Психологическое развитие младших школьников
статья

Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Понимание внутренних механизмов психического развития, особенностей влияния социальной ситуации и ведущего вида деятельности во многом определяет успешность профессиональной деятельности педагога-психолога начальной школы. «Краткие конспекты лекций, опорные схемы и таблицы» представлены несколькими обязательными для изучения темами, которые рассматриваются в ходе лекционных занятий, сопровождаются компьютерными презентациями и видеоматериалом. Особое внимание необходимо обратить на ключевые научные понятия, выделенные в тексте конспектов. Вместе с тем, напомним, что конспект,  во-первых, представляет собой краткое изложение основных информационных единиц, во-вторых, наличие опорного конспекта ни в коем случае не подразумевает достаточность представленной информации для детального изучения материала. В ходе лекционного занятия необходимо делать пометки, записывать примеры, фиксировать персоналии, записывать возникающие вопросы и ответы на них. Все это позволит в полной мере проработать представленный на занятии материал и составить подробный план его самостоятельного изучения, погружения в рассматриваемые темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

1.5. СТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Мотивация учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста. Ведущие мотивы поведения младшего школьника:  познавательные и социальные мотивы

 

При традиционной системе обучения существенных изменений в мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов и родителей НЕ происходит. Л. И. Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику: (1) познавательные мотивы и (2)социальные мотивы. Познавательные мотивы – это мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения. Социальные мотивы – это осознанные побуждения к деятельности возникающие при высшей форме отражения потребностей, в ходе социализации.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Познавательные мотивы формируются постепенно в процессе самого учения. Ответственность за формирование познавательных мотивов младшего школьника несут родители и педагоги. Младший школьник живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Понятие «долг» и «ответственность» пока ребенком не осознаются. Большое значение в формировании у ребенка ответственного отношения к учению, появлении сознательного соподчинении своих действий более важным целям и задачам принадлежит учителю и родителям. Собственно учебно-познавательные мотивы заложены в содержании самой учебной деятельности, их развитие зависит от уровня познавательных потребно

34 стей, с которыми ребенок пришел в школу. В учебной деятельности младший школьник сталкивается с самыми разными затруднениями. Процесс преодоления затруднений различного характера является обязательным условием формирования внутренней мотивации к познанию, интеллектуальной активности. На познавательную мотивацию не распространяется известный закон Йеркса-Додсона. Следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Постепенно, к 3-4 классу интерес детей направляется на научное содержание учебного предмета, их начинает интересовать объяснение фактов, установление причинных зависимостей. Появляется избирательное отношение к отдельным предметам. Подлинно познавательные интересы, по мнению В. В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный по своей сути частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ Статусный, или мотив позиционный, мотив «быть учеником»: в начале учебного года у первоклассников преобладает так называемый негативный статусный мотив – стремление не быть дошкольником; и лишь затем – позитивный статусный мотив – стремление быть школьником. Из узколичных мотивов могут быть мотивы благополучия (получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, родителей) и мотивы престижные (выделиться среди других учеников, быть признанным одноклассниками и учителем. Мотив хорошей отметки. Школьная отметка из знака успеха/неуспеха в определенной деятельности превращается в знак, оценивающий личность в целом. Удовлетворение вызывают только самые высокие отметки.

35 Мотив признания сверстниками: «быть лучше, чем все» «хочу быть лучшим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье школьников

Выступление на межвузовской научно-практической конференции: Седьмые Ямбургские чтения «Проблемы и перспективы социально-экономического развития северо-западного региона России».Была подготовлена публ...

Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников

Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...

Статья " Психологические проблемы школьников"

Начало школьного обучения предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям....

«Снижение психологической напряженности школьников»

laquo;Снижение психологической напряженности школьников»...

Презентация "Снижение психологической напряженности школьников"

Агрессивность, тревожность и другие отклонения в психическом состоянии школьников стали серьезной повседневной психолого-педагогической проблемой....