Рабочая программа дополнительного образования "Юнгаши"
рабочая программа (1 класс)

Морозова Оксана Анатольевна

Рабочая программа дополнительного образования "Юнгаши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ракитянского района Белгородской области

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

протокол №_____

от «__» ________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Ракитянская

СОШ №1»

_______/Сакова  О.А./

 «__»____________2020 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Ракитянская СОШ №1»

_____________  Холодова Р.А.

Приказ № ___  

от    «__» ___________2020 г.

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 «ЮНГАШИ»

Возраст обучающихся -    6-7 лет

Направленность – социально-педагогическая

Срок реализации  - 1  год

Авторы - составители:

Бутова Т.Л.

Луценко С.Г.

Морозова О.А.

п. Ракитное, 2020 г.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнгаши» - социально – педагогическая. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

Актуальность программы заключается в том, что в её основу положено комплексное развитие личности учащихся в процессе совместной

продуктивной деятельности, что соответствует государственной идее духовного возрождения общества, изложенной в Федеральной программе

гражданского и патриотического воспитания граждан РФ на 2015-2020 г.

 В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что в условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в формировании этих качеств отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Современная ситуация в стране диктует социальный спрос на формирование у молодого поколения особого эмоционального отношения к морю и флоту. В силу этой особенности программа популяризирует воинскую службу, отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирует на эффективное решение актуальных детских и подростковых проблем.

    Специфика морских профессий как нельзя лучше позволяет приобщить детей к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. Всё это предоставляет возможность каждому юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.

Цель программы: гражданско-патриотическое и нравственное воспитание юных граждан на традициях флота России,  популяризация морского дела.

Задачи:

Обучающие:

- овладение знаниями основ морского дела;

- изучение такелажного дела (вязание основных морских узлов, применяющихся в шлюпочной практике), сигнализации и связи на флоте флажным семафором и военно-морским сводом сигналов;

- изучение краткой истории российского флота и его традиций, Санкт-

Петербурга и Кронштадта и его культурно-исторических ценностей;

- освоение популярной морской терминологии;

- изучение и освоение основных норм светского и морского этикета;

- проведение военно-патриотического воспитания,

Развивающие:

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие технического творчества по морской направленности;

-  создание и обеспечение необходимых условий для личностного   развития;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- развитие и укрепление общефизической подготовки, силы, выносливости, ловкости и других волевых качеств характера.

Воспитательные:

-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей на морских традициях;

- формирование общей культуры детей на морских традициях;  организация содержательного досуга детей.

Отличительные особенности

        В объединение зачисляются все желающие, проявляющие интерес к данной области деятельности. Группа может быть, как одновозрастная, так и разновозрастная.

        При реализации программы используется параллельно-последовательный по нарастающей «спирали» принцип обучения – от простого к сложному, от незнания к знаниям, который предполагает постепенное расширение и углубление творческих умений и навыков учащихся.

В работе с учащимися первого класса, решаются следующие задачи:

  формирование классного коллектива;

  создание особого режима и образа жизни в классе основанное на морской тематике;

 организация посвящения в юные моряки.

Срок реализации программы 1 год.

Формы организации деятельности на учебных занятиях.

-Фронтальная (работа педагога со всеми учащимися одновременно);

- Коллективная (практика совместных разовых занятий в малых группах, в  т.ч. в парах, при подготовке к соревнованиям разного уровня).

     Занятия проводятся во внеурочное время,  отведённое для дополнительного образования согласно расписания ОУ. Продолжительность занятия в 1-ом классе  30 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные:

- наличие мотивации к качественному освоению морского дела, прилежной

учебе и бережному отношению к духовным и материальным ценностям;

- сформированность этических норм, как внутренних регуляторов поведения,

осознание социальной ценности нравственности и духовности в жизни.

- доброжелательность, ответственности за личное поведение и результаты в

учебе;

- сформированность начальных форм саморегуляции своих эмоциональных

состояний;

- сотрудничество с товарищами и взрослым на основе толерантности, умения

не создавать конфликтов и находить выходы из сложных бытовых и учебных ситуаций.

Метапредметные:

- способность ставить, принимать и выполнять задачи учебной и поведенческой деятельности, находить пути ее совершенствования;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные и поведенческие действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их

реализации;

- умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов,

- понимания причин успеха и неуспеха учебной деятельности и личного поведения;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

установления причинно-следственных связей;

- умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.

