Тех карта WorldSkills
план-конспект урока (4 класс)

Полина Кожевникова Андреевна

Тех карта WorldSkills

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Участник №

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

на 09.12.2020 год

Тема экскурсии: «80-летие ПрофТехОбразования»

Продолжительность:  15 минут 

Автор разработчик: участник №

Содержание экскурсии:  Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В Указе были определены два типа учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий; ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих с двухгодичным сроком обучения.

Приём в них проводился путём призыва (мобилизации) и в порядке добровольного набора молодёжи. У Советского государства появилась возможность планомерно обеспечить народное хозяйство кадрами молодых рабочих. Идея государственных трудовых резервов с честью выдержала испытание в годы Великой Отечественной войны. А в послевоенные годы на их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства.

За 80 лет система ПрофТехОбразования прошла непростой путь, претерпела множество реформ, перестроек и дополнений. За этот период учреждения профобразования подготовили для различных отраслей экономики миллионы квалифицированных кадров. Именно благодаря системе ПрофТехОбразования у молодежи просыпается интерес к реальным практическим знаниям и навыкам, которые необходимы в жизни и профессиональной деятельности.

Этапы перемещения и показа

Объект показа

Продолжительность осмотра в минутах

Основное содержание информации

Методические указания

«Зарождение»

Приказы и постановления

(УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР" от 2 октября 1940 года)

2 октября 1940 года— принят Указ

Президиума Верховного Совета СССР

"О государственных Трудовых Резервах СССР".

В 1940 были созданы три типа учебных заведений:

1) ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;

2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;

3) школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий,

в первую очередь для угольной, горнорудной,

металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела. государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся.

Бурное развитие советской промышленности

требовало все новых рабочих рук, но это было невозможно без непрерывного пополнения рядов рабочего класса. Перед государством стояла задача организовать подготовку рабочих и создать необходимые трудовые резервы для промышленности. Государство подсчитало, что необходимо ЕЖЕГОДНО готовить около миллиона

квалифицированных рабочих.

Для их подготовки и стали создавать

школы фабрично-заводского обучения (ФЗО),

ремесленные и ж.-д. училища.

Обучали в них бесплатно, но выпускники должны были отработать 4 года на государственных предприятиях. Назвалось это - «работа по направлению».

В 1940 году в стране было создано более полутора тысяч учебных учреждений.

Советская власть давала молодежи не только

профессию, но и опекала, и воспитывала.

Социальные функции системы трудовых резервов проявились особенно значимо в годы войны. В училищах не только обучали, но и кормили, одевали, давали крышу над головой, спасали от беспризорности подростков, оставшихся без родителей.

В 1943 году в СССР создали 23 ремесленных училища, куда принимали 12-13-летних детей, окончивших начальную школу. Здесь, кроме профессии, они получали 7-летнее образование.

Учащиеся находились на полном

государственном обеспечении.

В системе профтехобразования работали

не только педагоги, но и воспитатели,

которые следили за организацией дня учащихся, свободным временем и даже соблюдением правил гигиены, обязательно привлекали своих воспитанников в различные кружки и спортивные секции.

Об уровне выпускников системы

профессионально-технического образования тех лет дает представление простое перечисление ее воспитанников, ставших гордостью Советского Союза:

легендарные летчики-асы Александр Покрышкин, Виктор Талалихин и Алексей Маресьев, рядовой пехоты Александр Матросов, конструктор ракетно-космических

систем Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин, государственный и партийный деятель Анастас Микоян, киноактер Вячеслав Тихонов, поэт Константин Симонов.

В 1959 году учебные учреждения системы

государственных трудовых резервов

преобразовали в городские и сельские

профессионально-технические училища (ПТУ)

Портрет

(Михаил Иванович Калилин)

Официальным главой государства считался председатель президиума Верховного Совета СССР, который на деле оказывался церемониальной фигурой. Таким формальным главой долгие 27 лет был Михаил Иванович Калинин - "всесоюзный староста", как называли его в народе, или "советский президент", как звался Калинин за рубежом.

Будущий формальный глава Советского государства родился в 1875 году в бедной крестьянской семье в одной из деревень Тверской губернии. Его будущее могло сложиться совсем по-другому, если б не знакомство с семьей местного помещика, который взялся оплатить образование мальчика и устроил его в начальное училище, где юный Михаил показывал удивительные успехи.

