“И для меня бы не было России без маленькой Бурятии моей»
классный час (2 класс)

Чагдурова Октябрина Николаевна

Цели: формировать представления учащихся о государственных

                символах Бурятии и России; воспитать чувство патриотизма.

        Оборудование: изображение герба, флага, запись гимна.                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 “И для меня бы не было России без маленькой Бурятии моей»

 

Цели: формировать представления учащихся о государственных

                символах Бурятии и России; воспитать чувство патриотизма.

        Оборудование: изображение герба, флага, запись гимна.                      

           

        Ход занятия.

        Ученик 1.

Родина- улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Где твой ящик с песком,

Луг, чтоб бежать босиком,

Речка за светлым леском,

Зимний денёк со снежком,

Лёд под блестящим коньком,

Садик и школа потом.

   Учитель. Какая картина возникла в вашем воображении? ( Ответы детей)

Это наш улус  Усть - Дунгуй, в котором мы живём. Твой дом, улица, твои родители, твои друзья - это наша с вами маленькая Родина.

     

      Ученик 2.

          Буряад орон.

Нарата  ургэн дайдатай

Нарhата удхэн тайгатай,                                                                                                                                     Мульhэтэ ундэр Саяантай,                                                                                                                    Мунгэтэмэ гун Байгалтай-                                                                                                                           Туухэ домогоороо баян

Турэл Буряад оромнай.

Далан бэрхэшээл дабаhан

Данай, ажалай баатарнуудтай

Хорин нэгэдэхи зуун жэлэй

Хуби зааха эдиршуултэй

Туруу замаарааа дабшаhан

Турэл Буряад оромнай.

     

     Учитель. Вот строки написал о Родине наш поэт Д. Жалсараев. Его стихи написаны простым, искренним языком.

    Наш классный час посвящаем теме Родины и поговорим о том, почему надо любить и беречь свою Родину.

    Образ идеального отечества, идеальной Родины есть у народов любой страны. У англичан этот образ зовётся доброй старой Англией, у французов - милой Францией.

      Каждый человек, когда произносит такое тёплое, доброе название, видит за ним всё лучшее. Гражданин любой страны понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью.

      Святая Русь- это память о прошлом нашего Отечества и тот образ Добра, Красоты и Правды, который нужен людям и сегодня. По одной версий, слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло- ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русских называли  Россами. Так появилась название страны - Россия.

      Как и каждого государства, у России есть свои государственные символы. Это герб, флаг, гимн.

     

Что обозначает слова ГЕРБ? ( Отличительный знак)

     Слово «герб» немецкое эрбе и означает наследство. Герб показывает исторические традиции стран. Гербы появились давно, более 4 тысяч лет назад.

      Вспомним, как выглядит государственный герб России. Что изображено на гербе России? (Рассказ одного ученика)

     Двуглавый орёл на нашем гербе появился давно, в XV веке.

     Что такое гимн? Гимн – главная песня страны. Слово гимн греческое и означает восхваление.

     Как вы думаете, что восхваляет в гимне?

     Как надо слушать гимн?

     Давайте сейчас встанем и послушаем гимн России.

     Кто раньше слышал гимн? Где?  

     Из каких цветов состоит флаг России? (Из белого, синего, красного) Что обозначает каждый цвет на флаге?

     У историков существует несколько точек на происхождение этих цветов в Государственном флаге России. Первая из них объясняет подобное сочетание тем, что царь Пётр I  взял эти цвета у герба Москвы. Вторая точка зрения утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей отражает флаг. По – иному объясняют расцветку Российского флага  геральдисты.                        Словарная работа. Геральдисты – учёные, изучающие государственную символику.

       Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность.  А красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

      Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, - день      Государственного флага Российской Федерации.

     

       У Бурятии есть свои символы. Послушаем, что изображено на гербе Бурятии. ( Рассказ одного ученика)

       29 октября 1992 года был утверждён государственный флаг Республики Бурятия.

       Какие цвета у флага? ( Флаг – сине – бело - желтый).

       Что символизируют  цвета? (синий - небо, белый - чистоту, жёлтый - вечность)

       В левом верхнем углу на синей части полотнища флага изображено золотое соёмбо – традиционный восточный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг).

      Давайте встанем и  послушаем  гимн Бурятии.

      В Республике Бурятия проживает около 959,7 тыс. человек  60 национальностей и народностей (русские, буряты, украинцы, татары, белорусы, эвенки)

     Кто является президентом  России?

     Кто является президентом Республики Бурятия?

     Главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности его граждан,- это Конституция Российской Федерации. Поэтому День принятия Конституции 12 декабря является государственным праздником.

      Какой город является столицей России?

      Какой город является столицей Бурятии?

     

      В этом году будем отмечать 75 лет со дня Великой Победы. Жители Бурятии вместе со всей страной выстояли и победили в самой страшной войне в истории человечества. Любовь к Родине, к народу, к человечеству - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей.

   Ученик 3                            

   Учитель. Давайте беречь нашу Родину, защищать её! Нельзя допустить, чтобы проливалась кровь людей. А мы с вами и дальше будем заниматься с историей нашей великой Родины- России, а также малой Родины- у. Усть - Дунгуй.

