Языка драгоценные клады
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Журавлева Наталия

Сценарий для проведения Дня славянской письменности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denslav.pism_.2014-2015uch.god_.docx101.01 КБ

Предварительный просмотр:

«ЯЗЫКА ДРАГОЦЕННЫЕ КЛАДЫ»

(Конспект занятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры)

Автор-составитель

руководитель кружка ОПК

Журавлева Н.И.

Королёв 2014-2015 уч.год

Цель:  формирование интереса  к русской культуре и русскому языку.

Задачи :

Обучающие:

  • вспомнить роль свв. Кирилла и Мефодия в деле возникновения и формирования  русской  письменности и культуры;
  • вспомнить произведения  детской  художественной  литературы;
  • вспомнить  и  назвать  литературных  героев;
  • выучить  наизусть и рассказать стихотворение, отражающее тему праздника.

Развивающие:

  • формировать интерес  к  изучению  истории;
  • способствовать формированию читательского интереса и вкуса;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • способствовать развитию  культуры  речи.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с историей России;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка;
  • воспитывать любовь к книге и чтению.

Коррекционные:

  • способствовать  развитию  мышления  через  аналитическую деятельность;
  • способствовать  коррекции  девиантного   поведения.  

(Звучит песня Григория Гладкова «О русском языке», на экране – слайды)

Русских слов глубокое теченье  (1)

Дарит силу песенной строке  (2-3)

Ах, какое это наслажденье –  (4-5)

Говорить на русском языке!  (6)

Колосится рожь в широком поле, (7)

Облака купаются в реке.   (8)

Мы с тобой о радости и боли (9)

Говорим на русском языке. (10)

Не померкнет подвиг наших дедов,  (11-12)

Ордена горят на пиджаке.   (13-14)

В майский день друг другу «С Днём Победы!»  (15)

Говорим на русском языке. (16)

Вот малыш спешит за мамой следом,  (17)

И ручонка в папиной руке.    (18)

Он уже и с бабушкой, и с дедом   (19)

Говорит на русском языке.

Вспоминая белые берёзы  (20)

От родного дома вдалеке

Мы, смахнув непрошеные слёзы,  (21)

Говорим на русском языке

Паренёк с фамилией Гагарин  (22)

Взмыл впервые в космос налегке.  (23)

И с землёю из далёкой дали   (24)

Говорил на русском языке. (25)

Вед.:   Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! На дворе стоят ясные весенние дни. Весна – удивительное время года, пора пробуждения и цветения. Весна переполнена радостью праздничных событий: Благовещение, Пасха, День Победы. В этот чудесный хоровод праздников вплетаются дни Недели славянской письменности и культуры. Начинается этот праздник 24 мая - в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и  Мефодия – просветителей славянских народов. (26) В 863 году после Рождества Христова эти братья-подвижники взяли на себя труд составить славянскую азбуку, чтобы светом Истины просветить славянские народы. Благодаря их трудам сияет на весь мир многогранный бриллиант – русская  культура

  Из песни-эпиграфа вы уже поняли, ребята, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена одной из граней русской культуры - богатому, красивому, мудрому  русскому языку.  Наш родной язык – это непрекращающаяся  связь  между  многими  поколениями  русских  людей.(27)

Ученик:

Слова, корнями вросшие

В века, тысячелетия

Несут нам свет из прошлого

В грядущие столетия.

Из родника пречистого

Пью воду животворную.

В народ я верю истово

И в будущность народную.

Для нас слова священные –

Родня, родной, родители.

Понятия нетленные

Как ангелы-хранители.

Иван, родства не помнящий, -

Обидное присловие.

Лишь человек  нестоящий

Не  знает  родословия.

С отчизной – в связях родственных.

Как много с нею пройдено!

