Экологическое воспитание младших школьников с ЗПР на занятиях в ГПД
статья

Зиновьева Тамара Николаевна

Экологическое воспитание младших школьников с ЗПР на занятиях в ГПД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_ekolog-vosp-det-s-zpr-v-gpd.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников с ЗПР на занятиях в ГПД 

2020—2021 уч.г

        Экологическое воспитание формирует экологическую культуру, что способствует безопасному взаимодействию человека с окружающим природным миром. Чем культура выше — тем бережнее взаимодействие.  Они складывается из понимания законов природы, значимости здорового образа жизни, сочувствия всему живому и уважительного отношения к труду, восприятия красоты, без чего говорить о полноценном развитии личности затруднительно.

        Очевидно, экологическая культура формируется экологическим воспитанием, ориентированным на общечеловеческие ценности. В этом цель и задача развития личности ребенка.

        Цель экологического воспитания достижима решением ряда задач:

  • Образование (формировать знания об экологии);
  • Воспитание (формировать навыки ЗОЖ);
  • Развитие — (закреплять и расширять систему знаний об окружающем природном мире).

        Экологическое воспитание должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы — на уроках, в группе продленного дня, во внеурочное время. Это могут быть экскурсии, прогулки, экологические игры, беседы, познавательные видеосюжеты, ручной труд и творческие занятия. Как и общее воспитание детей с умственной отсталостью, экологическое воспитание имеет свои особенности.

        Цель экологического воспитания младших школьников с ЗПР в ГПД — формирование у них привычки к ЗОЖ и бережному отношению к окружающему природному миру.

Младшим школьникам, в частности обучающимся с ЗПР, в силу возраста, наиболее понятен материал в игровой форме, т.к. основной вид их деятельности — игра.

В игре сочетаются три важных фактора:

  1. Включение в практическую деятельность;
  2. эмоционально-психологическое удовлетворение;
  3. расширение и закрепление познаний об окружающем мире.

        Эффективность экологического воспитания зависит от форм и методов работы:

*наблюдение и систематизация,

*эксперимент и опыт,

*моделирующая деятельность,

*деятельность на природе,

*экскурсии и прогулки,

*чтение (альтернативное чтение),

*просмотр видеоматериалов по теме,

*беседы,

*творческие занятия (ручной труд, рисование),

*работа с родителями и пр.

        Для экологического воспитания важно взаимодействие с родителями: первичные навыки ЗОЖ (самообслуживание) закладываются в семье. Чем младше ребенок (или с нарушениями интеллекта) — тем большее значение имеют наглядные пособия (таблички с алгоритмом действий в значимых местах, например, над унитазом, рядом с умывальником и полотенцем для рук, на входной двери, у выключателя и т.д.). Находясь на виду, они помогают ребенку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним в рамках норм цивилизации и культуры.

       Наблюдение за животными и птицами, уход за домашним питомцем, прогулки на природе и труд на дачном участке реально превратить в интересное творческое занятие или игру. В ГПД у детей есть возможность уточнять форму и размер, цвет, температуру, фактуру и другие особенности объектов природы, посредством взаимодействия с окружающим природным миром на прогулках или на занятиях в помещении с природным материалом, пополняя словарный запас, творчески самовыражаясь.

       Экологическое воспитание с акцентом на здоровьесберегающие технологии и элементы физической культуры, технологии педагогического общения и игровые в нашей ГПД, которую посещают младшие школьники с ЗПР проводятся комплексные мероприятия под общим названием "Умные прогулки", в процессе которых дети наблюдаютизучают природу, углубляют свои познания о ней, расширяют словарный запас, а после прогулки делятся впечатлениями в беседах и посредством творческих работ, удовлетворяя свои эстетические и эмоциональные потребности, жажду творчества.  

        Вместе с родителями дети мастерили кормушки для птиц, с педагогами и воспитателями развешивали их на территории возле школы, а после следили, чтобы кормушки не пустовали: на прогулке ГПД крошили в них хлеб, наблюдали за птицами. Это развивает в детях желание заботиться о природе. На подобных занятиях уточнялись представления детей об окружающем природном мире.

        Экспериментальное исследование — один из любимых видов деятельности детей! Замораживать и красить воду, лепить снеговиков из раскрашенного снега, рассматривать под увеличительным стеклом снежинки и растапливать лед, а заодно и узнавать, каким бывает снег и почему из одного снега можно слепить снеговика, а из другого — никак.

          Работа по экологическому воспитанию детей с ЗПР в ГПД в русле педагогики здоровья ведется в различных направлениях, учитывая режима дня и личные особенности и потребности каждого ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Внеклассное занятие "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная прич...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников

Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....