Методическая разработка
методическая разработка (3 класс)

Поздеева Мария Алексеевна

В данной методической разработке находится материал по теме: "Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников посредством ведения живого журнала".

 


"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx216.04 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников посредством ведения живого журнала

Методическая разработка

Дзержинск - 2020


                СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

1.Понятие о коммуникативно-речевых умениях        4

2.Диагностика сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников        4

3. Приёмы формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников в процессе ведения живого журнала        7

4.Примеры организации работы для формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников в процессе ведения живого журнала        12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        15

ПРИЛОЖЕНИЯ        17


ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) большое внимание уделяет коммуникативно-речевому развитию детей. Именно поэтому необходимо учить ребёнка выражать свои мысли, спорить, уметь слушать и воспринимать позицию других, а также отстаивать свою. Во время обучения в школе у детей не всегда в полной мере формируются коммуникативно-речевые умения. Данная проблема связана с тем, что учителя уделяют мало времени собственно развитию коммуникативно-речевых умений учеников, полагая, что они имманентно формируются в процессе обучения и общения.

Проблемы формирования коммуникативно - речевых умений рассматривали А.В. Мудрик, Л.Р. Мунирова, Н.М. Назаров исследования А.М. Шахнарович и других доказывают важность систематического развития коммуникативно-речевых умений. Ученые делают акцент на том, что общение - необходимое условие жизни людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Педагог Мелентьева Ю.П. так же рассматривала проблему развития КУУД у младших школьников и в своих трудах упомянула о такой коллективной форме, как живой журнал. Живой журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу она строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.

Цель работы: описание методики формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников при подготовке и проведении ими живого журнала.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Материалы данной разработки будут полезны учителям начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности, помогут осуществлять активное развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1.  ПОНЯТИЕ О КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЯХ

Коммуникативно-речевые умения младших школьников - комплексные способности школьника, обеспечивающие ориентировку в речевой ситуации, продуктивное общение, владение разнообразными способами передачи информации.

В научной литературе [3] затрагиваются такие аспекты проблемы общения, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии и педагогики.

Таким образом, коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия, которые основаны на практической подготовленности ребенка к общению и его теоретических знаниях. Коммуникативно-речевые умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, это подтверждается способностью школьника строить своё общение в соответствии с поставленными целями, подстраиваясь к любой коммуникативной ситуации и партнерам, анализируя и оценивая коммуникативные контакты не только со сверстниками, но и взрослыми.

  1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь — одна из  основных форм психической деятельности. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. Она играет важную роль в психическом развитии ребенка и формируется на основе восприятия окружающего мира.

Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются чувственной основой речи. Методика изучения речи включает задания, направленные на анализ коммуникативной функции речи, ее экспрессивной и импрессивной форм.

Для эффективного формирования коммуникативно-речевых умений учитель диагностирует детей с помощью различных методик [8].

Методика (от греч. methodike - совокупность методов) - совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности.[19]

В ходе диагностики детей выделяются следующие уровни коммуникативных умений:

Высокий уровень: ребята со значительной степенью формирования коммуникативных умений - компанейские, податливые и никак не робкие.

Средний уровень: в главном ребята с мало крепкими позитивными взаимоотношениями, однако в целом благожелательные, компанейские.

Низкий уровень: низкая степень как коммуникативных умений, так и моральных взглядов.

Для изучения уровня сформированности коммуникативно-речевых умений (КРУ) могут использоваться следующие методики[6]:


Таблица 1 — методики изучения уровня сформированности коммуникативно-речевых умений

Компонент изучения КРУ

Название методики

Цель

Ссылка на приложение

Взаимодействие

Задание: Левая и правая стороны

Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Приложение 1

Взаимодействие

Тест: оценки уровня общительности модифицированная методика В.Ф. Ряховского

Выявление уровня сформированности взаимодействия ребёнка  в обществе.

Приложение 1

Кооперация

Тест оценки коммуникативных умений А.А.Карелина

Оценка собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умения установить дружескую атмосферу, умения понять проблемы собеседника и т.д.

Приложение 2

Кооперация

Задание: Рукавички

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Приложение 2

Кооперация

Методика: Ковёр

Изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Приложение 2

Интериоризация

Методика: Кто прав?

