Рабочая программа кружка «Дорожная азбука», 2 класс.
рабочая программа (2 класс)

Кириллова Гузалия Галинуровна

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные  формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорожная азбука” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_dorozhnaya_azbuka.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука», 2 класс.

Пояснительная записка

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные  формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорожная азбука” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Направленность: Социальное

Актуальность программы:

Воспитание младших школьников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Одной из основных причин  дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения. Дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому с начальной школы необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

Новизна программы. Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Цель программы: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности участников дорожного движения.

Задачи программы: 

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий.                                                

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников ПДД.    

3. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге

4. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил  поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Возраст детей, для реализации данной программы 7-8 лет (учащиеся 2 класса).

Объем и сроки изучения: Количество часов в год: – 35 часов

Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю.

Сроки реализации: 1 год

   

Формы и методы обучения: 

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов, экскурсий. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.

       

Перечень   основных разделов программы:

  • знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;
  • знакомство с сигналами светофора и регулировщика;
  • знакомство со знаками дорожного движения;
  • игры, экскурсии; практические занятия

Планируемые результаты

Результаты кружка «Дорожная азбука» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

К концу 2 класса дети должны знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • дорожные знаки;
  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила движения на велосипеде;
  • правила движения по дороге.
  • правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Ученик научится:

- отличать проезжую часть улицы от тротуара;

- правильно ходить по улицам и дорогам;

- переходить проезжую часть;

- понимать сигналы светофора;

- понимать некоторые дорожные знаки;

- выбирать место для игр.

Ученик получит возможность научиться:        

- составлять безопасный маршрут от дома до школы;

- отличать виды пешеходных переходов;

- отличать виды перекрестков;

- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения внеурочного курса «Дорожная азбука» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                       

  1. Ожидаемый результат:
  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной   помощи;
  • Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;  
  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Формы и методы обучения

Содержание занятия

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие.

Я – второклассник. Идём в школу самостоятельно. Безопасный путь в школу.

беседа, игры безопасный маршрут

Работа с планом местности, Чтение и разбор стихотворения С.Михалкова «Движеньем полон город», разбор конкретного маршрута.

2

«Путешествие в историю

ПДД.»

Беседа, презентация

«Откуда появились ПДД». «Первые правила дорожного движения»

3

Улица полна неожиданностей.

Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций

Повторить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.

Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.

повторить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.

Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!

4

Я – пешеход. Повторение обязанностей пешехода.

Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Необходимость правил в жизни человека. Повторение   правил поведения пешеходов. Создание буклета «Помни, пешеход!»

5

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Беседа, игры, отгадывание загадок

Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)

6

Сигналы регулирования дорожного движения.

Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Повторить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

7

Проект «Светофорик»

Практическое занятие

Закрепить знания для чего служит светофор. Поиск и выделение необходимой информации Беседа «Красный - зелёный».

Конструирование «Светофор».

 (Из цветной бумаги и картона сконструировать модель светофора)

8

Дорожные знаки и дорожная разметка.

Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Назначение дорожных знаков.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.

9

Запрещающие знаки.

Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

10

Предупреждающие знаки.

Беседа, игра, загадки, анализ ситуаций

Беседа, презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

11

Викторина «Счастливый случай».

Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций

Разминка, видеовопросы, презентация, загадки, анализ ситуаций

12

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

Беседа, презентация, ролевая игра.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

13

«Мы пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте»

Беседа, блиц- опрос

Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта  безопасному поведению на остановках.

14

Будем уважать водителей

Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и

транспортным средствам?».

Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем»

15

Пешеходные переходы.

Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

16

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Беседа, презентация, анализ ситуаций,

Понятие "дорожно-транспортное происшествие",  профилактика дорожно-транспортных происшествий


17

Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге.

Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций

Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы.Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд.

18

Мы едем на дачу

Беседа

Рассматривание иллюстраций — защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Практика: Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком.

19

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Беседа

Классификация возможных травм. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Практические занятия.

20

Ты – велосипедист

Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций

История создания велосипедов. Виды велосипедов.

Обязанности водителей велосипедов. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами. Ответственность за допущенные нарушения. Составление памятки: «Юному велосипедисту».

21

Освоение навыков безопасного движения пешехода.

Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках Теоретические занятия.

22

Дорожные знаки и дорожная разметка.

Беседа, презентация, анализ ситуаций, работа в группах.

Назначение дорожных знаков.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».  Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.

23

Регулируемые перекрёстки. Нерегулируемые перекрёстки.

Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого  перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

24

 Виды пешеходных переходов, их обозначение.

Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

Как правильно выбрать место перехода через проезжую часть. Безопасный переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход».

Правила перехода дороги при наличии этих переходов.

25

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный

Беседа, презентация, стихи, работа в группах.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный. Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.

Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке.  Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе.

Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса.

26

Акция «Соблюдайте правила дорожного движения"

Беседа, экскурсия

Дети выходят на улицу и раздают памятки прохожим "Соблюдайте правила дорожного движения"

27

Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай».

Викторина

Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.

28

Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!».

Выставка рисунков

Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!».

29

Участники дорожного движения. Игра «Внимательный пешеход».

Беседа, презентация, загадки, ролевая игра.

Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. Отработка практических навыков движения по дороге в группе. Игра «Внимательный пешеход».

30

Профессия водитель

Беседа, презентация, ролевая игра.

История возникновения машин. Знакомство с такими понятиями , как «профессия», «водитель», «транспорт». Знакомство с профессией «водитель». Ознакомление с видами транспорта и художественной литературой.  Знакомство с правилами поведения пассажиров

31

Тормозной путь транспортных средств

Беседа

Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля

32

Викторина «Мы знаем правила дорожного движения».

Викторина

 «Мы знаем правила дорожного движения».  Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

33

Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения!».

Стихи, инсценировка, викторина, загадки.

Подготовка к празднику «Знай правила движения, как таблицу умножения!».

34

Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения!».

Стихи, инсценировка, викторина, загадки.

Подготовка к празднику «Знай правила движения, как таблицу умножения!».

35

Итоговое занятие «Путешествие в страну ПДД»

Игра

Проверка знаний учащимися правил дорожного движения в форме игры.  Подведение итогов кружка  «Дорожная азбука».

            Литература:

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007.      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
          2. Топоров И. К
    . Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008.

      

4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.

5.Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учитель», 2007 г.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс

Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....

Скопинцева С. А. Рабочая программа кружка "Компьютерная азбука" ФГОС

Представленная рабочая программа реализуется в рамках ФГОС и составлена для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа кружка "Дорожная азбука"

обучение правилам поведения на дороге,  развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни....

Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" 1 класс

Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" для 1 класса. Программа рассчитана на 4 года. Направление: эколого-биологическое....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Этика: Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА«Этика: Азбука добра»...

Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс

Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс...