Классный час "Наши имена"
классный час

Кошлань Виктория Валентиновна

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен;

2) Развитие, любознательности;

3) Зародить желание узнать больше о своей родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klasnyy_chas_nashi_imena.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                     

          КЛАССНЫЙ ЧАС

                «Наши имена»

                  Классный руководитель

                                 Кошлань В.В.

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен;

2) Развитие, любознательности;

3) Зародить желание узнать больше о своей родословной.

Подготовительная работа:

1)Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе;.

Вступительное слово учителя.

Меня зовут  Виктория Валентиновна. Это имя я получила в подарок. Этот подарок сделали для меня мои родители.

   - В честь кого были названы вы?

   - Знаете ли вы о жизни того человека, в честь которого вы были названы?

   - Что вы знаете об именах, которые вы носите?

      Наш классный час мы посвятим именам, их происхождению, а также людям, чьи имена оставили огромный след в истории.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение.

Знаете ли вы, что означает ваше имя? Расскажите нам почему ваши родители дали вам именно это имя?

В память о вашем родственнике?

Учитель .Имя очень важно для человека, оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу и даже счастье.

              Твое имя

Ты носишь имя святого,

Который восславил Христа.

Помни, что жизни основа-

Вера, любовь, красота!

Будь же всегда достоин

Имени своего,

Будь справедлив и спокоен.

С честью носи его!

Значение имен

          Айше – арабское  «Жизнь или живущая»

        Александра – древнегреческое «защитница людей».

Анна – это имя имеет древнееврейское происхождение и означает «милостивая», «благодатная».

Имя Вероника в переводе означает «Несущая победу». 

Виктория – латинское имя, означающее «победа», «победительница».

Дарина, Дарья - в переводе с древнеперсидского, означает «победительница».

Имя Диана с латинского буквально означает “божественная”.

Имя Евгения - женская форма имени Евгений, от греческого слова "евгенес" - благородный. 

Екатерина – греческое имя, происходит от слова «катариос» – непорочность, чистота.

Елизавета – имя, имеющее древнееврейское происхождение. Буквально его можно перевести, как «почитающая Бога» или «приносящая клятву Богу».
        Женское имя Кристина в переводе с греческого означает «христианка».
        По одним данным Мария – любящая, по другим – горькая, а по некоторым упрямая.
       
В переводе с латинского языка Полина означает «маленькая».
        Имя Сабина переводится с латинского как «красивая».

У имени Элина происхождение древнегреческое. В буквальном переводе имя обозначает «светлая». Другое толкование имени - «гречанка» 

Эльмаз – «алмаз».

Согласно одной из версий, Яна – это женская форма имени Ян, которое пришло из древнееврейского языка и в переводе означает «милость Божья». У славян Яна – это «река», у греков – «цветущая», у татар – «новая», у тюрков – «душевная».

 Али – «высокий», «возвышенный», «могучий».

       В переводе с древнегреческого Андрей означает мужественный и храбрый.
      Историки утверждают, что имя
Антон имеет греческие и латинские корни. В переводе с греческого это имя означает «противник», с латыни – «широкий».
     
Артем означает «здоровый».

       Имя Егор – слегка измененная форма имени Георгий, что означает покровитель земледелия, земледелец.

      Имя Илья пришло к нам из Библии и имеет соответствующее значение: «Бог мой - Яхве».

      Имя Кирилл переводится с греческого языка, как «малый господин».
     
Максим - очень мужественное имя. Оно произошло от слова «максимус», которое на латинском языке означает «превеликий» или «величайший».
      Никита – имя, имеющее древнегреческое происхождение, буквально означает «победитель», поскольку оно берет свое начало от Ники – богини победы.
     
Рустем – «богатырь», «могучий»

      В переводе с греческого имя Юрий означает «землевладелец».


                                        Викторина

1.В каком имени 30 я? (Зоя)

2.В каком имени пол я? (Поля)

3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)

5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ( Имя)

7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? ( Алла, Анна, Ада)

8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. ( Коля – Оля, Вася – Ася)

9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. ( Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).

Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

 Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

 С появлением христианства на Руси имя наречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

 Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

.Учитель: А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

Учитель: "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры.

Викторина

Учитель. А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )

4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )

5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )

6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )

7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )

9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )

10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)

11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)

12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? ( Таня )

13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )

14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.

( Карлсон )

15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )

Подведение итогов

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

                                                                                                                                                                                             

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

Классный час: «Имею право на права»

Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...

Классный час «Имею право на права»

Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...

Классный час "Имею право на права"

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:- научить применять права в жизни;- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;- помочь детям осозна...