Чем еще запомнился "всесоюзный староста"? "Дедушка Калинин", которого так называли за то, что он выглядел гораздо старше своих лет и носил седую бородку, вручал гражданам страны и элите награды, подписывал как председатель Президиума Верховного Совета СССР документы и решения, которые принимались без него, иногда обращался к народу с новогодними поздравлениями.

Зачетная книжка

1939 года

В связи с тяжестью времени и жестким контролем за обучением молодых кадров, была необходима отчетность студентов. Основным документом являлась зачетная книжка.
Зачетная книжка студента – это специальный документ, который представляет собой форму для заполнения оценок за экзамены. На внутренних листах распределены строчки для названия предмета и столбцы для отметки и подписи преподавателя. Всю таблицу обычно заполняет сам преподаватель при оценивании сдачи экзамена.

«Военные годы»

Снаряды

Учились и воевали 

Во время Великой Отечественной Войны, Студенты работали на заводах, не прекращая учебы, строили железные дороги по городу, помогали убирать урожай, дежурили в госпиталях, были донорами. Помогали семьям фронтовиков. Пилили и возили на санках, которыми отапливали учебные помещения, библиотеки. Стояли у станков, заменили тех, кто ушел на фронт. Качество изготавливаемых снарядов не всегда было на высоком уровне, но в условиях военного времени, трудно было найти альтернативу. Учиться новому ремеслу было некогда. Шла война

«50-60 гг»

Счеты

Появление новых профессий 

Знаменитые деревянные счеты повсеместно использовались в СССР первые две трети двадцатого века в основном для операций сложения и вычитания. Деревянные счеты в СССР были практически во всех магазинах. Продавцы, статисты, бухгалтеры - весь СССР считали на деревянных счетах. Даже в школах учили считать на счетах. Интересно, что в прежние времена нужно было проходить специальное обучение, чтобы освоить деление на счетах. Образ бухгалтера еще лет двадцать назад казался неполным без счетов. Они, как и нарукавники гроссбуха, говорили о профессии своего владельца. Также, счеты использовались в образовательных учреждениях.

Перо

В шестидесятых годах, в школах начинали учить, с первого класса писать пером. Дети приносили с собой в школу чернильницу, чернила, держатель пера и пёрышки. Перья были тогда разной толщины, тонкие для письма в тетрадях, и разной ширины - это плакатные. Плакатными перьями писались большие и маленькие объявления. В то время вся тетрадная продукция была с промокашками, специально протирать перья. Если капала капля чернил на белый листок, то это был удар судьбы, листок надо было переписывать заново, чтобы не было клякс, и не получить двойку.

Шапка горнового

В металлургическом производстве есть немало тяжелых и очень ответственных профессий. Одна из них – горновой доменной печи. Главная задача горнового — «встретить» первый металл, отделить чугун от шлака, направляя расплавленные потоки по разным желобам. И следить, чтобы металл тек непрерывно, своевременно устраняя заторы в желобах. Естественно, что работать в таких условиях практически было невозможно без специального обмундирования. Одним из элементов спец одежды является шапка горнового.

Тетрадь ученика начальной школы

В начале 20х годов было введено положение "О единой трудовой школе РСФСР", которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. В эти годы была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родных языках. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

В начальном звене, младшие школьники учились счету, чтению и конечно же, письму. Младше школьники учились писать пером, в тетради с крупной косой линейкой. Кто – то писал лучше, кто – то хуже, но буквы были все с правильным наклоном. Ещё в те годы была отдельная оценка  «за прилежание», это стимулировало заодно аккуратность, усидчивость и терпение.

Диплом об образовании

В период действия закона РСФСР «О народном образовании», по окончанию освоения программы среднего профессионального или высшего профессионального образования, вы давался диплом государственного образца - это  официальный документ об окончании программы профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации или ученой степени.

Комсомольский билет

Комсомол- молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза.

Комсомольский билет — являлся документом, удостоверяющим членство в Комсомольской организации, официальное название — ВЛКСМ.

Мастерок

Мастерок – это популярное название кельмы, которая предназначена для работы со строительными смесями.

В 50-60 е годы перед огромной страной, партия и советское правительство поставило новую задачу – обеспечить жильем советских граждан.

