ЧАС ОБЩЕНИЯ "ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ"
классный час (4 класс)

Криволуцкая Ирина Евгеньевна

Методическая разработка часа общения «Планета Толерантности» направлена на воспитание гражданственности,  духовности, нравственности у младших школьников, и представляет собой подробный сценарий воспитательного внеклассного мероприятия для обучающихся 3-4 классов.

 Представленная  разработка может быть использована учителями начальных классов для проведения по данной теме воспитательных мероприятий с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya_planeta_tolerantnosti.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАС ОБЩЕНИЯ «ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Цели и задачи:

• познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами

толерантной личности;

• способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и

традициям нашей Родины, гражданственности;

• развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

• способствовать развитию у школьников самосознания, которое помогает

детям увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

• способствовать пониманию учащимися того, что толерантность начинается

с признания разнообразия;

• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

• способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости,

развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход классного часа

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте! Как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Повернитесь к нашим  гостям и поприветствуйте их. Повернитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и  возьмитесь за руки. Ведь всего через несколько минут, вы познакомитесь с одной очень интересной  планетой, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям.

  1. Введение в тему. Выявление проблемы.

Учитель: Сегодня на классном часе, вы будете работать в группах.

Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ваших группах царили доброта,  мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно?

- Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья» и вы всё поймёте.

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, драк . Дошёл слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист царю. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. 

- И всё?

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:- И мира тоже.

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?  

Дети: Любовь, терпение, прощение.      (Слайд 1)

Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

  1. Определение темы классного часа

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно назвать одним словом .

- И вы сможете назвать слово, если  отгадаете  ребус.

У вас на столах лежат листочки с буквами, на обратной стороне каждого листика написан пример. Вам нужно решить пример и записать ответ.

(Затем учитель называет числа от 1 до 13 в порядке возрастания, а дети выходят к доске и выкладывают слово из букв «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Расположить ответы в порядке возрастания чисел.

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

100-99

50-48

1*3

16:4

25:5

36:6

14:2

80:10

99-90

10*1

33:3

24:2

130:10

-Какое слово получилось?

-Прочитайте хором Толерантность.     

    - Ребята, о чём сегодня мы будем говорить ? А кто знает,  что обозначает слово  «толерантность»? (дружба, добро )

Наш классный час называется «Планета толерантности»    (слайд 2)

Учитель: Закройте глаза и представьте себе солнечный день, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим.

А теперь откройте глаза,  посмотрите друг на друга и скажите, у всех вас одинаковые глаза, волосы, прически, характер, привычки? (нет)

Значит вы, какие одинаковые или разные?

Учитель: – Все мы разные: и характер, и одежда, и привычки. Каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Мир вокруг нас разнообразен. Мы все разные: взрослые и дети, рыжие и черные. Добрые и злые, полные и худые, умные и не очень. И мы все должны жить и понимать друг друга.

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».     Слайд 3

  1. Обсуждение понятия  толерантность.  

Учитель:  На ПЛАНЕТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ живёт очень много хороших людей, разных по цвету кожи, по вероисповеданию,  которые обладают качествами толерантности. И одни из них пришли к вам в гости.

  Вы узнали кто это? Это волонтёры.

Волонтёры:   Приветствуем вас ! Меня зовут Даша, а меня зовут Алина. Мы волонтёры.  В волонтёрской помощи нуждаются совершенно разные люди.

Уважение к каждому, с кем придётся работать. Проявление доброты, симпатии, терпимости, способность понять другого – всё это и есть толерантность.  

  •  А кто знает, какой праздник был16 ноября?  Международный день толерантности  слайд 4

  •  Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.

В арабском языке – это прощение, милосердие и сострадание.

Во французском языке – принятие другого человека таким, какой он есть.

В английском языке – терпение.

В китайском- великодушие.

В испанском языке – признание чужих мнений.

В русском языке –терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, уважение человеческого достоинства, уважение прав других людей.

Учитель: Что же объединяет все эти определения?     Слайд 5

Это значит : уметь прощать, принимать людей такими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по-другому, чем ты.

5 Игровой момент.

Учитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру и узнаем, толерантные вы или нет. Перед вами на столе кружки двух цветов.  Мы будем называть ситуации, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, синий – если подходит второе.

•Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

•Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

  • Вы играете в игру,  ты ведущий, а один из участников команды не соблюдает правила.
  1. Объяснишь правила игры ещё раз.
  2. Выгонишь его из игры.

•Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

  • Ты не согласен с другом

  1. Ты не даешь ему говорить
  2.  Ты все-таки слушаешь его

 Слайд 6

-Если вы всё время поднимали кружки красного цвета, то вы толерантны. Вы обладаете терпимостью, уважением, пониманием.

