Справочный материал "Дезадаптация первоклассников"
материал (1 класс)

Мамченко Татьяна Евгеньевна

Материал может использоваться для выступления на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezadaptatsiya.docx18.47 КБ
Файл dezadaptatsiya_pervoklassnikov.pptx257.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дезадаптация. Причины. Признаки. Как помочь ребенку?»

Перешагнув школьный порог, ребенок оказывается в совершенно новом для него мире. Перед маленьким человечком стоит непростая задача – привыкнуть к новой жизни, новым людям, новой обстановке.

         Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Причины школьной дезадаптации могут быть различными

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями. 

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д. 

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей). 

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание, как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Существует небольшой и довольно простой ряд рекомендаций для родителей:

  • Если ваш ребёнок плохо учиться на уроках, вместе с педагогом выясните, какие процессы, необходимые для успешной учёбы, не сформированы у вашего ребёнка, постарайтесь следовать советам учителя.
  • Ребёнок не может самостоятельно регулировать своё поведение, на уроках шумит, может неожиданно расплакаться или засмеяться, невнимателен, рассеян, не хочет учиться. Следует побеседовать с учителем о его отношениях с ребёнком в классе, обратиться к школьному психологу за советами по изменению поведения ребёнка. Не нужно резко ужесточать или ослаблять требования к первокласснику, формирование новых навыков должно происходить постепенно, чтобы не травмировать ребёнка, которому и так нелегко.
  • Ваш ребёнок не успевает выполнять задания на уроках, сильно устает к концу учебного дня. Постарайтесь приучать ребёнка всё делать вовремя, изменять нагрузку на него в течение дня.
  • Если случилось, что ребёнок  боится школы, то ребёнку срочно нужна помощь психолога.
  • Ребёнок хорошо развит интеллектуально, но нет интереса к учёбе, он недисциплинирован, плохо учиться. Стоит нормализовать обстановку в семье: обращаться с ребёнком в соответствии с его возрастом. Совместно с педагогами школы формировать готовность ребёнка к учёбе.
  • Благодаря сотрудничеству родителей и учителя обеспечивается снижение уровня тревожности ребёнка. Благодаря этому проблемы школьной дезадаптации  будут разрешены в максимально быстрые сроки.
  • Завышение ожиданий родителей порождают неуверенность в себе, низкую самооценку ребёнка. У него повышается чувство страха перед родителями, учителем, сверстниками за свою неполноценность, не успешность, - а это прямой путь к хроническому торможению развития.
  • Не сравнивайте результаты работы своего ребёнка с  достижениями более успешных школьников. Сравнивать первоклассника можно только непосредственно с ним самим, хваля его при этом за улучшение собственных его результатов.
  • Первокласснику необходимо найти такую сферу, к которой он мог полностью реализоваться. Это могут быть различные танцы, изостудии, рисование, спортивные секции.
  • Следует помнить, эмоциональные проявления взрослых, причём в равной степени как положительные (доброе слово, похвала), так и отрицательные (укоры, замечания, крик) служат подкреплением, которое провоцирует демонстративное поведение школьника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дезадаптация первоклассников

Слайд 2

Ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению Школьная дезадаптация

Слайд 3

Повышенная утомляемость Снижение работоспособности С лабость , головные боли, боли в животе Нарушения сна и аппетита Появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек ), Д рожание пальцев, навязчивые движения Заикание Заторможенность или наоборот, двигательное беспокойство. Физиологический уровень

Слайд 4

Сложности с освоением школьной программы Познавательный уровень

Слайд 5

Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить Не может наладить отношения с одноклассниками и учителями Плохо относится к перспективе обучения Эмоциональный уровень

Слайд 6

Вандализм Импульсивное и неконтролируемое поведение Агрессивность Непринятие школьных правил, Неадекватность требований к одноклассникам и учителям Поведенческий уровень

Слайд 7

Недостаточная подготовка к школе Нехватка навыков по контролю собственного поведения Неприспособленность к темпу школьного обучения. Социальная дезадаптация Причины дезадаптации

Слайд 8

Как помочь ребенку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Справочные материалы для родителей первоклассников

Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный ур...

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Звуки и буквы.Справочная таблица.

Справочная таблица для звуко-буквенного анализа слов, для составления транскрипции слова. В таблице даётся транскрипция  звуков в зависимости от позиции в слове: слабая или сильная позиции для гл...

Справочный материал по математике за курс начальной школы.

В справочнике собран теоретический материал по всему курсу математики начальной школы.  Использовать его можно будет и в среднем звене....

Презентация по теме"Справочная литература"

В данной работе представлена краткая информация о том  "Что такое справочная литература?  и Какая она бывает?...

Справочные материалы для родителей первоклассников

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного....