Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
рабочая программа (1 класс) на тему

Ефанова Любовь Митрофановна

Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС .Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_etika_.azbuka_dobra.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  Г. БЕЛГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

           «Согласовано»

Заместитель директора   по УВР

МБОУ СОШ №18  г. Белгорода

Андреева Е.Н../___________/

 «___»  ______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №18

 г. Белгорода

Андреева В.Н../_____________/

             Приказ № ____

              от«___» августа 201__г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружка «Этика.Азбука добра»

Возраст обучающихся – 7-8 лет

(1 класс)

                                                     Учитель начальных классов:

                                                              Ефанова Любовь Митрофановна

                                                       

г. Белгород,

 2013-2014 уч. год


Программа внеурочной деятельности кружка   «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности

            Автор программы: Ефанова Любовь Митрофановна

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

 «___» ____________ 201___ г., протокол № ____

          Председатель _________  Андреева В.Н.     

                                                         


Пояснительная записка

Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС .Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год.

Новизна заключается в необходимости нравственного образования  и основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано с идеей добра и справедливости, общения и интереса детей. Кружок «Этика. Азбука добра» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к учению, стремиться развивать духовно-нравственную деятельность. Программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая заключается в следующем:

«... Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инноватики...»

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности... начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Педагогическая целесообразность: Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников, как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка «Этика. Азбука добра», который входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.

Системность:

Курс  строится на частных и жизненных примерах.

Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

1.Расширять  кругозор  обучающихся  в разных областях духовно-нравственной культуры.

2.Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.

    3.Прививать основы духовно-нравственной культуры.

    4.Уметь осуществлять нравственный выбор.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7-8 лет.

                                                                                                       

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Формы и режим занятий –  занятия  проводятся 1 раз в неделю – среда, начало занятий (14.00 – 14.35) не раньше чем  через один час после окончания уроков, продолжительность занятия составляет – 35 минут.

Принципы научности программы: создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать гуманитарные возможности каждого учащегося.

Практическая направленность:

игровая, творческие формы, проектная деятельность, работа с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного       произведения       позволит      учителю       использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

 Предполагаемые предметные результаты

Ученик получит практические знания взаимоотношений между людьми.

Научится: доброжелательности, заботе, сопереживанию, толерантности, сочувствию на основе которого и формируется нравственное сознание.

  1.  Развитие интереса к программе кружка
  2.  Успешное усвоение учебного материала на уроках
  3.  Выступление на олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня

Ожидаемые результаты:

Занятие в кружке должны помочь учащимся усвоить нравственные правила, оценивать свои поступки и овладеть основными общепринятыми нормами развития личностно значимого поведения в обществе.

Предполагаемые метапредметные результаты

  • сравнение
  •  анализ
  • обобщение
  • установление аналогий и причинно-следственных связей
  • установить соответствие поступков нравстве6нным правилам
  • способствовать активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

 В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • ведение диалога
  • признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
  • выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения
  • уважительное восприятие других точек зрения.

         Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу.

Развитие способности увидеть. нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

Личностные, метапредметные результаты освоения программы кружка. 

В процессе освоения материалов кружка ученик получает:

  • знания о характере взаимоотношений с другими людьми;
  • воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям;
  •  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,       толерантности,формирования нравственного сознания младшего школьника.
  • осознавать базовые гуманистические ценности.
  • характер отношений между людьми.
  • необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи:

  • самооценки и самопроверки,
  • повторять,
  • уточнять и формировать начальные нравственные представления,
  • знакомить с нравственными понятиями

  • использовать различные способы поиска информации: библиотека, Интернет, с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы  коллективные обсуждения, вопросы  «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет,

 участие  в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1

О трудолюбии

           

8

11

15

16

2

Культура внешнего вида

5

8

11111    4 чч.

  4

3

Школьный этикет

7

5

4

  5

4

Правила общения

7

4

6

5

5

Внешкольный этикет

6

5

4

3

Всего часов:

33

34

3333     34 чч.

34

 

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

О трудолюбии

           

8

1

7

2

Культура внешнего вида

5

2

3

3

Школьный этикет

7

2

5

4

Правила общения

7

3

4

5

Внешкольный этикет

6

3

3

Всего часов:

33

11

22

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности 

                                                            (Первый год обучения)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Факт

1

Мы пришли на урок

Учебные игры: организация

04.09

2

Этикет прихода и ухода учащихся из школы

Ученик входит в класс до начала урока. Ученик опоздал на урок.

11.09

3

Общение учащихся в форме спора

Спор на тему: (Уважительная или неуважительная причина опоздания на урок)

18.09

4

Зачем нужны перемены?

Игра: «Всегда  внимателен»

25.09

5

Этикет внешнего вида учащегося

Анализ и оценка внешнего вида всех учащихся класса

2.10

6

Мы в школьной столовой

Личный пример, каждому -дисциплина.

09.10

7

Зачем нужны вежливые слова?