Предметные:

- основы морского дела, входящих в морское многоборье: флажный семафор,

морские узлы, устройство шлюпки ЯЛ - 6

- знание истории, традиций и обычаев российского флота, специфической

морской терминологии;

- основы светского этикета, осознанное понимание его значения в выстраивании конструктивного поведения в обществе;

Основным методом определения результативности учащихся будет являться проведение соревнований по морской тематике. Основными показатели качества в классе будут являться:

 положительное отношение к морю, морскому делу, истории городов, связанных с морем;

 сплоченность классного коллектива;

знания, умения навыки учащихся, связанные с освоением морской деятельности.

Промежуточная аттестация

Промежуточный контроль 1 полугодие (определяет оценку уровня и качества освоения ДОП по итогам изучения её разделов за 1 полугодие ).

Сроки проведения: 20-25 декабря.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- выполнение тестовых заданий;

-выполнение творческих заданий (участие в конкурсах, выставках, подготовка сообщений).

Критерии:

Личностные: активность при освоении основ морского дела, доброжелательность, ответственность за личное поведение.

Оценка параметров:

начальный 1 балл

средний 2 балла

высокий 3балла

Уровень по сумме баллов:

1-3- баллов начальный

4-6 баллов средний

7-9 баллов высокий

Форма фиксации: информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»

Метапредметные: умение ставить, принимать и выполнять задачи учебной

деятельности, сформированность умений планировать учебные действия

соответствии с поставленными задачами, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Оценка параметров:

начальный 1 балл

средний 2 балла

высокий 3балла

Уровень по сумме баллов:

1-3- баллов начальный

4-6 баллов средний

7-9 баллов высокий

Форма фиксации: информационная карта «Определение уровня метапредметных результатов»

Предметные:

уровень знаний:

- видов этикета, правил общения, общих правил поведения за столом, поведения в общественных местах,

- области применения морских узлов: беседочный, прямой, рифовый;

- видов связи и наблюдения на море,

- «правило правой руки», «правило левой руки».

уровень умений

- вязания 3 морских узлов на качество: беседочного, прямого, рифового,

- передачи одиночных знаков флажным семафором по их группам.

Оценка параметров:

начальный 1 балл

средний 2 балла

высокий 3балла

Уровень по сумме баллов:

1-10- баллов начальный

11-20 баллов средний

21-30 баллов высокий

Форма фиксации: информационная карта «Определение уровня предметных

знаний и умений», диагностическая карта освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы за I полугодие.

Промежуточный контроль за 2 полугодие

Промежуточный контроль (определяет оценку уровня и качества освоения

ДОП по итогам изучения её разделов за 2 полугодие ). Сроки проведения 20-25 мая.

Формы контроля:

устные и письменные опросы;

выполнение тестовых заданий;

соревнования.

Критерии:

Личностные: творческая активность, милосердие, дружелюбие, толерантность,

дисциплинированность.

Оценка параметров:

начальный 1 балл

средний 2 балла

высокий 3балла

Уровень по сумме баллов:

1-5- баллов начальный

6-10 баллов средний

11-15 баллов высокий

Форма фиксации: информационная карта «Определение уровня развития

личностных качеств учащихся».

Метапредметные: умение принимать и выполнять задачи учебной и поведенческой деятельности; сформированность поведенческих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, умение

определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Оценка параметров:

начальный 1 балл

средний 2 балла

высокий 3балла

Уровень по сумме баллов:

1-3- баллов начальный

4-6 баллов средний

7-9 баллов высокий

Предметные:

уровень знаний:

- области применения морских узлов: талрепный, шкотовый и шлюпочный;

- знаков обеих рук с «правой рукой выше»; знаки обеих рук с «левой рукой

выше».

- служебных знаков: вызова, вопроса, ответа, повторения.

уровень умений:

- вязания морских узлов на качество: талрепный, шкотовый, шлюпочный

простой штык, удавка.

- передачи флажным семафором коротких слов и предложений.

Форма фиксации: информационная карта «Определение уровня предметных

знаний и умений», диагностическая карта освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы за II полугодие.

В конце учебного года, проводится анкетирование родителей и учащихся Анкета для родителей «Отношение родителей к качеству образовательных

услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом»

Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения «ЮНГАШИ»»

Учебно-тематический план

 п/п

Тема

Количество

 часов

Количество часов

 на теорию

Количество часов

 на практику

Формы аттестации

(контроля)

1

Вводное занятие

1

1

-

Педагогическое наблюдение

2

Из истории развития флота России.

