Мотивация
статья

Шаньгина Виктория Алексеевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация

Коллеги, я предлагаю вам сейчас встать и оглянуться назад, через спину. Попробуйте зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Запомнили её? Повернитесь ко мне обратно. А сейчас попробуйте ещё сильнее обернуться. Получится ли у вас дальше взгляд свой повернуть? У кого получилось? Вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У нас была одна точка, а вы смогли добиться ещё большего. Я желаю вам, чтобы вы на занятии тоже добивались больших успехов.

Мы с вами сейчас наглядно увидели один из приёмов мотивации на уроке. А кто сможет нам рассказать 10 приёмов повышении мотивации на уроке? 30 приёмов? 50 приёмов? Каждый из вас сейчас задумался над этим. А ведь мотивация является важнейшей частью урока.  Практически каждый педагог за годы своей работы, к сожалению, сталкивается с учащимися с пониженной мотивацией к обучению. Таких школьников становится всё больше. И это уже становится нормой. Тема очень актуальна и востребована. Что же это такое? Какие есть пути решения? Как повысить мотивации обучающихся?

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Что же такое мотивация?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Виды мотивации:

1. Мотивация,  лежащая вне  учебной деятельности

• «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.

• Положительная  в  двух  формах:

  • . Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)
  • Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.

2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности

• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)

• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)

        Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации
  • осознание смысла предстоящей деятельности
  • осознанный выбор мотива
  • целеполагание
  • стремление к цели (осуществление учебных действий)
  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

     Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

 а) Познавательная мотивация
     Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
      Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

б) Мотивация достижения успеха 
     У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
     в)
Престижная мотивация
     Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
      г)
Мотивация избегания неудачи
     У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
      д)
Компенсаторная мотивация 
     К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

А как же формировать эти мотивы?  Работа  по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков:

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Приёмы:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Учение, лишенное всякого интереса  и взятое только силой принуждения,  убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить

К. Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации к изобразительной деятельности" (с приложением заданий и упражнений повышающих мотивацию)

Выступление на МО по теме "Мотивация, как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении"...

Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Мотивация успеха как доминирующая мотивация в начальных классах

рассмотрено понятие "Мотивация успеха" и приёмы формирования мотивации успеха на уроках в начальных классах....

Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей

10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....

Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.

Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...