Поиск информации

Оценивание

16.10

8

Правила делового поведения и учебного труда учащихся на уроке

Упражнение в реализации одного из свойств воды: думать, прежде чем делать

23.10

9

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Игра «Обратись правильно»

06.11

10

Правила поведения  в столовой для воспитанных детей.

Игра –выступление на знание правил этикета.

13.11

11

Мой учитель

Описание сюжетных игр

20.11

12

Этикет поведения учащегося на перемене и подготовки к уроку

Подвижные игры

27.11

13

Этикет на занятиях в кружках по интересам

Викторина и конкурс на знание одного из учебных предметов

4.12

14

Учись учиться

Угадывание полученных чисел

11.12

15

Умение мыслить

Упражнения на развитие

сообразительности

18.12

16

Выполнение учащимися своего режима дня

Составьте схемы режима дня

25.12

17

Конкурс на деловой внешний вид. Задачи-смекалки.

Учебная игра

13.01

18

Этикет движений при общении. Прятки с «фигурами».

Отработка этикета в движении

20.01

19

Этикет общения на празднике в школе. Игры.

Упражнения на сообразительность

27.01

20

Деловое сотрудничество с одноклассниками (создание коллектива , товарищества в классе)

Упражнение в осознанном применении мыслительных процессов для разгадывания загадок

05.02

21

Этикет вежливого общения

Учебные игры в употреблении слов вежливости в общении

12.02

22

Доброжелательное отношение к одноклассникам

Пожелания соседу по рабочему столу.

26.02

23

Общение с одноклассниками в форме игры

Игра со стихотворными считалками

5.03

24

Одобрение достоинств и осуждение недостатков одноклассников

Учебная игра на сюжет басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

12.03

25

Бережливость: каждой вещи свое место

Игра «Школьная вещь»,

Пожелания товарищу

19.03

26

Достижение взаимопонимания с одноклассниками

Упражнения в споре, убеждении, воспитательной беседе

2.04

27

Справедливость к одноклассникам

Решение мыслительных задач

9.04

28

Основные правила Мойдодыра

Учебная игра «Убедись»

16.04

29

Каждой вещи свое место

Практическое занятие

23.04

30

Правила поведения на улице, в транспорте

Просмотр презентации

Обсуждение одноклассников

30.04

31

«Спасибо и пожалуйста»

Учебная игра

7.05

32

Этика добра

Учебная игра на сюжет сказки (Сказка о царе Салтане)

14.05

33

Этика: азбука добра

Игры по желанию

21.05

Содержание изучаемого курса программы внеурочной деятельности  

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значенияв  установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Практическое знакомство с правилами нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

3накомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор» драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
    (в реальной жизни, героев произведений);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
    в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Методическое обеспечение:

 формы проведения занятий – аудиторно - кабинетные, информационно-библиотечные, игровые с использованием ЭОР, исследовательские, поисковые.

 

  • приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса – словесные, наглядные, метод ассоциаций.
  • дидактический материал- игры, карточки, таблицы, дидактические материалы.
  • техническое оснащение учебных занятий – мультимедиа, презентации, Интернет –ресурсы.
  • формы подведения итогов по каждой теме или разделу программы внеурочной деятельности -  игра, конкурс, КВН, соревнование, турнир.

Литература:

  1. Аджиева Е.М., Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  2.  Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. - М., 1950
  3.  Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4.  детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  5.  Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6.  Ефросинина Л.А. Словарь – справочник по литературному чтению. Книгочей. 1-4 классы. – М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.
  7.  Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига 1997.
  8.  Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984.
  9.   Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  10.   Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  11.  Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная Пресса, 2000.
  12.  Краткий словарь по социологии. - М., 1989.
  13.  Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. - М.,1993.
  14.  Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  15.  Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. - М.,1982.
  16.  Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.Д987.
  17.  Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком. – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
  18.  Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1998.
  19.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в
  20.  Программа  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;
  21.  Психология. Словарь. - М., 1990.
  22.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993.
  23.  Семейное воспитание. Словарь. - М., 1990.
  24.  Семья принимает гостей /Л.В.Алберте и др. - М.: Культура и традиции,1995.
  25.  Словарь по этике. - М.,1989.
  26.  Смирнов А.М. Психология. - М.; Учпедгиз, 1962.
  27.  Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  28.  Учебные стандарты школ России. - Книга 1 / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: Прометей, 1998.
  29.  Хомякова И.С.,  Петрова В.И. «Этика: азбука добра».  

Интернет-ресурсы:

  1. www.school2100.ru - Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100».
  2. www.openworld.ru/school - Официальный сайт журнала «Начальная школа».
  3. www.1 september.ru - Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы.
  4. www.4stupeni.ru - Конспекты уроков для начальной школы.
  5. www.100zatey.ru - Детские праздники, выпускные в начальной школе.
  6. http://future4you.ru/ - Всероссийские очные и заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.

Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по   теме: «Улыбка ангела»  в 1 А классе    ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа и КТП кружка "Этика: азбука добра"

Программа разработана на основе авторской программы факультатива    «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы)...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петро...

«Этика: азбука добра» (духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Этика: азбука добра".

Рабочая программа «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.Нравственное разв...