 

Слайд 7

-Если вы очень часто поднимали кружки зелёного цвета. Вы совсем не толерантный человек.  Нужно себя менять и быть терпимее к окружающим.

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетерпимыми. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными?  Прежде всего, надо остаться самим собой и уметь видеть свои ошибки.

А сейчас ребята нам расскажут про толерантность в стихах.    Слайд  8

1 ученик: Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто – ни будь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что – то, где – то,

Радуются вместе . Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых!

2 ученик. Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

3 ученик. Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Слайд  пустой

  1. Физминутка

Сейчас мы вам предлагаем поиграть ещё в одну игру. Для этого вам нужно встать и выполнять движения

Я, ты, он, она                                                             показываем на других

В этом классе - все друзья!                                      - маршируем

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!                  - хлопаем

Посмотрите на себя, на соседа слева ,на соседа справа.

В этом классе - все друзья!                                    маршируем

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!                 хлопаем

Обними соседа слева, обними соседа справа.

В этом классе - все друзья!                                   - маршируем

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!                  хлопаем

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

В этом классе - все друзья!                                     маршируем

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!                  хлопаем

Садитесь ребята.

  1. Творческая работа.

 Учитель: 

А сейчас вы будете работать в группах.

Волонтёры приготовили для каждой группы задания.

1 группа будет раскрашивать флаг толерантности

2 группа собирать цветок толерантности

3 группа дорисовывает эмблему толерантности

4 группа  пишет пожелания своим одноклассникам и прикрепляет их на дерево толерантности

Волонтёры раздают задания группам. Задание напечатано на листиках.

Задание для 1 группы

У толерантности есть свой флаг, но сейчас он бесцветный. Нужно раскрасить флаг. А в какие цвета, вы узнаете, если угадаете, что обозначает эта фраза.

КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН

Над рекой, над болотом

После летнего дождя

Кто-то выстроил ворота

Без единого гвоздя.

Дети: Это радуга.

Символ толерантности – это радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги, говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Задание для 2 группы

 Соберите «Цветок толерантности». На листиках написаны слова, выберите те слова, которые характеризуют толерантную личность.

Сострадание

Злость

Терпение

Любовь

Вспыльчивость

Взаимопонимание

Прощение

Ложь

Любовь

Милосердие

Уважение прав других

Дружба

Зависть

Задание для 3 группы

Волонтёры:  Задание для следующей группы. Нужно дорисовать эмблему толерантности. Мы сейчас расскажем и покажем, что надо делать.

Задание для 4 группы

На листиках напишите пожеланиям своим одноклассникам. Что нужно сделать, чтобы наш класс был толерантным?

Дети прикрепляют на доску свои работы и комментируют

Учитель: Ребята, как вы поняли, а что значит: «Быть толерантным»? (ответы детей)        

уважать другого;

не злиться;        

любить ближнего своего;

быть добрым, терпимым;

сострадать.

Стихи

Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать

строки  стихотворения, учитывая номер на вашем листике

Толерантность - это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

- Толерантность - это милосердие.

- Толерантность - это сострадание.

- Толерантность - это уважение.

- Толерантность - это доброта души.

- Толерантность - это терпение.

- Толерантность - это дружба.

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!

А сейчас  мы  будем составлять синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Посмотрите на слайд. Давайте вспомним, что такое синквейн.???????????

У вас на партах лежат листики, на которых вы будете записывать синквейн. А рядом написаны слова,  из которых нужно выбрать прилагательные, глаголы, фразы, которые относятся к слову толерантность. И затем зачитаем, что у вас получится.

Волонтёр 1

Мы надеемся, что для вас день толерантности будет не только 16 ноября, а свой каждый день вы с пониманием будете относиться не только к своим, но и чужим интересам, убеждениям, проблемам.

Волонтёр 2

 Ведь всегда лучше протянуть руку помощи, договорится, чем поссориться или подраться. Спасибо вам ребята. А чтобы вы хорошо знали правила толерантности, мы для вас приготовили «Памятки толерантности»  (раздают детям)

Учитель: Давайте познакомимся с «Памятки толерантности»  и  прочитаем как же нужно себя вести, чтобы быть толерантным.

- Какую полезную информацию вы для себя получили на классном часе?

Учитель: Встаньте ребята в хоровод и давайте споём песню «Большой хоровод»

Учитель: А закончим мы наш классный час   игрой  “Я желаю себе и другим…”

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Начинает учитель, передаёт мяч волонтёрам, а они детям

Учитель:  Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Уважать мнение других и всегда придете на помощь.

Будьте толерантны!   Спасибо всем! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...