 

 

Министерство образования и науки РБ

                                  Кяхтинский район

МОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа

КЛАССНЫЙ ЧАС

ТЕМА:

«И для меня не было России без маленькой Бурятии моей»

                                        Выполнила: Чагдурова О.Н.

                                                                        учитель начальных классов.

Усть-Дунгуй

2009 г.

Министерство образования и науки РБ

Кяхтинский район

Алтайская средняя общеобразовательная школа

Урок родного языка в 4 классе.

Тема: «Тэмдэгэй нэрын удха шанар».

                                                  Выполнила: Чагдурова О.Н.

                                                                        учитель начальных классов.

Усть-Дунгуй

2009 г.

     

Темэ: Тэмдэгэй нэрын удха шанар.

 

 Зорилго:1. Тэмдэгэй нэрэ юумэнэй шанар, тэмдэг харуулhан хэлэлгын хуби

                       2. Тэрэ юумэнэй нэрын урда хэрэглэдэхэ, тэрээнтэй удхаараа холбоотой байдаг гэжэ ойлгосо угэхэ.

                       3. Турэл буряад хэлэеэ hайн шудалха эрмэлзэл туруулхэ.

  Хэшээлэй тухэл: шэнэ материал узэхэ хэшээл

 Методынь: хэшээл – диалог

Хэшээлэй ябаса.

  1. Эмхидхэлэй уе.

       Сан байна, hурагшад, айлшад! Манай турэл буряад хэлэнэй хэшээл болохо.

  1. Хэшээлэй зорилготой танилсуулха.

Бидэ мунөө  хэшээлдээ гараhан темэеэ  хэр зэргэ ойлгожо абаабта гэжэ

шалгаад, шэнэ ехэ темэ эхилхэбди.

  3. хэлэлгын упражненинууд.

Самбарта.

Уншаад угэгты. Һураhан хун толоон соо ябаха    

                            Һураагуй хун манан соо ябаха.

Энэ юун гээшэб?

Удхыень юун гэжэ ойлгонобта?

Эрдэм, ухаан тухай ушөө ямар оньhон угэ мэдэхэбта?

  4.Дабталга.

Ямар хэлэлгын хубиие узэжэ дуургээбди?

Мунөө самбар тээшэ анхаралаа табигты.

Алдуу ологты.

         Зунда баабгай элдэб жэмэс эдидэгюм. Би шинии бэшэг абаша, ехэ  баярлааш. Таряа хусэд эдеэшээгуй.

       Нэгэдэхи олоной нюурай глаголнуудые хоёрдохи олоной нюурай болгон хэлэгты.

     

       Бидэ зунайнгаа амаралтада ажаллахабди. Хурьгадые hайнаар харууhалхабди. Иигэжэ ажалай дуршэл олохобди.

 ( Тобшол хэхэ)

       5. Шэнэ темэ.

        Уншалгын хэшээлдэ Бавасан Абидуевай «Сонхоор малайhан hара»гэhэн

Шулэгтэй танилсаа hэмди. Хэн сээжэлдэнхэйб?  (1 hурагша)

Энэ шулэг смоо юун тухай хэлэгдэнэб?

Һарые поэт ямараар зурагланаб?

Шаргал hара.

Словарна ажал. Шаргал гэжэ юун гэжэ ойлгонобта?

 Шаргал гэжэ угэ юу тэмдэглэнэб?

 Энэ ямар хэлэлгын хуби гэжэ hанабта?

 Шаргал гэжэ тэмдэгэй нэрэ гэбэт.Харагты самбар тээшэ.

 Шаргал hара.

Тэдэгэй нэрэ ямар хэлэлгын хубитай удхаараа холбоотой байнаб?

 (доскада темэеэ бэшэхэ)

Тэмдэгэй нэрын удха шанар.

Тобшолол хэе. Тэмдэгэй нэрэ – юумэнэй шанар тэмдэг харуулhан, ямар гэhэн асуудалтай, хубилдаггуй хэлэлгын хуби.

Номоор ажалаллга.

Ном соо н. 113 нюурта дуримтэй танилсая.

 Зуб хэлэбэ гут?

   

Физминутка

   

 6.Бэхижуулгэ

1. Упр. 313 дуургэхэ.

(hурагшад бэеэ даагаад худэлнэ)

Шалгалта. Һурагшад дэбтэрээ андалдан, хажуудахи хунэйнгөө ажал шалгана.

2. Наада наадаха.

   1 ряд.                                                      2 ряд

Юумэнэй нэрэ нэрлэхэ                         Тэмдэгэй нэрэ нэрлэхэ

3. Тест (приложение1)

 Шалгалта (самопроверка)

 

      7.Хэшээлэй дун.

 Тэмдэгэй нэрэ – энэ юун гээшэб?

 Тэмдэгэй нэрэ тухай хөөрөөд угэгты.

Ухаан эрдэм номhоо эхитэй hэн тула ном сооhоо 317 упражнени дуургэхэ, дурим сээжэлдэхэ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда прадедушки были маленькие

Цель: создать яркие эмоциональные представления о Родине; воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село, формировать умение ценить и хранить историю своей семьи, научить бережно хра...

История развития Республики Бурятия в моей жизни

Эссе "История развития Республики Бурятия в моей жизни" было написано для участия в конкурсе "Самый классный классный-2018"...

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....

Презентация "Маленькие герои Бурятии"

Презентация к проектной работе "Маленькие герои Бурятия"...