Не счесть  в  словах и образах

Родимых пятен Родины…

Вед.:  Что помогает нам не стать Иванами, не помнящими родства? Что помогает нам сохранить всё то культурное богатство, которое накопил русский народ за века своего существования? Конечно  это семья и  школа(28-29).  В семье мы начинаем знакомство  с русской культурой. Первые слова, первые потешки, первые сказки. Вот со сказок  мы и начнём нашу конкурсную  программу.

Первый  конкурс: найти в предложенных вариантах правильный ответ. По пять  вопросов  для  каждой  команды-участника.

         

1. Рики-Тики-Тави – это…
а) крот
б) хорёк
в) мангуст

2. Буратино говорил такие волшебные слова:
а) Симсим, открой дверь!
б) Крекс, фекс, пекс!
в) Раз, два, три! Горшочек, вари!

3. Кто спас Муху Цокотуху?
а) грач
б) ласточка
в) комарик

4. В кого превратился« гадкий утёнок»?
а) в аиста
б) в лебедя
в) в гусыню

5. У Винни-Пуха был друг…
а) Чиполлино
б) Пятачок
в) Маугли

6. Кого дала в помощь Герде маленькая разбойница?
а) оленя
б) конька-горбунка
в) кота в сапогах

7. Какое волшебное средство было у Аладдина?
а) волшебная дудочка
б) волшебная лампа
в) волшебная палочка

8. Кто полетел с дикими гусями в Лапландию?
а) Пиноккио
б) Айболит
в) Нильс Хольгерсон

9. Сказка Ш. Перро  называется …
а) «Синяя шапочка»
б) «Синяя борода»
в) «Синяя ленточка»

10. На ком совершила Дюймовочка своё путешествие в тёплые края?
а) на ласточке
б) на орле
в) на драконе.

Вед.: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этим заданием.  А теперь посмотрим,  насколько вам  знакомы  выразительные  средства русского  языка, которые украшают нашу речь, делают её ярче, изобразительнее.  Я говорю о фразеологических оборотах. Каждый из них имеет своё значение. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы их знаете.

Второй конкурс: определить лексическое значение фразеологических  оборотов.

1. Выйти из себя.

2. Довести до белого каления.

3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует.

5. Как с гуся вода.

6. Махнуть рукой.

7. Метать громы и молнии.

8. Ноль внимания.

9. Под горячую руку.

10. Рвать и метать.

11. Устроить сцену.

12. Хоть трава не расти.

13. Бить баклуши.

14.  Брать быка за рога.

15. Валять дурака.

16.  Горит в руках.

17.  Не покладая рук.

18.  Засучив рукава.

19. Палец о палец не ударить.

20.  В поте лица.

21. Плевать в потолок.

22.  Своротить гору.

23.  Сидеть сложа руки.

24.  Считать ворон.

25.  Раскрыв  рот.

26. Браться за ум.

Вед.:  Мы выяснили, что фразеологизм «раскрыв рот»  значит «очень внимательно слушать», а фразеологизм «и в ус не дует» имеет значение «быть очень невнимательным».  А теперь команды получают новое  задание.

Третий конкурс:  «Спрятанные слова» - выписать слова в которых спрятались «ус» и «рот». Слово для команды определяется жребием.  Выигрывает команда, которая нашла больше слов.

Вед.:  Очень хорошо команды справились с этим заданием. Сразу видно, что командный дух вам понятен, и вы умеете работать вместе. А теперь задание для капитанов команд. Быть капитаном нелегко, надо уметь и знать много. Отвечать за всю команду. Уметь не запутаться в лабиринте взаимоотношений. Вот сейчас наши капитаны и постараются пройти по лабиринту.

Четвёртый конкурс: «Лабиринт» - капитаны решают головоломку-лабиринт. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Вед.:  А пока капитаны работают за всю команду, мы с вами разомнёмся.

Пятый конкурс: Игра-шутка: ведущий перечисляет буквы алфавита, если такая буква есть в имени игрока, он должен  встать, если названной буквы нет, игрок должен сидеть.

Вед.:  А теперь наш любимый конкурс – разгадывание загадок.