Начинается масштабное строительство жилых домов. Именно при кладке кирпича и отделке строительных работ использовался этот маленький, но очень практический инструмент. 

Каска

Работа на производстве часто связана с опасностью и риском для жизни. Строительная площадка, литейный цех, угольная шахта – все эти места отличаются особыми условиями, требующими соблюдения техники безопасности. Для этих целей производственные стандарты предусматривают применение специальных защитных приспособлений. Одно из таких средств – каска.

«70-90 гг»

Печатная машинка

На всем протяжении существования Советского Союза ни одно более-менее солидное учреждение, предприятие, организация не обходились без использования такой оргтехники, как пишущая машинка. Стоило зайти в любую контору, дирекцию, административное здание, учебное заведение и почти наверняка можно было услышать пулеметную дробь печатной машинки, время от времени перемежающуюся мелодичным звонком и характерным стуком при возвратном движении каретки.

Нынешнее поколение, пожалуй, слабо представляет себе, настолько сложно было управляться с такой техникой. Компьютер в этом отношении выглядит, конечно, куда привлекательней. Без проблем можно убрать букву, слово, фразу, целый абзац. А при работе на пишущей машинке приходилось удалять ту же литеру при помощи бритвенного лезвия

Кодоскоп

Кодоскоп или графопроектор — оптический прибор, предназначенный для проекции прозрачных оригиналов с изображением на большой экран. В отличие от других типов проекторов, снабжён конденсором большого размера, расположенным горизонтально и позволяющим укладывать на него диапозитивы размером до одной машинописной страницы. Благодаря удобству широко использовался в учебных заведениях до вытеснения современными цифровыми системами мультимедийных презентаций.

Фильмоскоп

Фильмоско́п — принятое в СССР название диапроекторов, специально предназначенных для демонстрации рулонных диафильмов с размером кадра 18×24 мм

В отличие от диапроектора фильмоскоп имеет упрощённую конструкцию, элементарное обслуживание и значительно более низкую стоимость. Благодаря этому в Советском Союзе эти устройства получили широкое распространение, в том числе в детских дошкольных учреждениях. Универсальные фильмоскопы, допускающие просмотр одиночных слайдов, также служили заменой дорогих автоматических диапроекторов. Современные фильмоскопы изготавливаются в виде детской игрушки, управление которой доступно ребёнку

Стериомагнитофон

Стериомагнитофон – это электромеханическое устройство, которое предназначается для записи и воспроизведения ранее записанных на магнитные носители сигналов. 

В СССР выпускали более совершенные магнитофоны. В первую очередь эти аппараты изготавливались для радиостудий и спец-организаций (вроде КГБ, а позже — и милиции). Первый бытовой магнитофон «Днепр» был выпущен в 1947 году, позднее появились магнитофоны со стерео звучанием.  Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации.

Принтер

Принтер - это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый носитель, без создания печатных форм. В нашей стране принтеры появились в конце 90х годов XX века, В современном обществе, в каждом офисе или организации есть множество печатной техники. Они подразделяются на струйные и лазерные.

Видеомагнитофон

В СССР бытовые видеомагнитофоны стали доступны в широкой продаже только с начала перестройки. До этого небольшими партиями выпускались катушечные видеомагнитофоны наклонно-строчной записи, пригодные для домашнего использования. К категории бытовых его можно отнести условно, но для того времени даже такой видеомагнитофон с магнитной лентой шириной 25,4 мм мог считаться компактным. Этот и большинство последующих аппаратов, использовались, главным образом, не рядовыми покупателями, а организациями для прикладных целей. Прорыв произошёл в середине 1980-х, когда стали доступны видеокопии иностранных фильмов на кассетах «VHS», главным образом, пиратские. Чтобы удовлетворить растущий спрос на видеоаппаратуру, в 1984 году был начат крупносерийный выпуск кассетного видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» формата «VHS».

«90-2000»

Федеральный Закон об образовании  от 1193 года

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.

«WS»

Форма

Конкурсант красный

Конкурсант - юниор зеленый

Эксперт- черный

Волонтер салатовый

Бейджи

Конкурсант красный

Конкурсант - юниор зеленый

Эксперт- черный

Волонтер салатовый

Программы соревнований


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Критерии WorldSkills

Критерии WorldSkill...

Диплом WORLDSKILLS

Диплом WORLDSKILLS...