4

4

-

Тесты

3

Культура поведения

«юнгаша». (Основы светского и морского этикета).

8

4

4

Тесты, викторины, ролевые игры, соревнования.

4

Морские узлы – древнейшее  изобретение Человечества.

Азы вязания.

13

4

9

Наблюдение, собеседование, соревнования,

практические

задания, соревнования.

5

Беззвучное общение на флоте.

(Флажный семафор)

10

5

5

Собеседование, соревнования,

тестовые задания

36

18

18

Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теоретические знания: Содержание и задачи курса «ЮНГАШИ». Режим работы. Наши традиции. Что мы изучаем. Где пригодятся полученные знания. Символика. В чем состоит торжественное обещание.

Практические умения: Знакомство с оборудованием и материалами, необходимыми для работы.

  1. Из истории развития флота России.

Теоретические знания:  Краткая история парусного судостроения в России. Героический подвиг линейного корабля «Азов» в Наваристом сражении. Азовские походы Петра 1 и начало строительства регулярного флота России. Адмирал Г.А. Спиридов. Ф.Ф. Ушаков – флотоводец, не знавший поражений. Ф.Ф. Беллинсгаузен – первооткрыватель Антарктиды. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский – первые кругосветные мореплаватели

  1. Культура поведения «юнгаша». (Основы светского и морского этикета).

Теоретические знания: Усвоения основ этикета и формирования первичных умений этического поведения в школе, дома и быту, на улице, в транспорте, культурно-общественных местах.

Практические умения: Проведение практических занятий по конкретным блокам раздела с показом обучающих видеофильмов «Уроки хороших манер» и демонстрацией учащимися принятых обществом норм общения и поведения на практике.

  1. Морские узлы – древнейшее  изобретение Человечества. Азы вязания.

Теоретические знания: Тросы – стальные, растительные, синтетические. Морские узлы. Назначение. Предметы такелажного оборудования.

Практические умения: Вязание морских узлов: прямой, шкотовый, рифовый. Вязание морских узлов: Прямой штык, удавка, беседочный, шлюпочный. Соревнования по вязанию морских узлов (без учета времени). Морские узлы (контрольное занятие).

  1. Беззвучное общение на флоте (Флажный семафор)

Теоретические знания: «Морская азбука». Особая должность — сигнальщик. Сигнальная азбука вице-адмирала С.О.Макарова, нужна была для передачи сообщений на расстоянии между проходящими мимо кораблями, а также на сушу. Каждая буква семафорной азбуки, а также цифры и служебные знаки закодированы особым положением рук с флажками. Семафорную азбуку также называют «семафор флажный». 

Практические умения: Знакомство с семафорной русской азбукой. Выполнение практических упражнений для запоминания букв.

Календарный учебный график

Начало учебного года: 1.09.2020 г.

Окончание учебного года: 25.05.2021г.

Расчетная продолжительность учебного года: 36 недель (36 часов)

группы

Дни недели

Время проведения

занятий

1 «А»

понедельник

11.50 – 12.20

1 «Б»

среда

11.50 – 12.20

1 «В»

вторник

11.50 - 12.20

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения

1

Вводное занятие.  

 

 

Из истории развития флота России

2

Россия –морская держава. Краткая история парусного судостроения в России.

3

Походы Петра 1 и начало строительства регулярного флота России. Героический подвиг линейного корабля «Азов» в Наваристом сражении.

  4

Адмирал Г.А. Спиридов. Ф.Ф. Ушаков – флотоводцы, не знавшие поражений.

5

Ф.Ф. Беллинсгаузен – первооткрыватель Антарктиды. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский – первые кругосветные мореплаватели .

Культура поведения «юнгаша». (Основы светского и морского этикета).

6

Знакомимся со светским этикетом.

             7- 8

Знакомимся с морским этикетом.

9

Знакомимся со светским и морским этикетом.

      10 –

      11

      12

      13

Практическое занятие «Уроки хороших манер»

Морские узлы – древнейшее  изобретение Человечества. Азы вязания.

      14

Морские узлы – древнейшее  изобретение Человечества.

      15

Тросы – стальные, растительные, синтетические. Назначение.

     16

Морские узлы. Назначение.

     17

Предметы такелажного оборудования

     18

     19

     20

     21

     22

Практическое занятие. Вязание морских узлов.

      23

      24

      25

Соревнования по вязанию морских узлов (без учета времени).

     26

Морские узлы (итоговое занятие)

Беззвучное общение на флоте. (Флажный семафор)

    27

«Морская азбука». Особая должность — сигнальщик.

    28 -29

Сигнальная азбука вице-адмирала С.О. Макарова

    30 -31

Семафорная азбука. Изучаем буквы.

     32

     33

     34

     35

Практическое занятие. Семафорная азбука.

     36

Итоговое занятие. Семафорная азбука.

 

Условия реализации программы

С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:  информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг, демонстрация способов деятельности педагога);  практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);  проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);  творческие (праздники, развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах, создание фотогазет и пр.);  методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях).

Материально-техническое обеспечение (оборудование,  материалы)

  1. Интерактивная доска
  2. Макет шлюпки
  3. Веревки для вязания морских узлов - 20 комплектов.

     4. Пособия по вязанию морских узлов – 10 шт.

Список литературы

Для педагога:

1. Броненосцы балтийского флота. Прославленные в боях. «Янтарный сказ», 2004.

2. Басин А.М. Ходкость и управляемость судов.: изд. Транспорт, 1977

3. Губер К.П. Знаменитые корабли. Страницы истории. - Санкт-Петербург, ЦНСР и Военно-морской музей, 2008

4. Губер К.П. Отечественные флотоводцы. Страницы истории. - Санкт-Петербург, ЦНСР и Военно-морской музей, 2008.

5. Зонин А. Жизнь адмирала Нахимова. - Москва, «Астрель», 2002. Ушакова О.Д. Великие путешественники. - ИД «Литера», 2006

6. Исанин Н.Н. Морской энциклопедический справочник.: изд.Судостроение,

1986

7. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся.: изд. Наука, 2000

8.Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы.: изд.С удостроение, 1988

9.Серков В.А. Военно-морской протокол и церемониал.: Военное издательство, 1986

10. Скрягин С.Н. Морские узлы.: изд.Транспорт, 1994

11. Этикет и стиль: большая энциклопедия. – Эксмо; Саратов, 2010

ЖУРНАЛЫ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. «Варяг». Альманах для судомоделистов и любителей истории флота.Издается с 1995г.

2. «Гринда». Электронный военно-морской инженерный журнал. Издается с февраля 1999 г.

3. «Моделист-Корабел». Журнал для судомоделистов и любителей истории флота. Издается с 1998 г.

4. «Морской сборник». Журнал Военно-Морского флота. Издается с марта 1848 г.

5. «Навигация и гидрография». Журнал Государственного научноисследовательского навигационно-гидрографического института МО РФ. Издается с 1995 г.

6. «Судостроение». Научно-технический и производственный журнал. Издается с 1898 г

Для учащихся:

1. Алексеев В.Н. Корабли-герои.: Воениздат, 1985

2.Белоусова Т. Этикет: Свод правил - Как вести себя в привычных и

нестандартных ситуациях. - М.: Астрель-СПб, 2012

3.Дыгало В.А., Откуда и что на флоте пошло. Флот Российского

государства.: изд. Прогресс, 1993

4. Мельников Е.В. Морское дело, 2-е изд.: изд. Транспорт, 1987

5. Носиков В.Н. «Мореглот» - тестовые задания

6. Носиков В.Н. Юному моряку полезно знать – сборник тестовых заданий.

7. Петров А.В. Учебник сигнальщика флота.: изд. ВМФ,

8. Шаблин А.О. Справочник по морской практике.: Воениздат, 19

9. Международный свод сигналов (МСС): Воениздат, 1980

10. Этикет: краткая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012

Интернет-источники:

1. Сайт Морского интернет-клуба «Кубрик» - www randewy.ru

2. Сайт шлюпочных походов С.-Пб МТУ - www eco-ladoga.narod.ru

3. Сайт Клуба «Гардемарин»- www gardemarin 34. narod.ru

4. Сайт ВРМО «Морской корпус им. Петра Великого»- www mkrv 34.ru

Приложение

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

1-й год обучения

 тестовые задания;

  практические задания;

 контрольные строевые упражнения;

 выполнение нормативов;

  диагностические игры;

 участия в соревнованиях и праздниках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...