Статья: Возможности сказок для нравственного воспитания младшего школьника.
статья

Кузнецова  Елена Валерьевна

Статья: "Возможности сказок для нравственного воспитания младшего школьника" рассказывает о том, как сказка способна помочь учителю начальной школы осуществлять нравственное воспитание младшего школьника, также в статье рассматривается механизм воздействия сказок на сознание ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ школа № 46 с углубленным изучением

 английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

                                            Статья

Возможности сказок для нравственного воспитания младшего                  школьника.

                       Кузнецова Е. В.  учитель начальных классов

                                             Санкт-Петербург

                                                 2020 год

                                                    Статья

Возможности сказок для нравственного воспитания младшего                  школьника.

   Сказка в силу особенностей жанра способна давать ребенку гораздо больше опыта, чем наставления и советы взрослого. Увлекая ребенка в удивительное путешествие, незаметно погружая его в свой выдуманный мир, сказка способна пробудить в ребенке живое чувство сопереживания героям, и основываясь на этом эмоциональном компоненте учить различать доброе и злое, красоту и уродство, жадность и щедрость.

   «В некотором царстве, в некотором государстве…» и начинается путешествие ребенка в сказочный мир, вместе с Иваном-царевичем он будет скакать на волке, ехать на бал в карете с Золушкой и сражаться с ужасным Кощеем Бессмертным. Понравившаяся сказка будет перечитываться много-много раз.

   Такие уроки не пропадают даром, в них заключена глубокая мудрость народа, в течении веков удивительно верно решающего вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Сказка показывает ребенку насколько удивителен и велик мир, окружающий его, что в этом мире могут случаться разные события, что путь в нем может быть не прост и что никогда, даже в самых казалось бы безнадежных ситуациях не нужно терять надежду. Сказка покажет ребенку, что в этом мире является истинной ценность, что добро всегда, пусть это подчас и не легко, побеждает зло. Сюжет и действия героев позволят ребенку понять, как следует вести себя в различных жизненных ситуациях.

Каков же механизм воздействия сказки на ребенка? Психологи говорят, что что когда дети читают или слушают сказки, то яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Что же происходит сегодня? Пришедшие в школы первоклассники в большей своей части не могу назвать свою любимую сказку или своих любимых героев сказок. Зато они легко могут назвать персонажей компьютерных игр или мультиков. Учителя начальной школы сталкиваются с тем, что некоторая часть родителей больше не читает своим детям сказки и не обсуждает с ними сказочных героев, предпочитая вручить в руки подрастающему чаду гаджет с играми. Мы все должны задуматься, а какие же модели поведения предлагают подобные игрушки и что потом станет с нашими детьми. Чем они будут руководствоваться, идя по жизни?

Мудрость нашего народа, родившаяся в далекие времена, не может ошибаться. Сказки взывают к светлой, творческой и созидательной стороне человеческой души и поэтому они непременно должны быть в программе начальной школы, это так важно для нравственного воспитания ребенка, для того чтобы указать ему верное направление в жизни, вложить нравственные ориентиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения". В статье обосновывается необходимость,  приведены приемы и способы духовно-нравственн...

Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"

Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...