методическая разработка
методическая разработка (4 класс)

Боронова Зарина Гоибназаровна

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

                                                                     Боронова Зарина Гоибназаровна

                                                                 Учитель английского языка начальной школы

                                             

                                               

                                                  2020                

                                                                                                                             1

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

                                                                                  В.А. Сухомлинский

Программа состоит из следующих разделов:

  • Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
  • Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
  • Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  • Определение форм занятий, методов и приемов, технологий
  • Определение роли родителей в реализации маршрута
  • Определение содержания плана работы с одарёнными
  • Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка.

Пояснительная записка

     В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

      Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

      Соответственно, общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

     Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.

   

                                                                                                                              2

     

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться

     В современном обществе ценятся интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей.

Цель программы:

Формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;

  • поддерживать высокую учебную мотивацию;

  • внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  • использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;

  • расширить возможности обучения и самообучения;

  • отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

                                                                                                                      3

Принципы  педагогической  деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей   для развития личности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Направления программы:

              1. Познавательная деятельность учащихся.

             2. Эмоционально-личностная сфера.

             3. Межличностные отношения.

             4. Психологическое и физическое здоровье.

Методы работы с одаренными учащимися на уроке.

Метод вживания.

 Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.

 Ответы на семь ключевых вопросов:             Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения.

 Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

Метод конструирования понятий.

                                                                                                                             4

 Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее.

  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок.

 Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания.

 Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…».

 Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн).

 Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения.

Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

                                                                                                                               5

Ожидаемые конечные результаты программы:

- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми;

- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

- повышение интереса к учебе;

- повышенный интерес к проектно-исследовательской деятельности.

- увеличение количества одаренных и способных детей в области    английского языка, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных   уровней;

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2020 – 2021 учебный год.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

1. Познавательные способности и навыки

•Богатый словарный запас.

•Перенос усвоенного на новый материал.

•Установление причинно- следственных связей.

•Умение делать выводы.

                                                                                                                                   6                                                                                                                                

•Умение интегрировать и синтезировать информацию.

•Умение улавливать сложные идеи.

•Использование альтернативных путей поиска информации.

•Анализ ситуаций.

•Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

•Умение рассуждать.

•Применение идей на практике.

•Критичность в мышлении.

•Высокая любознательность.

2.Творческие способности

•Способность рисковать.

•Гибкость в мышлении и действиях.

•Быстрота мышления.

•Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

•Богатое воображение.

•Высокие эстетические ценности.

•Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

•Уважение к другим.

•Эмпатическое отношение к людям.

•Склонность к самоанализу.

•Терпимое отношение к критике.

•Настойчивость в выполнении задания.

                                                                                                                               7

•Независимость в мышлении и поведении.

•Соревновательность.                                                                                                                                  

•Чувство юмора.

•Уверенность в своих силах и способностях.

•Внутренняя мотивация.

- Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.

- Успешная сдача ОГЭ.

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

Организация внеурочной деятельности.

Творческая мастерская.

Факультативные занятия.

Предметные кружки.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Научно-практические конференции.

Олимпиады.

Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.

Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.

Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.

Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.

Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

                                                                 8

Развитие творческих способностей

Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.                                                                                                                              

Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выполнение творческих тематических заданий;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий.

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

Своевременное поощрение успехов учащихся.

Отправление благодарственных писем родителям.

Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «М».

Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания». Ученики  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

«Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно, снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

                              9

«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов,                                                                                                                                

добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

« Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

« Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

 «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

« Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

10

«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как устроить машину для приготовления уроков?».  

                                                  11                                                                                                         

Литература.

Андреева Г.И. Педагогика творческого саморазвития.

Бурменская Г.В. Одаренные дети.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети

Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника.

Панов В. Не только дар, но и испытание.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...