Родительские собрания
материал (1 класс)

Загретдинова Ляйля Мунировна

1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sob_1.doc91.5 КБ
Microsoft Office document icon rod.sob_2.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon rod.sob_.doc83 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Поощрение и наказание ребёнка в семье»


Время проведения: II четверть 1 класса


Форма проведения: лекторий для родителей, практикум, обмен мнениями


Цели: формирование у родителей культуры поощрения и наказания


Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний


Ход собрания

Уважаемые родители! Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня, являлись злободневными всегда. Неумелое применение поощрения и наказания не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности ребёнка.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.

Итак, начнём с сути понятий. Можно выделить следующие виды наказаний:

  1. Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения)
  2. Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники)
  3. Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
  4. Наказание трудом (уроками, чтением)наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера)

Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей.

Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.»)

Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу.

Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Итак, подытожим:

  • Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал.
  • При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции.
  • Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок.
  • Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.


(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как наказывать детей» (Приложение 3)


Обмен мнениями


  • При каких условиях надобность наказания отпадает?
  • Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо?
  • Нужно ли наказывать за плохую отметку?
  • Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
  • За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
  • Надо ли наказывать трудом?
  • В чём вред физических наказаний?

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.

Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.

( Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как поощрять ребёнка» (Приложение 4)


Тренинг-практикум для родителей

Послушайте описание ситуации. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

  • После концерта: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
  • «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки на месте». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения)
  • Мальчик играет с другом в шахматы. Мама заходит и говорит: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему. Например, «Я рада, что ты не забыл вымыть посуду», «Я рада, что ты полюбил шахматы».)
  • «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка захваливают. Лучше сказать:» Ты много работал сегодня. Всё сделал, как надо было»)


Приложение 1.

Анкета для родителей (вариант 1)


  1. Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Как реагирует ваш ребёнок на наказание?________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Всегда наказание эффективно действует на поведение ребёнка?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?______________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие меры воздействия в вашей семье считаются наказанием?_______________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Как долго помнит ваш ребёнок наказание?________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Какие меры наказания в вашей семье исключены?_______________________________________________________________________________________________________________________________
  9. За что вы хвалите вашего ребёнка?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Можно ли испортить ребёнка похвалой?_________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Часто ли поощряете ребёнка и как?______________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 2.

Анкета для родителей (вариант 2)


  1. Считаете ли вы проблему поощрения и наказания детей в семье важной и актуальной?
  1. Да
  2. Нет
  1. Как вы относитесь к поощрениям и наказаниям в семье?
  1. Как к необходимому и значимому методу семейного воспитания
  2. Как к родительской обязанности
  3. Не задумывался над этим
  1. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
  1. Как к необходимому в некоторых ситуациях методу воспитания
  2. Как к важному методу
  3. Как к нежелательному методу воспитания
  1. Наказывали ли вас в вашей семье?
  1. Да, регулярно
  2. Иногда, если этого заслуживал
  3. Почти никогда
  1. Как вы поощряете своего ребёнка?
  1. Материально
  2. Морально
  3. Сочетаю различные формы поощрения
  1. Какие формы поощрения вы считаете наиболее значительными?
  1. Покупка одежды
  2. Покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка
  3. Денежное поощрение
  4. Словесные формы поощрения
  5. Объятия, поцелуи и т.п.
  1. Какие формы наказания вы считаете наиболее приемлемыми?
  1. Физическое наказание
  2. Исключение общения с ребёнком
  3. Лишение ребёнка чего-то
  1. Как вы думаете, чем может грозить частое использование родителями физического наказания по отношению к ребёнку?
  1. Потерей контакта с ребёнком
  2. Проблемами с психикой ребёнка
  3. Агрессивностью и озлобленностью ребёнка
  4. Изменением нравственной сферы личности



Приложение 3.

Памятка для родителей

«Как наказывать ребёнка»


  • Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
  • Помните об ответственности при выборе форм наказания.
  • Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  • Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
  • Не бойтесь рассказать ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
  • Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
  • Защищайте ребёнка, если уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
  • Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступок от супруга(супруги). Это может привести к потере вашего авторитета.
  • Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
  • В промахах вашего ребёнка не пытайтесь делать виноватым других людей.
  • Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.


Приложение 4.

Памятка для родителей

«Как поощрять ребёнка»

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам ребёнка, его поведением.
  • Используйте чаще фразы «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы и т.д.
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  • Если хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться.
  • Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
  • Если ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте их стоимость и ценность.
  • Учите ребёнка понимать и ценить поощрения.










Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие читательского интереса у младшего школьника»


Время проведения: III четверть 1 класса

Форма проведения: лекторий для родителей, практикум

Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса

Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению

Подготовительный этап: провести анкетирование учащихся и родителей (Приложение 1, Приложение 2),

Ход собрания

Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной тоуд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.

Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,-отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можноговорить не только о школьных отметках.

Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:

  • Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
  • Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
  • Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.

Причиной таких отклонений могут быть:

  • Дислексия – нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
  • Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.

Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.

  1. Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.

  1. Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.

  1. Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.

Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.

Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Работа над техникой чтения- процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» - Приложение 5)

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

(Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся и родителей – Приложение 1, Приложение 2; знакомит с содержанием памяток «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей – Приложение3, «Как помочь плохо читающему ребёнку» - Приложение 4)

Практикум – дискуссия с родителями по следующим ситуациям

  • Мать рассказывает, что, укладывая десяти летнюю дочку спать, всегда читает ей несколько страниц из книги. Так заведено, и дочка ждёт этой минуты.

- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать?

- Чем руководствуется мама, читая выросшему ребёнку вслух?

- Что даёт такая традиция?

  • -Вы Машу не спрашивайте по чтению, - хором заявили школьники,- она у нас не умеет читать.

-Да, не умею,- ответила Маша,- Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всё равно никак не научусь.

-В чём причина Машиного неумения читать?

-Как бороться с внушённым неумением?

-Какие приёмы помогут ребёнку поверить в себя?

  • В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже – в первый день ученья», «Настеньке – в день рождения от бабушки и дедушки».

-Что даёт такая традиция?

-Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?

  • На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить, чтобы дома посмотреть в книге и узнать её название. Понаблюдав, Максим заметил, что на крылышках у неё много чёрных точек. Дома достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображённых в ней бабочек. Наконец, нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? А почему многоглазка?» Максим высказал свои предположения.

-Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребёнка?

-Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за ответом на возникший вопрос?

  • Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько раз тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!»

-Как вы оцениваете поведение матери?

(Один втягивает голову в плечи, другой – обижается, третий – становится равнодушным к чтению. Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется, что это просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у ребёнка желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.)

  • Немного почитав, Серёжа говорит: «Не хочу больше читать!» «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну мам,» - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня,» - грубит сын. «Ты с кем так разговариваешь? Да я тебя…»- угрожает мать.

-Как избежать конфликта?














Приложение 1.

Анкета для учащихся


  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Нравится ли тебе читать книги?__________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. У вас дома много книг?___________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Читают ли тебе книги взрослые вслух?__________________________________________________________________________________________________________________________________________















Приложение 2.

Анкета для родителей


  1. Нравится ли вашему ребёнку читать?_____________________________________
  2. Сколько времени он проводит за чтением книг?________________________________________________________________
  3. Убеждаете ли вы его читать или он это делает без принуждения?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие книги он предпочитает?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Дарите ли вы своему ребёнку книги?_____________________________________
  7. Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное?______________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?________________________________
  9. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?________________________________________________________________



Приложение 3.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребёнку обязательно захочется узнать, что будет дальше.
  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.
  • Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте его и ваши впечатления.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Помните: чем лучше и больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.






Приложение 4.

Как помочь плохо читающему ребёнку?


Младшему школьнику требуется консультация специалиста-логопеда-дефектолога, если на фоне проблем с чтением он:

  • Испытывает затруднения при выполнении задания по установлению порядка или последовательности (например, путается в порядке следования дней недели или времён года);
  • Не может повторить в прямом порядке больше трёх цифр, а в обратном – больше двух;
  • Не может повторить даже простые ритмы, которые взрослый выстукивает по столу рукой или карандашом;
  • Испытывает затруднения при составлении рассказа по картинке;
  • Плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, где лево;
  • Не может сделать фонетический анализ слова;
  • При чтении часто производит замены гласных или согласных;
  • Переставляет слоги, читает справа налево;
  • Невнимателен, беспокоен, импульсивен.

Работая с плохо читающим ребёнком, необходимо формировать и развивать у него:

  • Представления о собственном теле (что находится вверху, а что внизу, что справа, а что слева, что спереди, а что сзади)
  • Пространственные представления (что находится ближе и дальше, кто больше и меньше, что раньше и позже и т.п.)
  • Представления о последовательности (порядок следования времён года, суток, месяцев, дней недели; выкладывание последовательности из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по образцу; складывать разрезные картинки и изображения из кубиков; составлять рассказ по серии картинок)
  • Представления о звуковом составе слова (скороговорки)
  • Представления о слоговом составе слова (проговаривать слова по слогам, перекидывая мяч друг другу или хлопая в ладоши)










Приложение 5.

Как добиться высокой скорости чтения


  • Если ребёнок ещё на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут, пересказал содержание. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
  • Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  • Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами).
  • Необходимо отмечать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху.


















Приложение 6.

Правила чтения для учащихся


  • Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать ежедневно не менее 10-15 минут в день.
  • Старайся не читать лёжа.
  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.
  • Обращай внимание на поступки героев, делай для себя выводы.
  • Делись с друзьями информацией об интересной книге.
  • Если тебе встретились непонятные слова, обратись за разъяснением к словарям или к взрослым.
  • Бережно относись к книге, используй закладки.
  • Веди читательский дневник. Записывай туда автора и название прочитанной книги, а также своё впечатление о книге.























Предварительный просмотр:

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе»


Дата проведения: I четверть 1 класса

Цели: ознакомить родителей с возможными трудностями в период начала обучения в школе, с особенностями адаптации детей к первому году обучения; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе

Задачи: выяснить причины возникновения трудностей в общении и воспитании детей в период начала обучения в школе; определить основные перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам

Форма проведения: лекторий для родителей

Ход собрания

Уважаемые родители! Для вас и ваших детей наступила совершенно новая пора – ваш ребёнок стал школьником. Нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это и для родителей не только новый этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решались бы безболезненно, грамотно и не отражались бы на физическом и психическом здоровье школьников.

Прежде всего напомним, что должны знать родители о психологии младшего школьника.

  • Младший школьник отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической деятельности. Воспринимать предмет – значит что-то сделать с ним – потрогать, рассмотреть и т.д.
  • У младшего школьника слабое произвольное внимание. Он может заставить себя сосредоточенно работать, лишь надеясь заслужить похвалу, получить пятёрку. Ребёнка с непроизвольным вниманием всё новое, яркое, неожиданное привлекает само собой.
  • Более развита наглядно-образная память, т.е. лучше и быстрее запоминаются конкретные сведения о предмете, чем определения, описания, правила. Младший школьник склонен к механическому запоминанию. Для того чтобы быстро и хорошо выучить с ребёнком стихотворение, надо использовать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную.
  • Младший школьный возраст – это время формирования личности. Ребёнок импульсивен – склонен незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений. У него недостаточно развита воля. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в себя. Нередко наблюдаются капризность, упрямство. Дети в этом возрасте очень эмоциональны.

Кроме того, индивидуальные особенности ребёнка обуславливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция на внешние раздражители, выделил 4 основных типа нервной системы.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

Такой ребёнок – очень работоспособный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует от него терпения и выдержки. При воспитании сангвиника могут сформироваться такие положительные черты личности, как жизнерадостность, чуткость, отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка не учить доводить дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Сангвиник тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон взрослого может вызвать перевозбуждение, озлобление. Поощрение ребёнка возбуждает в нём творческую активность, повышает его работоспособность. Но здесь важно не перехвалить, так

Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный)

Такой ребёнок – работоспособный, но во всём медлительный. Эмоционально слабо возбудим, однако чувства глубокие, постоянные. Воспитание флегматика должно быть направлено на закрепление положительных чер характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если ребёнка постоянно попрекать за медлительность, он может замкнуться, начнёт проявлять равнодушие, даже грубить. При общении с флегматиком надо иметь терпение и выдержку, всячески поощрять проявления активности. Быстроты в движениях.

Холерик (сильный, неуравновешенный)

Ребёнок работоспособный, у него быстрая реакция на происходящее вокруг, большой запас жизненной энергии. У холерика процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Он не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его быстры, резки, напористы. Воспитание холерика должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать и взвешивать свои действия и поступки. Частая похвала развивает у холерика самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Меланхолик (слабый тип)

Такой ребёнок быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, скромен, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. Взрослый должен поддерживать начинания такого ребёнка, подбадривать во время работы, поощрять добрым словом. Меланхолик тяжело переносит негативную оценку его работы, взыскания. Стимулируйте такого ребёнка похвалой, но умеренно. Меланхолик болезненно реагирует на резкий, крикливый тон, который может привести к заторможенности.

Данные типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов. Темперамент является базой для формирования черт характера. Благодаря правильному и своевременному воспитанию тип нервной системы, если необходимо, можно изменить.

Итак,ваши дети пришли в школу. Перед классным руководителем и родителями возникают вопросы, которые надо решить в период адаптации детей ко всему, что его окружает в школе:

  • Как ознакомить со школой, одноклассниками, учителями
  • Как научить правилам общения и поведения
  • Как сделать атмосферу учебных занятий эмоционально благоприятной
  • Как можно совместить учебный труд и игру
  • Как с пользой провести праздники, прогулки, перемены

Ответив правильно на эти вопросы, мы сможем помочь детям пройти начальный этап адаптации детей к условиям школьной жизни с наименьшими трудностями.

Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?

С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребёнку предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение определённых поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли его обижать.

При всех этих произошедших изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтём новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.