Оценка коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Приложение 3

Интериоризация

Методика: Дорога к дому»

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Приложение 3

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ЖИВОГО ЖУРНАЛА

Для формирования умения ориентироваться в ситуации общения используются:

1.Сюжетно-ролевые, языковые, дидактические и психологические игры, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков (Приложение 6)

2.Инсценировки сказок, мастерская выразительного чтения, литературная гостиная.(Приложение 7)

Для формирования умения планировать содержание высказывания: осознания его темы и основной мысли, примерного содержания каждой части будущего текста используются:

1.Метод беседы, направленный на организацию активной речевой деятельности.

2.Использование различных форм индивидуальной, групповой, коллективной деятельности (дебаты, проектная деятельность, конференции, живой журнал) для выполнения творческих работ

Для формирования умения реализовать намеченный план, раскрывать тему и развивать основную мысль используются:

1.Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса, навыков диалогической и монологической речи .(Приложение 8)

2.Дыхательная и артикуляционная и гимнастика с проговариванием чистоговорок и скороговорок. (Приложение 9)

Живой журнал может быть тематическим или обзорным. Тематические живые журналы могут посвящаться какой-то актуальной проблеме, появившейся в классе или наступающему празднику.

Главной особенностью любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих детей проблемы. В форме живого журнала может быть представлена информация не только о событиях и новостях, происходящих внутри класса, но и за его стенами, например, новости школьных проблем. Живой журнал должен иметь периодичность и выходить в определённые заданные сроки. Методика подготовки проста и состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы живого журнала. Данный этап определяется читательским и целевым назначением и является «лицом» журнала. Название должно быть коротким, ярким и запоминающимся для аудитории. В нём отражаются проблематика, направленность, содержание и даже концепция журнала.

2. Подбор необходимого материала. На данном этапе кроме сценаристов должны работать те, кто является специалистом в конкретной области кто заинтересован в «раскрутке» данного вопроса.

3. Распределение обязанностей среди детей. Как в каждом журнале, здесь должна присутствовать рубрикация. Формулировки следует выбирать современные, отвечающие запросам читателей. Можно использовать названия известных теле- и радиопередач.

 Живой журнал состоит из нескольких разделов – «страниц»- представляющих раскрытие какой-либо проблемы. Количество страниц и их временные рамки  будут зависеть от возраста аудитории, целей, которые оно пред собой ставит.

4.Составление плана выступления. На данном этапе детям необходимо составить план работы, для дальнейшего удобного сотрудничества. И облегчения написания сценария выпуска.

5. Подготовка конкретного номера. Данная работа включает в себя написание сценария, подбор музыкального материала, приглашение гостей для эфира и т. Д.

6.Репетиция живого журнала. На данном этапе ребята репетируют весь сценарий и ход выпуска журнала перед его съёмкой и публикацией. По мере необходимости производят коррекцию и окончательно утверждают выпуск.

7. Выпуск итогового варианта живого журнала. Данный этап является самым главным и ответственным. Происходит выпуск итогового утверждённого журнала, который интересен и актуален для многих.

8.Самооценка и самоанализ проведённой работы. После всей совершённой огромной работы детям необходимо проанализировать свою работу, чтобы нейтрализовать ошибки в дальнейшем, а также заметить успехи и изменения в своей личности.

Благодаря данным этапам подготовка и проведение живого журнала станет не только успешной и интересной работой, но ещё принесёт огромную пользу в формировании коммуникативно-речевых умениях у младших школьников.

Живой журнал готовят сами учащиеся. Для подготовки и проведения живого журнала необходимо распределить роли среди всех учащихся. Возглавляет «редакцию» журнала ответственный продюсер журнала. Учащиеся проводят огромную подготовку, которая состоит из: сбора информации, работы фотографа, проведения интервью, различных социологических опросов, анкетирования, сбора достоверной информации об объекте или событии и т.д. Чтобы расширить актив участников живого журнала, обязанности учащихся можно обновлять, создавать сменные редколлегии. Ведут журнал ребята – ведущие. Они сообщают названия страниц, номеров и поясняют их, используя для этого выразительные стихотворные строки, эпиграфы и т.д.

Проведение живого журнала так же требует контроля и поддержки учителя или классного руководителя. Он обязан вызвать у учащихся должный интерес к работе, желание подготовить и провести журнал.

Для того чтобы успешно подготовить и реализовать такой проект, как живой журнал необходимо соблюдение нескольких этапов. (Приложение 2)

Для реализации живого журнала необходимо пошаговое соблюдение всех этапов, рубрикация (Приложение 3), а также активное включение каждого участника. Для того чтобы максимально учесть мнение и пожелания каждого используются различные приёмы. Например, такой приём как «Дискуссия» имеет множество преимуществ. Главное из них -  формирование умения ориентироваться в ситуации общения. В ходе дискуссии даже самые замкнутые дети могут проявить себя. Но, стоит учесть что, чтобы дискуссия имела смысл необходимо заранее установить правила , иначе данный приём будет неэффективен и может превратиться в хаос.

Ещё одним важным и интересным приёмом в формировании коммуникативно-речевых умений является – приём «Письмо по кругу». Его суть заключается в том, что каждому участнику даётся лист бумаги для записи предложений, а затем ребята меняются своими листами по кругу, пока к каждому не вернётся его листок. В конце один зачитывает, остальные – дополняют. Данный приём полезен тем, что формирует у детей такое важное умение, как планирование содержания деятельности.

Также, ещё один  интересный приём формирования коммуникативно-речевого умения – планирование содержания деятельности является приём: «Мозговой штурм». Мыслью этого приёма является – генерирование идей всех участников и оценка данных идей командой экспертов.

Эффективный приём для формирования умения реализовать намеченный план— кластеры. Кластеры — графический приём в систематизации материала. Последовательность действий при построении кластера проста: посередине чистого листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем», а от него выписывать главные мысли. С помощью данного метода видны все необходимые и важные элементы, которые невозможно упустить при планировании.

Так же для формирования умения реализовать намеченный план используется кейс-метод. Суть данного метода в том, что обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1. исследования предложенной ситуации (кейса);

2. сбора и анализа недостающей информации;

3. обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4. выработки наилучшего решения.

На первый взгляд данный метод кажется простым, но он имеет несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.

Каждую работу необходимо оценивать и контролировать. Поэтому не стоит забывать о самоконтроле и самооценке. Для более объективного и адекватного результата используется множество приёмов рефлексии, которые могут быть не только интересными, но и полезными для детей., так как они формируют такое важное коммуникативно-речевое умение, как умение ориентироваться в ситуации общения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе ведения живого журнала главное соблюдать все этапы его  подготовки. Для формирования различных коммуникативно-речевых умений у детей используются множество приёмов на каждом из этапов. Благодаря им ребятам становится легче и интереснее работать. Они быстрее находят общий язык, а соответственно, процесс формирования коммуникативно-речевых навыков происходит намного быстрее и заметнее.

4.ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ЖИВОГО ЖУРНАЛА

Стоит отметить, что важной частью подготовки и проведения живого журнала является – активное включение каждого участника проекта. Для того чтобы максимально учесть мнение и пожелания каждого используются различные приёмы.

Для того, чтобы выполнить 1 этап – Выбор темы живого журнала. Поможет такой приём как «Дискуссия». В ходе дискуссии даже самые замкнутые дети могут проявить себя.

2 этап подготовки живого журнала – подбор необходимого материала. На данном этапе ребятам необходимо найти и отобрать весь необходимый материал, учесть особенности, специфику рубрики. На этом этапе чаще всего используются такие приёмы, как – групповая работа, исследовательская деятельность [9].

https://sun1-99.userapi.com/rwvtoNk--kfkBoipRatwnrpaMxame_edaTao_g/a3RV8r0BdK4.jpg

Рисунок 1 – Подбор материала для выпуска живого журнала

3 этап – это распределение обязанностей среди детей. Данный этап один из самых важных, т.к. при его проведении необходимо точно и чётко распределить обязанности между детьми, чтобы каждая роль была интересна и положительно влияла на формирование коммуникативно-речевые умения. На данном этапе можно использовать такой приём [9], как: «Письмо по кругу».

