Цена ему - жизнь
классный час

Лапина Лидия Алексеевна

Разработка классного часа о хлебе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tsena_emu_-_zhizn2021.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цена ему — жизнь

(на столе хлебные изделия, самовар)

     Прочитайте название классного часа. Чему во время войны могла быть назначена такая высокая цена?

Вот он ... хлебушко душистый,

                                            С хрусткой корочкой витой.

Вот он ... теплый, золотистый.

                                            Словно солнцем налитой.

                                            К хлебу все имеет отношенье,

     Русский хлеб причастен ко всему:

         К миру, к правде, к счастью твоему.

Есть только одно слово равнозначное слову хлеб - это слово жизнь.Что может быть важнее хлеба? Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Особенно ценность хлеба возросла во время войны.

Когда началась война'7

     К этому времени по всей стране прошла посевная. У нас, в средней полосе, робкие, слабенькие листочки тянулись к солнцу, к жизни, им еще расти и расти. А на Украине, в Поволжье, на Кубани выращен добрый урожай.

(танец «Колоски»)

(мелодия «Вставай, страна огромная»)

                                           Мяли танки теплые хлеба.

                                           И горела, как свеча, изба.

                                           Шли деревни. Не забыть вовек

                                           Визга умирающих телег.

                                           Как лежала девочка без ног,

                                           Как не стало на земле дорог.

                                           Шли пустые тусклые поля.

                                           Шла большая русская земля.

    Осенью 1941 года немецкое командование поняло, что война приняла затяжной характер.

А чтобы выдержать затяжную войну, надо кормить своих солдат. Фашисты стали грабить население на захваченных землях. Они отбирали у крестьян скот, хлеб, овощи. В Германию отправлялись сотни тысяч эшелонов с награбленными грузами.

    Миллионы человеческих жизней для Германии ничего не стоили. Обречь на мучительную смерть как можно больше людей - вот чего добивались фашисты. Тяжело было выносить голод, особенно детям.

                     Одно желанье жило в их сердцах.

                     Не покидавшее несчастных даже в снах-

                     Желанье голод утолить.

                     Хотя бы корочку сухую откусить

                     И с наслаждением ее жевать.

                     Кому пришлось такое испытать

                     Тот продолжает и поныне

                     Он к хлебу относиться, как к святыне.

(Сценка. Брат и сестра в ожидании матеры.)

Сестра. Как холодно! И мама не идет.

Быть может хлебушка она нам принесет,

Ну хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать.

Дэрат.        А разве я есть не хочу?

Хочу. Но все равно молчу.

Ведь там,где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра  А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем.

Которое по праздникам пекла она, Сейчас я съела б все одна.

Брат  Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней.

Тем голод чувствуешь сильней И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра  А вот и мамины шаги слышны!

Брат  Не вздумай хныкать перед ней Дай отдохнуть сначала ей.

На свете я видела хлеба немного

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали простым кипятком,

Его называли не хлебом- пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом,

Он все лее казался желанней всего

И матери тайно и тяжко вздыхали.

Когда на частицы делили его.

Самое страшное испытание для матерей - смотреть на голодных детей. Ненависть к врагу, обида - все смешалось, но чувства сострадания наши люди не потеряли. Вот какой случай был на фронте. О нем мы узнали из письма военного врача Бреус Ефросиньи Григорьевны.

(чтение письма)

... Остановился эшелон с ранеными, ремонтировали рельсы. Сидим мы с медсестрой, а рядом солдат кашу варит. Откуда- то два пленных немца, стали просить есть. А у нас был хлеб. Взяли мы булку хлеба, разделили и дали им. Те солдаты, которые кашу варили , слышу говорят:

-Смотри, сколько врачи дали хлеба нашему врагу! - и что-то такое мол, разве они знают настоящую войну.

Через какое-то время другие пленные подошли к тем солдатам, которые кашу варят. И тот солдат, который недавно нас осуждал, говорит одному немцу:

-Что есть захотел?

А тот стоит и ждет. Другой наш солдат передал буханку хлеба своему товарищу:

Ладно, отрежь ему.

Вот вам душа нашего солдата.

Как вы считаете, можно ли было победить народ,солдат которого,

несмотря на ненависть к врагу, делится с ним куском хлеба?

(ответы детей)

Вы правы, тысячу раз нет.

У войны свой хлеб. Небогатый, отмерянный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еше более необходимый, чем в мирное время.

Ленинградский блокадный хлеб.

(рецепт — слайд, звук метронома)

Суп из ботвы брюквы с мукой.

Богва брюквы-190 г

Мука-3 г

Лук- 5 г Соли-5 г Специи-5 г Жиры- 0, 05 г

Этот рецепт из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок». Издана была в Ленинграде в 1942 году.

Цена ей была рубль. Когда книга была подписана в печать, блокадный Ленинград доедал хлеб (мука -3 г), посеянный еще до войны .Но в эту весну 1942 года пахари , которые сеяли довоенный хлеб, уже ничего не сеяли .Они ушли на фронт, бились за землю, на которой они раньше жили и растили зерно. И клали пахари головы на эту землю, черную, плодородную, не плугами вспаханную, а снарядами.