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?
  • Из танцзала короля
    Девочка домой бежала,
    Туфельку из хрусталя
    На ступеньках потеряла.
    Тыквой стала вновь карета…
    Кто, скажи, девчушка эта?
  • Покупала самовар,
    А спасал ее комар.
  • Была она артисткой
    Прекрасной, как звезда,
    От злого Карабаса
    Сбежала навсегда.
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне
  • Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.
  • Сладкий яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнём,
    И светло вокруг, как днём
  • Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
  • Он разбойник, он злодей,
    Свистом он пугал людей.
  • В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.
  • Он в Италии родился,
    Он своей семьёй гордился.
    Он не просто мальчик-лук,
    Он надёжный, верный друг
  • Всех важней она в загадке,
    Хоть и в погребе жила:
    Репку вытащить из грядки
    Деду с бабкой помогла.
  • Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка!
  • Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
  • Она была подружкой гномов
    И вам, конечно же, знакома
  • Гармошка в руках,
    На макушке фуражка,
    А рядом с ним важно
    Сидит Чебурашка.
  • Этот сказочный герой
    С хвостиком, усатый,
    В шляпе у него перо,
    Сам весь полосатый,
    Ходит он на двух ногах,
    В ярко-красных сапогах.
  • Любит есть он бутерброд
    Не как все, наоборот,
    Он в тельняшке, как моряк.
    Звать кота, скажите, как?

Вед.:  Вот и подошло к концу наше занятие-соревнование. Вы все очень хорошо потрудились, постарались.  Есть надежда, что наша отечественная культура сохранится в ваших, ребята, надёжных руках. Что вы будете не только хранить отечественную культуру, но и развивать, не забывая о её истоках и людях, с которых она началась – славных братьях  равноапостольных  Кирилле и  Мефодии.

C:\Users\Алексей\Documents\lдокументы Наташа\НАШИ ПРАЗДНИКИ\День славПисьм2015\Ребусы\21.png

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Екимова Е.А. ПРАВОСЛАВНАЯ АЗБУКА В СТИХАХ / Елена Екимова; рис.Т.Соколовой. – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске, 2007;
  2. Саблина Н.П. БУКВИЦА СЛАВЯНСКАЯ. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты /  М.: институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005;
  3. Мазуров А.Б. ИСТОРИЯ РОДНОГО СЛОВА: от Кирилла и Мефодия до наших дней: кн. для чтения. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС,2007;
  4. Лакоценина Т.П. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАНИЙ. Выпуск II. СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ. Часть 1 от А до И: Практич. пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005;
  5. Лакоценина Т.П. ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАНИЙ. Выпуск II. СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ. Часть 2 от К до Я: Практич. пособие для классных руководителей, зам.директоров, воспитателей, учителей, методистов, родителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова драгоценный дар- урок русского языка

Урок знакомит детей с различными лексическими группами слов:устаревшие, этикетные, многозначные и т.д. Занятие проводится вместе с родителями, дети в процессе групповой работы "выращивают" весеннее Де...

Вода самое драгоценное ископаемое (4 класс)

Классный час для учащихся 4 классов. Формирует бережное отношение к воде. Развивает интерес к экологии....

Здоровье - единственная драгоценность

дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни;развивать творческие способности, память, вниман...

Драгоценный хлеб

Главный герой утренника - хлеб. Утренник посвящен немного забытой теме - теме труда. Учимся ценить привычное и простое....

Своя игра "Здоровье - единственная драгоценность"

Профилактическое мероприятие построенное по принципу телевизионной передачи "Своя игра". Детям очень нравиться....

Хлеб - драгоценность

"Хлеб - драгоценность, им не сори" сценарий классного часа с презентацией для 3 класса(пословицы и поговорки о хлебе, история появления хлеба, как хлеб попадает к нам на стол, блокадный хлеб Лен...

презентация к уроку окружающего мира по теме: "Драгоценные камни"

В презентации представлены характеристики драгоценных камней....