РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Этика: Азбука добра»
рабочая программа (3 класс) на тему

Ковалева Елена Григорьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Этика: Азбука добра» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

гимназия № 1590 им. Героя Советского Союза В. В. Колесника

Согласовано

Заместитель

директора

_________/Налбандян С.Н./

ФИО

от «1» сентября 2016 г

Утверждаю

Директор гимназии

__________/Боброва Е.Н./

ФИО

от «1» сентября 2016 г

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

_______________________________________________________________

(наименование кружка дополнительного образования) 

Возраст детей: 7-9 лет

Срок реализации: 3 года

 Составитель программы: Ковалева  Елена  Григорьевна

 Высшая  категория

 Москва 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Этика: Азбука добра» для 3-4 класса

на 2016 - 2018 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Этика: азбука добра» для 3-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в рамках работы кружка «Этика: азбука добра».  Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего,  на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  •  стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  •  развивающие нравственное сознание;
  •  активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Место курса в учебном плане: кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 часов (по 34 часа +1 час – резерв каждый класс 3 и 4 соответственно). Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел

Наименование раздела

Кол-во часов

3 кл

Кол-во часов

4 кл

1

Раздел 1

Школьный этикет

7

7

2

Раздел 2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми

10

10

3

Раздел 3

О трудолюбии

5

5

4

Раздел 4

Культура внешнего вида

5

5

5

Раздел 5

Внешкольный этикет

6

6

6

Резерв

1

1

34 ч

34 ч

ИТОГО                                                                               68 ч

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

Раздел 1.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Раздел 2.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Раздел 3.

О трудолюбии. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Раздел 4.

Культура внешнего вида. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Раздел 5. Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Раздел 5. 

Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

Учащиеся должны знать: - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение, - основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности; - правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. - слова вежливости, - основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научится: - применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости, - применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах; - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей, - работать в паре и в группе, - проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким, - культурно выражать свои эмоции в совместной работе - ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Школьный этикет 7 часов

1

Приветствие. Мы пришли на урок.

1

2

Взаимопомощь: учёба и труд

1

3

Правила поведения на перемене.

1

4

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

1

5

Забота о младших

1

6

Школьное имущество надо беречь.

1

7

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

1

Правила общения 10 часов

8

Время надо беречь

1

9

Слово лечит, слово ранит

1

10

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

1

11

Игра «Город вежливости»

1

12

Вежливый ли я дома?

1

13

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

14

Милосердие и отзывчивость.

1

15

Забота о пожилых.

1

16

Корысть – плохое качество.

1

17

Шутка или насмешка?

1

О трудолюбии 5 часов

18

Труд кормит, а лень портит.

1

19

Как организовать свой труд

1

20

Культура физического и умственного труда

1

21

Золотые руки.

1

22

Герои труда

1

Культура внешнего вида 5 часов

23

Что такое культура внешнего вида?

1

24

Уход за своими вещами.

1

25

Одежда будничная и праздничная

1

26

Одежда и осанка.

1

27

Вежливость и внешний вид

1

Внешкольный этикет 6 часов

28

Разговор по телефону.

1

29

Поведение в гостях.

1

30

Я пишу письмо.

1

31

Поведение на природе

1

32

Готовимся к празднику.

1

33

Осваиваем правило «так нельзя».

1

34

Резервный урок

1

Учебно-методическое обеспечение 

1. Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике». Москва « Педагогика» 1990г.

2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Мастерская учителя». Москва «ВАКО» 2007г.

3. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

5. Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост. Максимова Т.Н. – М.:ВАКО, 2008.

6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994