(8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказались 2 млн. 887 тыс. человек. Хлеб выдавался по карточкам. Норма выдачи хлеба с каждым месяцем становилась меньше и меньше. А с 20 ноября рабочие стали получать по 250 г. а остальные: служащие, дети, старики по 125 г горьковатой массы, именуемой хлебом. Узники Бухенвальда получали больше.

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Острый голод давал о себе знать все сильнее и сильнее.

Те, кого настигал голод мучились так же, как тяжелораненые. И умирали. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение приближалось к сердцу, и настигал конец. Смерть настигала людей везде. На улице - человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка. Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады. Хлеба почти не было. Чего только не добавляли в него: вареный картофель, жмых, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж. На мельницах вытряхивали мешки из- под муки, бережно собирали со стен мучную пыль. Но и этого было мало. Тогда встал вопрос о применении в качестве заменителей муки  целлюлозы. Она и придала хлебу горьковатый вкус.

Я помню хлеб.

Он черен был и липок-

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок.

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам

Его мы отдирали языком.

Гитлер в приказе благодарил своих солдат за создание невиданной в мире блокады. Враг рассчитывал, голодающие люди из- за куска хлеба возненавидят друг друга. Он ошибался, люди сохранили свое достоинство.

Дети в осажденном Ленинграде. Смотреть на голодающих детей, зная, что ничем не можешь помочь им - нет ничего ужаснее для матерей. Часть детей эвакуировали из города. Послушайте воспоминания людей, видевших этих детей.

(рассказ женщины - труженицы тыла)

«В те суровые дни мы с особой силой познали цену хлебу. К нам привезли из блокадного Ленинграда детей. Глядели мы на них и не могли сдержать слез - живые скелеты. Никогда не забуду, как мы впервые кормили их. На стол выставили молоко, картошку, мясо, хлеб. С краю сидела девочка лет 5. Она подняла на меня глазищи и шепотом спросила:

Это все мне?

-Тебе. И каша, и молоко тебе. Ешь.

Она быстро взяла хлеб, прижала к себе, подержала немного так и осторожно, откусывая маленькие кусочки, начала есть, сосать его, как конфетку. Потом худенькими пальчиками стала собирать со сгола еле видимые крошки».

Но как же тяжело было тем детям, которых не смогли вывезти из Ленинграда

Как ни странно, многие из них вели дневники. До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок. Они не знали выживут ли, что будет с Ленинградом, со страной.

(звучит Лунная соната Бетховена, дети зажигают свечу)

«9 марта 1942года Грахов рассказал - в хлебном магазине мальчишка схватил кусок хлеба и ест. Его бьют, а он ест, его бьют, а он ест»

Из дневника Юры Рябинкина.

«Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый. Я живу в голоде, в холоде, среди блох»

«Эх, как хочется спать, спать, есть, есть. А что еще человеку для счастья надо?

Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а теперь уже об одном хлебе»

«У мамы давно нет спокойных снов. Мама что-то делит. Ира и я зорко следим - точно ли»

«Боюсь, что и дневник - то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»

(тушит свечу)

Так и случилось. Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде. Мать, оставшись перед выбором: кого спасать сына или дочь, выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибли 800тыс. человек. Это им посвящены печальные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Их имен благородных перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита.

Но знай,  внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто».

9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Придут семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые - конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там. Вечная им память!

(минута молчания)

Есть только одно слово, которое равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Его стоимость вовсе не та, что мы платим в магазине, а другая - это цена человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовление хлеба, а во время войны цена ему - жизнь.

На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Да и сейчас считается преступлением бросить даже его маленький кусочек. Если хлеб зачерствел и их выбросили, значит зря трудились хлебороб, мукомол, стоял у жаркой печи пекарь.

-Как надо относиться к хлебу?

-Изменилось ли ваше отношение к хлебу?

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

(исполнение песни «Корочка хлеба»)

Посмотрите, на полках магазинов пшеничный и ржаной хлеб, пряники, булочки. Это богатство - наше завоевание, наше счастье. Помните, какой ценой оно завоевано.

(чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Цена ему - жизнь»

Класссный час посвящён воспитанию бережного отношения к хлебу....

Проект "Память ценою в жизнь"

Поисково-исследовательская работа, посвященная  выпускникам  МБУ лицея № 76: Челобитчикову Дмитрию, Бондаренко Дмитрию,  Сысуеву Эдуарду, погибших при исполнении Воинского долга в локал...

Классный час во 2 классе «Здоровье самое ценное в жизни».

Классный час во 2 классе «Здоровье самое ценное в жизни»....

Конспект урока. Тема:Стоимость, цена, количество товара. Наблюдение зависимостей между стоимостью, ценой и количеством товара и их фиксирование с помощью таблиц.

Тип урока: урок применения знаний и уменийЦель: Закреплять понятия цена и стоимость товара, установить их взаимосвязь; развивать умения решать текстовые  и занимательные задачи; продолжать работу...

Методическая разработка "Подвиг ценою в жизнь"

Пионеры Герои - до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники...

Буклет " Цени свою жизнь?"

Буклет  "Твоя жизнь-твой выбор"...