Урок победы
план-конспект урока

– Мы с Вами проживаем в большой территориально и красивой стране. И у каждого гражданина есть свой маленький уголок, то место, где он родился (дог, улица, село, город), то, что мы называем малой Родиной. Наша с Вами Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей может поспорить со многими государствами Европы.
Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек - Волги и Камы возникло государство Волжская Булгария. Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной. Но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полчища захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после её распада возникло новое государство – Казанское ханство. Жителей этого ханства с тали называть казанскими татарами. Народ этот был трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город - крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy_k_1_sentyabrya.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

                               УРОК ПОБЕДЫ

ПОСВЯЩЁННЫЙ  75-летию Великой Отечественной Войне и 100-летию ТАССР                

2 -3 классы

Цель:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, развитие интереса к истории своей страны. формирование положительных качеств личности; развитие способности увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне. - Расширить знания о Родном крае.

- Познакомиться с государственной символикой Татарстана.

Оборудование: Изображения флага и герба РТ; аудиозапись: гимн РТ (сл. А. Пришелец, муз. Д. Кабалевского),

Задачи:

  1. Развивать личность, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
  2. Расширить знания об истории своей страны.
  3.  Привить любовь к родной Республике, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины. -

Ход урока

Организационный момент (СЛАЙДЫ 1-2)

Учитель: - Дорогие ребята, родители, гости, я очень рада, что мы снова собрались на первый школьный праздник день знаний. Вот и закончились  летние каникулы, начался новый учебный год. С праздником вас, С Днём Знаний! Это праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается.

            Мы все сегодня немного взволнованы!  Ваша жизнь пока меняется учебными годами, каждый год приносит удачи и неудачи, радости и огорчения. Но вместе мы всё преодолеем, всё сможем, всё у нас получится! Пусть этот год будет для нас добрым и творческим!

Игра на сплочение: Давайте улыбнемся, коснемся ладошками друг друга. Так мы пожелаем здоровья, добра, удачи своему товарищу, передадим ему хорошее настроение и тепло своих рук.

Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Наш урок называется, УРОК ПОБЕДЫ. Такой урок проходит по всей стране. Он посвящён Году памяти и славы в ознаменование 75 –летия Победы в Великой Отечетвенной войне 1941-1945 годы и 100-летию ТАССР

Основная часть

1. О Родине.

 - Как называется страна, в которой мы живём? ( Россия)

 - Как еще мы можем назвать Россию? (Родина, Отчизна, Отечество)

 - А что мы Родиной зовем?

2. Из истории Республики Татарстан.

– Мы с Вами проживаем в большой территориально и красивой стране. И у каждого гражданина есть свой маленький уголок, то место, где он родился (дог, улица, село, город), то, что мы называем малой Родиной. Наша с Вами Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей может поспорить со многими государствами Европы.

Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек - Волги и Камы возникло государство Волжская Булгария. Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной. Но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полчища захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после её распада возникло новое государство – Казанское ханство. Жителей этого ханства с тали называть казанскими татарами. Народ этот был трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город - крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством.

В 1552году русский царь Иван Грозный после 40 дней осады захватил Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. С этого времени история Казани неразрывно связана с Россией.

 27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. В этом году мы празднуем 100 - летие со дня образования Республики Татарстан.

  1. Символы Республики Татарстан

– У каждого государства есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать. 
– Какие государственные символы вы знаете? 
(Флаг, герб, гимн).

Герб Республики Татарстан.

На государственном гербе РТ изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Внутри зелёного кольца вышит татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Государственный флаг Республики Татарстан.

Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости. Флаг Татарстана разделён на три части. Верхняя часть зелёная, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – это цвет солнца, огня, могущества и жизни. Зелёный – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Государственный гимн Республики Татарстан.

 Скажите, что вы знаете о гимне? (Это торжественная песня).
 В каких случаях звучит гимн? (В особых, торжественных: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
 Гимн Республика Татарстан написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране, к своей республике.

Звучит аудиозапись гимна РТ

4. Наша республика

В настоящее время Татарстан становится развитым промышленным и культурным центром. Площадь республики составляет 68 тыс. кв. км . Население - около 4 млн. человек. В республике 43 административных района. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк. Через республику протекают четыре крупнейшие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.