Важным этапом является составление плана выступления, т.к. детям необходимо при подготовке и проведении живого журнала опираться на определённый план и ход действий. Эффективный приём для формирования умения реализовать намеченный план— кластеры [7].

Завершающим этапом на стадии подготовки живого журнала является – этап репетиции [5] живого журнала. Благодаря этому этапу дети уже могут показать свои результаты формирования коммуникативно-речевых умений. Также, прорепетировав выпуск, дети смогут увидеть положительные и отрицательные моменты журнала.

Главный этап проведения живого журнала является – выпуск итогового варианта живого журнала, т.е. готовый выпуск телесюжета. Данный этап является самым главным и ответственным. Происходит выпуск итогового утверждённого журнала, который интересен и актуален для многих.  На этом этапе дети окончательно показывают на сколько изменился и сформировался их уровень коммуникативно-речевых умений. Съемками выпуска занимаются сами дети, за учителем остаётся только монтаж, т.к. из-за своих возрастных особенностей дети плохо владеют монтажом. Отснятые сюжеты интересны не только самим детям, но и их родителям. Выпуски телевидения класса пользуются спросом на родительских собраниях, мероприятиях и праздниках класса.

Каждую работу необходимо оценивать и контролировать. Для этого необходим последний этап – самооценка и самоанализ проведённой работы. Для более объективного и адекватного результата используется множество приёмов рефлексии, которые могут быть не только интересными, но и полезными для детей, так как они формируют такое важное коммуникативно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование коммуникативно-речевых умения является важной частью общего комплекса формирования универсальных учебных действий учащихся. Сформированные коммуникативно-речевые умения обеспечивают социальную компетентность, навыки диалогической коммуникации, а также продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Необходимость формирования коммуникативно-речевых умений в начальной школе установлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1].

Но зачастую можно столкнуться с такой проблемой, что многие учителя в ходе учебного процесса не могут реализовать планомерное формирование коммуникативно-речевых умений. Из-за этого у детей могут возникнуть проблемы в социальной сфере.

Проанализировав учебную и методическую литературу, был сделан вывод о том, что для качественного формирования коммуникативно-речевых умений могут использоваться различные формы работы. Одной из интересных таких форм является – живой журнал.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922, свободный. Дата обращения 10.09.2019
  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.С.Абрамова /. – Москва : Академический проект, 2000. – 624 с.
  3. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О. М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.
  4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова./ — Москва : Просвещение, 2008. — 151 с.
  5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. С. Белкин./ — Москва : Издательский центр Академия, 2000. — 192 с.
  6. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики [Текст] /В.П.Белянин /. – Москва : Тривола, 2000. – 248с.
  7. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А. В. Брагуца// Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 53–56.
  8. Выготский, JI.C. Педагогическая психология [Текст] / JI.C. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова Текст./ –Москва : Педагогика, 1991. – 479 с.
  9. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И.А Зимняя/— Москва : Просвещение, 1978. – 160с
  10. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению [Текст] / И.А Зимняя/— М.: Просвещение, 1978. – 160 с.

Приложение 1

Методики направленные на изучение взаимодействия

  1. Задание «Левая и правая стороны» [15]

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Обработка задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает во всех четырех заданиях неверно;

Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. Е. учитывает отличия позиции партнёра.

  1. Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского[21]

Цель: оценка уровня сформированности взаимодействия ребёнка  в обществе.

Описание задания: ребёнку предлагается быстро и однозначно ответить на несколько вопросов.

Обработка задания:

Низкий уровень: ребёнок получил оценку 1. Испытуемый не стремится к общению, скованно себя чувствует в компании новых людей.

Средний уровень: ребёнок получил оценку 3. Испытуемый стремится к контактам с людьми, не ограничивая круг своих знакомств, отстаивает свое мнение. Планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень: ребёнок  получил оценку 5. Испытуемый  активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывая потребность в  ней. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В сложной ситуации предпочитает принимать решение самостоятельно. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.


Приложение 2

Методики направленные на изучение кооперации

Тест оценки коммуникативных умений А.А.Карелина [16]

Цель: оценка собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умения установить дружескую атмосферу, умения понять проблемы собеседника и т.д.

Описание задания: детям необходимо отметите ситуации, которые вызывают у них неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то их товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

Обработка задания: чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня».

  1. Задание «Рукавички» [15]

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. Е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Обработка задания:

Низкий уровень: в узорах преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем и рисует свой узор.

Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет, форма нескольких деталей) совпадают, но имеются заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень схожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к общему способу раскрашивания; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

.«Ковёр»[5]

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Описание задания: Проводится коллективно на уроке. Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля: а) наличие центрального рисунка; б) одинаковое оформление углов; в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Обработка результатов:

Высокий уровень: симметричное расположение деталей относительно центра, наличие центрального рисунка;

Средний уровень: симметричное расположение деталей относительно центра, нет центрального рисунка;

Низкий уровень: детали расположены не симметрично, нет центрального рисунка.


Приложение 3

Методики направленные на изучение интериоризации

.Методика «Дорога к дому»[7]

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Обработка задания:

Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом.

6. Методика «Кто прав?»[5]

Цель: оценка коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Описание задания: ребенку зачитывают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Обработка задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ – ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.


Приложение 4

Таблица 2 — этапы подготовки живого журнала

Этапы

Формируемые коммуникативно-речевые умения

Приёмы формирования коммуникативно-речевых умений

1.Выбор темы живого журнала.

Умение ориентироваться в ситуации общения.

Дискуссия, приём письмо по кругу, приём Мозговой штурм.

2.Подбор необходимого материала.

Умение ориентироваться в ситуации общения.

Групповая работа, исследовательская деятельность.

3. Распределение обязанностей среди детей.

Умение планировать содержание высказывания.

Приём письмо по кругу.

4.Составление плана выступления.

Умение планировать содержание высказывания.

Планирование, составление кластера, кейс-метод.

5.Подготовка конкретного номера

Умение реализовать намеченный план.

Активное чтение, письменный и устный анализ.

6.Репетиция живого журнала.

Умение реализовать намеченный план.

Театрализация, различные виды пересказов.

7. Выпуск итогового варианта живого журнала.

Умение ориентироваться в ситуации общения.

Театрализация

8.Самооценка и самоанализ проведённой работы.

Умение ориентироваться в ситуации общения, умение реализовать намеченный план.

Рефлексия своих действий, приём интервью.

Приложение 5

Примерные рубрики для живого журнала

  1. «Погода в классе»,
  2. «Наши именинники»,
  3. «Доска почёта»,
  4. «События в школе»,
  5. «Творить добро так просто»,
  6. «От старших – младшим»,
  7. «Календарь классных праздников»,
  8. «Лапа помощи»,
  9. «Юные туристы»,
  10. «Страничка для любознательных школьников».

Приложение 6

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

фигурки различных животных;

материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);

природный материал для создания эффекта парка;

кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.


Приложение 7

Сказка «Буратино идёт в школу.»

*Каждый герой появляется под музыку из фильма Буратино и выполняет танцевальные. движения*

ВЕД: Папа Карло дал Буратино букварь с картинками и отправил его в школу.

1 муз. отрывок ( припев из песни “Бу-ра-ти-но” )

БУРАТИНО: По дороге в школу я иду. Много новых знаний я найду.

ВЕД: На своём пути Буратино встретил доктора кукольных наук.

2 муз. отрывок ( куплет из песни Карабаса “Я готов на гадости”)

КАРАБАС:

Только одно представление!

Всем на удивление!

В школу не ходите!

Уроки пропустите!

Театр посетите, спектакль посмотрите! (Уводит Буратино в сторону.)

ВЕД: В школу спешила красавица Мальвина.

3 муз. отрывок (нежная музыка)

МАЛЬВИНА:

Отпусти его злодей!

Школа нам всего важней!

Делу время – потехе час.

После уроков посетим и вас.

(Забирает Буратино.)

Вед: На лесной поляне танцевали отпетые мошенники - кот и лиса.

4 муз. отрывок (припев из песни кота и лисы “Какое небо голубое”)

БАЗИЛИО: Хотите богатыми быть?

АЛИСА: Новое платье себе купить?

БАЗИЛИО: Много конфет, много мороженного

АЛИСА: И лимонаду и пирожного.

БАЗИЛИО: Вас ждёт ДУРАКОВ – прекрасная страна.

АЛИСА: А школа богатым совсем не нужна! (Уводят за руки Малявину и Буратино.)

ВЕД: На выручку спешит верный друг Мальвины – Артемон

5 муз. отрывок (куплет из песни “Человек собаке друг”)

АРТЕМОН:

Друзья, не слушайте кота и лису!

Они вас ограбят и бросят в лесу!

Скоро в школе будет звонок,

Скоро начнётся наш первый урок!

Учитель нас ждёт - побежали скорей,

Там у нас много верных друзей!

(Буратино, Мальвина и Артемон садятся на стулья над которыми написано *ШКОЛА*)

6 муз. отрывок “куплет из песни “Затянулась бурой тиной”)

ТОРТИЛА:

Я мудрая Тортила – вас буду учить

Читать и писать и конечно дружить.

Ещё мы научимся вместе играть

И песенки петь и задорно плясать!

БУРАТИНО: Ура! Наконец научусь я читать!

МАЛЬВИНА: А я научусь хорошо танцевать!

АРТЕМОН: Я рад что попал сюда! Ура! Ура! Ура!

(Подходят отрицательные герои и говорят жалобными голосами.)

КАРАБАС: Мы тоже хотим учиться!

КОТ: Мы больше не будем лениться!

ЛИСА:

Мы больше не будем врать!

Мы тоже хотим играть!

ТОРТИЛА: Двери открыты для всех у нас. МЫ принимаем вас в первый класс!

7 муз. отрывок

(Все герои танцуют под музыку “ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ” кланяются и уходят.)


Сказка: «Кто сказал мяу?»

ДЕКОРАЦИИ: будка, диван, пруд. В будке сидит пёс, на диване спит щенок, за диваном сидит кошка, за прудом сидит лягушонок.

ВЕД: Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал…

КОШКА: Мяу.

ЩЕНОК: Кто там? Пойду посмотрю.

1 МУЗ.ОТРЫВОК (танец петуха)

ЩЕНОК: Ты мне спать не давал, мяу громко так кричал?

ПЕТУХ:

Знают все вокруг в деревне

За деревней, на лугу

Что я кричу…

ЗРИТЕЛИ: Кукареку

(Петух важно уходит, щенок опять ложится спать).

КОШКА: МЯУ.

(Щенок вскакивает и вытаскивает за хвост мышку).

ЩЕНОК: Это ты сказала мяу?

МЫШЬ: Ох, как страшно! Я со страху забыла как я голос подаю.

ВЕД: Ребята, помогите мышке. Подскажите ей, как она голос подаёт.

ЗРИТЕЛИ: Пи-пи-пи.

МЫШЬ:

Кто-то здесь мяучет рядом.

Ох, попала я в беду

Видно мне спасаться надо

А не то я пропаду.

2 МУЗ.ОТРЫВОК( мышка бегает по залу и просит о помощи)

КОШКА: Мяу.

(Щенок подходит к будке).

ПЁС: (выскакивает)

Ты куда суёшь свой нос?

Здесь живёт огромный пёс.

ЩЕНОК: Это вы сказали мяу7

ПЁС:

Очень глупый, ты, щенок

Совсем не выучил урок!

Ему, ребята, помогите

Как рычу я подскажите!

ЗРИТЕЛИ: Р-р-р.

3 МУЗ. ОТРЫВОК (Пёс гонит щенка по кругу. Щенок останавливается около пруда).

ЩЕНОК: Ох, насилу убежал! Как же, дети, я устал!

КОШКА: Мяу.

ЩЕНОК: (показывает на нарисованную рыбу) Вот кто мяукал целый день!

ЛЯГУШКА:

Ха-ха-ха! Ты просто пень

Целый год сижу в пруду

А эта рыба ни гу-гу!

ЩЕНОК: Значит это ты сказал мяу?

ЛЯГУШКА:

Целый пруд наш обойдёшь

Такого глупого не найдёшь.

Ему ребята помогите

Как говорю я подскажите.

ЗРИТЕЛИ: Ква-ква.

ВЕД: Мокрый щенок вернулся домой. Сел на диван и горько заплакал. В это время с луга возвращался домашний бычок.

4 МУЗ. ОТРЫВОК (Вышагивает бычок)

БЫЧОК:

Ты чего ревёшь щенок

Где это ты так промок?

КОШКА: Мяу.

ЩЕНОК: Это ты сказал мяу?

БЫЧОК: Вместе с мамой на лугу мы всегда кричим…

ЗРИТЕЛИ: Му!

БЫЧОК:

Посмотри кот заплутает

Может быть она всё знает?

А я к маме побегу

Ну прощай, щенок, му!

5 МУЗ. ОТРЫВОК (танец козы)

КОШКА: Мяу.

ЩЕНОК: Это, ты коза, сказала мяу?

КОЗА:

У нас в деревне каждый знает

Мяу-мяу кто болтает

Кто ворует молоко

Да вот она недалеко.

6 МУЗ. ОТРЫВОК (танец кошки)

ЩЕНОК: Это ты мне спать не давала?

КОШКА:

Я, щенок, с тобой играла.

Я хочу с тобой дружить.

Вместе бабочек ловить.

Вместе прыгать, вместе бегать, можно вместе пообедать.

ЩЕНОК: Хорошо давай дружить и детей веселить.

КОШКА: Вставайте, ребята! Давайте станцуем и дружную песню споём…

ВЕД: Зверята хотят, чтоб ребята дружили, как наши котёнок с щенком.

МУЗ. ОТРЫВОК

(под ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ танцуют артисты и зрители)


Приложение 8

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса

1. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

Вот ещё садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно        

Гулять в саду словесном.

                  (Е. Измайлов)

2. Найдите слова с корнем  - гус -. Относится ли к ним слово гусеница?

Докажите, указав значение однокоренных слов.

  Родственники.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя гусеница.

3. Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список родственников воды и допишите тех, кто в гости не пришёл.

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз у водопада на солнышке греется. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

4. Игра «Третий лишний». Найдите слово, которое не подходит к остальным.

Морозный, холодный, мороз.

Смелый, храбрый, смелость.

Печурка, печать, печка.

Учить, изучать, зубрить.

Диван, диванный, удивлённый.

Лев, левый, налево.

Лес, лестниц, лесник.

5. Вставьте по смыслу корень САД или ВЕС.

ПО…КА, ПОД…ИЛ, НА…ИЛ, РАС…А, ПЕРЕ…ИТЬ, ВЗ…ИЛ, ВЫ…ИМ, ОТ… .

6. Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие предметы.

Грибной - …..

Вечерний - ….

Часовой - ….

Степной - ….

Зелёный - ….

Мясной - ….

7.  От данных слов образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов и действия. Составьте с ними предложения.

Какой?                                           Что делает?

Двор – дворовый                          Дым – дымит

Зуб -    ……….                               Гудок - …….

Зима-   ……….                               Игра - ……..

Лень - ………...                              Коса - ………

Дождь - ………                              Ход - ……..

8. Объясните значение каждого слова в строке.

Пара, парк, парник, парик.

Долгий, долг, долина.

Летать, плетень, летний.


Приложение 9

* Сказочные истории из жизни Язычка.

История №1 “Домик для Язычка”.

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

История №2 “Язычок делает ремонт”.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.

- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

- Шарик (т-ссс).

- Пароход (ч-ч-ч).

- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

- Чайник (пых-пых).

- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

- Машина (пи-пи-пи).

- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

- Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

- Стук часов (тик-так, тик-так).-

- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

- Песенка ветра (ш-ш-ш).

- Песенка жука (ж-ж-ж).

- Дрожим от холода (в-в-в).

- У врача (а-а-а).

- Девочка кормит цыплят (цып-цып).

- Птенчики (ти-ти-тисс).

- Гусь злится (ш-ш-ш).

- Змея (щ-щ-щ).

- Курочка (ко-ко-ко).

- Мурка (кис-кис).

- Лошадка скачет (цоканье).

- Цыплёнок (пи-пи-пи).

- Гусь (га-га-га).

- Кукушка (ку-ку, ку-ку).

- Кошка (мяу-мяу-мяу),

- Лошадка (и-го-го).

- Лягушка квакает (ква-ква-ква)

- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

- Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

- Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

- Волк воет (у-у-у).

- Собака лает (аф-аф-аф).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...