Физиологические условия адаптации ребёнка к школе

  • Изменение режима дня в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки
  • Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук
  • Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, овощей и фруктов
  • Организация правильного питания ребёнка
  • Забота родителей о закаливании ребёнка. Максимальное развитие двигательной активности
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка


Психологические условия адаптации ребёнка к школе

  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню
  • Неформальное общение со своим ребёнком после пройденного школьного дня
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общаться с ними после школы
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психологические наказания
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению
  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью
  • Поощрение ребёнка не только за учебные успехи, моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка


Мудрому родителю необходимо обратить внимание на выполнение этих условий

физической и психологической адаптации к школе, а также учитывать возможности и трудности 7-8-летнего возраста.

Возможности 7-8-летнего возраста:

  • Ребёнок хочет учиться. Маленькие школьники в большинстве случаев любят учителя, их привлекают серьёзные занятия. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно сделать. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция – чем лучше, успешнее ребёнок учится, тем больше ему хочется учиться; чем хуже он учится, тем меньше ему хочется учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению.
  • Возраст 7-8 лет является благоприятным для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
  • Ребёнок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
  • Ребёнок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.

Трудности 7-8-летнего возраста:

  • Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряжённости, неврозов взрослому необходимо серьёзно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечёт стабилизацию физического самочувствия ребёнка.
  • Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребёнка, стремиться всегда прийти на помощь.
  • Возникновение безудержных капризов. Родителям стараться предъявлять посильные для ребёнка требования. Чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и

эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим дня». А зря. В возрасте 6-10 лет наиболее важными потребностями являются движение, сон, питание. Обеспечить все эти потребности помогает режим дня. Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Однако в редкой семье он соблюдается. Мы всё время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник…, сегодня воскресенье…, у нас сегодня гости…Приучение ребёнка к выполнению режима дня, независимо от обстоятельств весьма важная родительская обязанность. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, что ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется снижением количества правильных ответов на уроке, повышением количества ошибок, рассеянностью и невнимательностью, быстрой утомляемостью, изменением почерка.

Итак, режим дня – это обеспечение потребностей ребёнка в движении, питании и сне. Нарушение хотя бы одного компонента отрицательно влияет на ребёнка, его самочувствие и отношение к учёбе.

Сон – это расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпание отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенности внимания. Недосыпание не снимается даже тогда, когда человек переспал в следующие дни. Именно потому надо стараться, чтобы сон был равномерным. Физиологи считают сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок. Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время. Продолжительность – время, которое необходимо, чтобы организм отдохнул. Глубина сна определяется тем, что ребёнок спит достаточное долгое время спокойно, не ворочается часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.

Для обеспечения потребности в здоровом сне родителям можно дать следующие советы:

  • Младший школьник должен спать в сутки не менее 11 часов
  • Приучите ребёнка к послеобеденному отдыху
  • Ужинать ребёнок должен не позже чем за час-полтора до сна
  • Наиболее комфортная температура воздуха для спокойного и глубокого сна 16-17 градусов
  • Продумайте место для сна ребёнка и одежду, в которой он будет спать

Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идёт на строительство и

восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение потребности двигаться, работать выздоравливать после болезни и т.д. Растущему организму особенно нужны белки (обеспечивают строительство организма), жиры (запасной источник энергии), углеводы (обеспечивают нас энергией), витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность и хорошее самочувствие организма).

Родителям можно дать следующие советы по правильному питанию:

  • Стараться избегать чрезмерного употребления таких высококалорийных продуктов, как кондитерские изделия, мороженое, шоколад, жареные продукты
  • Не допускать слишком длительного перерыва между приёмами пищи
  • Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приёмом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры

Итак, вот основные правила выполнения режима дня:

  • Режим дня должен быть построен с учётом возрастных особенностей ребёнка
  • Режим дня необходимо выполнять точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма деятельности всех систем организма.
  • Большая учебная нагрузка должна совпадать с подъёмом умственной активности ребёнка – с 9 до 12 часов и после 16 часов
  • Приём пищи в одно и то же время обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение
  • Отход ко сну в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому сну
  • Пребывание в группе продлённого дня не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим













Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1.

Тема: «ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!»

Цель родительского собрания: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Познакомить родителей друг с другом.

Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

(Родители перед началом собрания берут жетончики определенного цвета и рассаживаются группами по цвету.)

- Здравствуйте. Меня зовут Светлана Юрьевна Кузнецова. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с началом нового этапа жизни. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)

(На столах в группах лежит цветок, вырезанный из бумаги.)

- Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)

- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании уучебе детей.

- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

- Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению. Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей. (Приложение 1)

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5.Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6.Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7.Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8.Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9.Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10.Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11.Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12.Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13.Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14.Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15.Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16.Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17.Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Чтобы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:

Для вас небольшая памятка от ребенка (Приложение 2):

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

- Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас в группах подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие. Запишите ваши совместные предложения в середине цветка. (Родители заполняют цветок.)

Школьные требования.

В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...