Читаем всей семьей"

Конкурсная программа «Читаем всей семьёй», проведённая в классе, совместно с родителями, повышает интерес к книге, пробуждает желание читать. Задания подбирались с учётом формирования у детей познават...

Конспект родительского собрания в классе "Воспитание детей - дело трудное, но важное и нужное"

Родительское собрание проводится вместе с детьми. Дети выступают в роли взрослых и дают советы по воспитанию детей. Они сидят за столом перед родителями....

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Моя семья. Формирование знаний у детей об особенностях семьи.

МОЯ СЕМЬЯ.ЦЕЛЬ: формирование знаний у детей об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института; знакомство с терминами «поколение, традиции, семья, домочадцы»; учить устанав...

Выступление на педсовете на тему : «Работа классного руководителя с трудными семьями»

Выступление на педсовете на тему : «Работа классного руководителя с трудными семьями»...