Татарстан богат плодородными землями, лесами и реками. Но самое большое богатство республики – это её люди. В нашей Республике проживает более 4 млн. человек, это люди разных национальностей. Большинство из них татары и русские. А также проживают в республике чуваши, украинцы, марийцы, удмурты, башкиры и представители других национальностей.

Татарстан – республика мира, согласия, дружбы и взаимопонимания.

 (СЛАЙДЫ 3-4)   22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

(СЛАЙД 5)   Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно.  У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов.

(СЛАЙД 6) Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

(СЛАЙД 7) Мужчины ушли на фронт, а на хрупкие женские и детские плечи легла тяжёлая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.  «Всё для фронта, всё – для победы!» - эти слова выражают главную суть того лихого времени!

        Женщины и дети работали не только в поле, они трудились на военных заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.

(СЛАЙД 8) Радостью и счастьем было получить с фронта заветный треугольник. Это были долгожданные письма.

(СЛАЙД 9) Но не всегда эти письма были радостными. Приходили и похоронки – письма, в которых сообщалось о гибели родных и близких людей.

(СЛАЙД 10) Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. Ближайшими помощниками партизан были подростки. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.   Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

И вот одни из известных детей-партизанов:

(СЛАЙД 10) Лёня Голиков. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...  2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

(СЛАЙД 11) Марат Казей. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.

 Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

(СЛАЙД 12) Валя Котик. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отеч. войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

(СЛАЙД 13)Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

 Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(СЛАЙД 14) И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

(СЛАЙД 15) Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

(СЛАЙД 16) Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

(СЛАЙД 17) И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

  (СЛАЙД 18-19). Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы. Каждый год во всех  городах страны проходят праздничные салюты, посвящённые этому дню.

(СЛАЙД 20-21). Георгиевская ленточка – символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.  Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией». Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

(СЛАЙД 22-24) Ребята, скажите знакомы ли вам эти кадры на экране? Что это? (бессмертный полк) Да, это в большом городе.

«Бессмертный полк» - акция, призванная сохранить память о Великой Отечественной войне, о своих родных и близких, о каждом,  кто не жалея своей жизни, боролся за освобождение Родины. А посмотрите как проходил бессметный полк в нашем селе.  Принимали ли вы  участие в шествии?

 А кто знает, что за памятник на фото?

(СЛАЙД 25-27) Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.

И мы с вами живём сейчас в мирное время, и мы хотим чтобы всегда был мир и счастье над головой.

-А что или кто  является символом мира на земле?

Загадка:

Это птичка-невеличка,

В городах живет.

Крошек ей насыплешь-

Воркует и клюет.     (Голубь) (слайд 28)

 -И не просто голубь, а белый голубь. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз.  Что означает белый цвет? (Белый цвет –  цвет мира и чистоты)

Сегодня, ребята, мы с вами запустим  голубей в наше мирное небо. Но сначала на каждом голубе вы напишите свое пожелание мира для всех людей нашей большой планеты. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войны. (Написание пожеланий. Оформляется стенд, на котором изображено голубое небо. Дети прикрепляют своих голубей с написанными пожеланиями к стенду.)

- Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.

    Мир во всем мире – мечта моя,

Пусть люди живут, как одна семья.

Пусть больше не будет войн и орудий,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверье – это по мне,

И мир бесконечный – всей Земле!

Итог урока: Дорогие ребята! За год что вы проучились в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.

( Исполнение песни « Пусть всегда будет солнце»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Победы, посвященный 70 летию Великой победы

Цели:Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.Расширение кругозора...

урок победы "Мы внуки страны, победившей войну"

Презентация для проведения урока ,посвященного  детям -героям ВОВ....

Урок Победы «Мы внуки страны, победившей фашизм».

Сценарий урока Победы про пиоенров-героев ВОВ ....

Классный час, посвящённый 75- летию Победы в Великой Отечественной войне в 1 классе на тему: "Урок Победы".

Разработка классного часа на День знаний в 1 классе на тему: "Урок Победы"....

Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...

УРОК ПОБЕДЫ ПОСВЯЩЁННЫЙ 75 ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ «Подвигу народа жить в веках»

Разработка содержит конспект классного часа,посвящённый 75- летию Победы в Вкликой Отечественной войне....

Урок Победы, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор, поэтому важно формировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях....