Тема урока : « Конвенция о правах ребенка».
план-конспект

Томилина Мария Александровна

Тема урока : « Конвенция о правах ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_konventsii_prav_rebenka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : « Конвенция о правах ребенка».

« Век, который начался с практического отсутствия

прав у детей, заканчивается тем, что у них появился мощный юридический инструмент, не только признающий, но и защищающий их человеческие права.»

Кэрол Билэми.

Цели:

Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка;

  1. Развить следующие умения и навыки:
  • Умения осуществлять самостоятельный выбор и аргументировать выбранную позицию
  • Творческий подход к выполнению заданий
  • Коммуникативные навыки
  • Умения слушать себя и других;
  1. Привитие демократических традиций:
  • Обоснование и отстаивание своей позиции
  • Формирование убеждения, что права и ребенка, и взрослого необходимо знать и защищать.

Методика обучения: активные методы обучения, работа в группах; расстановка мебели « Дискуссионный клуб»

Основные понятия: потребности детей, права ребенка, резюме, декларация, конвенция, международное право.

Оборудование:

  1. Плакаты
  • Тема « Конвенция о правах ребенка»
  • Резюме из Конвенции о правах ребенка
  • «Всем детям нужно…» (4 плаката) для каждой группы

     2.тексты « Конвенции о правах ребенка» для каждого учащегося

     3. цитаты (один экземпляр поставить на парты, а другой- разрезать на части):

  • « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»
  • « Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на защиту…»
  • « Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию»
  • « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»  цитаты нужны для деления класса на группы.

    Презентация. Использование ИКТ.

             Ход урока.

1 этап.

1.Деление на группы. Необходимо раздать части цитат и предложить собраться в команды; учащиеся рассаживаются по группам.

2. Представление темы урока, обращение на плакат с названием урока и на оформление кабинета.

3.Учитель предлагает учащимся составить потребности детей и записать их на плакате « Всем детям нужно…». Каждая группа получает свой плакат.

4. Презентация работ групп. В этих работах могут быть изложены следующие потребности:

  • Право на родителей,
  • ФИО,
  • На жилище,
  • На питание,
  • На предметы одежды,
  • Образование,
  • Свободу слова,
  • На охрану здоровья…
  • Сравнить с текстом на слайде.

При обсуждении рассмотреть проблему: чем потребности отличаются от желаний.

5.Учитель сообщает, что дети обладают всеми основными правами и свободами человека, однако требуют особой правовой защиты,т.к. они имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые. ООН приняты специальные документы по защите прав детей. В 1959 году- Декларация прав ребенка, а в 1989 году- Конвенция по правам ребенка. В Конвенции – 54 статьи; они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государства по защите этих прав.

6. Предлагается ознакомиться с Резюме из Конвенции о правах ребенка на слайде.

Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка

  • Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на

попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход

  • Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды
  • Дети имеют право на приемлемый уровень жизни
  • Дети имеют право на медицинский уход
  • Дети имеют право на отдых
  • Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
  • Дети имеют право на бесплатное образование
  • Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению
  • Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат
  • Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  • Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов                                            (ЮНИСЕФ-Великобритания )

Учитель зачитывает статьи из Резюме. Ученики сопоставляют содержание своих плакатов « Всем детям нужно…» с текстом Резюме.

2 этап.

Учитель сообщает задания группам: «Права, определенные Конвенцией, могут быть условно подразделены на группы:

  • Права на выживание
  • Права на развитие
  • Права на защиту
  • Права на участие                                                                                                      

Каждая группа получает свое задание. Необходимо выбрать из текста Конвенции статьи, которые бы соответствовали каждой группе прав и записать на плакате: номер статьи и знак, схему, рисунок, раскрывающий статью.

3 этап.

Презентация работ.

Учащиеся представляют свои работы, называют статьи, которые расположены в Конвенции, обосновывают свою позицию. Задают вопросы. Делают выводы.

4 этап. Закрепление.

Упражнение « Сказка – ложь, да в ней намек».

Каждая группа должна отгадать сказку, в которой были нарушены права того или иного персонажа, а затем инсценировать ее. Другие группы должны отгадать также сказку и  какое  право было нарушено.

Список сказок:

  1. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.Иди, - говорит,- и без подснежников не возвращайся».
  2. Ш. Перро. « Золушка». « Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? – Ха-ха, что тебе,  замарашка, делать в королевском дворце?»
  3. Г.Х. Андерсон. «Голый король». В какой сказке ребенок свободно выразил свое мнение , не побоялся сказать одному из героев правду, которую от него скрывали все окружающие?
  4. Г.Х. Андерсон. «Гадкий утенок». В какой сказке Андерсона нарушено право ребенка – « ребенок не обязан быть как все»? ( « Его били, щипали, гнали отовсюду, А он не был как все»)
  5. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка». ( « Плаваешь, глупая? Ныраешь? Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем»). Конвенция гласит, что больному ребенку должна быть обеспечена достойная жизнь. А в этой сказке рыжая личность угрожала маленькому больному детенышу.
  6. Михалков. « Три поросенка». В какой сказке Михалкова нарушено право ребенка спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа? ( « Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а не то я ее выломаю!»)

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме:" Конвенция о правах ребенка"

Внеклассное мероприятие по теме:" Конвенция о   правах ребенка"...

Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка" 4класс

Классный час посвящен теме Права ребенка. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа "Конвенции о правах ребенк...

Презентация к классному часу по теме «Конвенция о правах ребенка »

Презентация поможет углубить первоначальное представление учащихся об основных правах человека, формировать стремление активно содействовать защите прав человека, расширить кругозор учащихся...

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Классный час имеет целью обобщить знания об основных правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к прав...

Классный час на тему «Мы все разные, но права у нас одинаковые», (тренинг по Конвенции о правах ребенка)

Классный час на тему«Мы все разные, но права у нас одинаковые»,(тренинг по Конвенции о правах ребенка)...