Экологические игры младших школьников на экскурсии
материал

Кудачинова Инна Сергеевна

Ребёнок, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_lesa_eko.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1

Слияние с природой

        Игра 1. Окна Земли

А. Медведь

Б. Эстетическая оценка, визуальное восприятие.

В. День; лес.

Г. Один и более.

Д. 7 лет и старше.

Е. Никаких

Лес покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю в лесу и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Через просветы в листве деревьев дети наблюдают, как безмолвные облака заглядывают в их лесной дом. Животные могут подойти очень близко, поскольку дети ведут себя тихо, и их почти не видно.

        Каждый должен лечь на землю и, глядя в небо, представить себя частью земли. Покройте каждого ребенка листьями, ветками и сосновыми иголками – с ног до головы. Оставьте открытым лишь лицо для того, чтобы ребенок мог почувствовать, что он находится внутри земли. Теперь возьмите немного листьев и положите их ребенку на лицо. Листья должны быть чистыми, а ребенок при этом должен закрыть глаза.

        Скажите детям, что вы сообщите им, когда можно будет встать. Сделайте это до того, как они начнут проявлять признаки нетерпения. Как это ни удивительно, даже 20 минут не кажутся детям слишком долгим сроком.

        В большой группе следует работать быстро и позволить детям помочь засыпать друг друга листьями. Если есть такие, которые любят поговорить, расположите их подальше друг от друга и от остальных. Детям гораздо больше понравится идея зарыться в землю, если перед этим они покопались и поползали по лесу. Очень важно сказать им заранее, что на них могут заползти жуки и другие живые существа. Обыграйте это! Вы дадите детям возможность прикоснуться к жизни маленьких существ. Обычно это доставляет много удовольствия – дети избавляются от приобретенных ранее предрассудков по поводу насекомых и начинают любить этих забавных маленьких существ.

        Убеждайте их оставаться спокойными, лежа под листьями, когда по ним ползают насекомые; попросите их почувствовать, что делает этот ползущий по ним жук и затем рассказать об этом другим.

        Игра «Окна земли» дает опыт восприятия леса глазами самого леса!

Игра 2

Биение сердца дерева

А. медведь

Б. Сопереживание, физиология дерева.

В. День, лес.

Г. Один или более.

Д. 4 года и старше.

Е. Стетоскоп.

        Дерево – живое существо. Оно ест, отдыхает, дышит, в нем циркулирует «кровь» - все, как у нас. Биение сердца дерева – это прекрасное хрустящее и булькающее течение жизни. Лучше всего слушать биение сердца дерева ранней весной, когда дерево посылает первый древесный сок своим ветвям и готовится к новому периоду роста.

        Выберите дерево с тонкой корой и диаметром ствола 15 см. Лиственные породы лучше прослушиваются, чем хвойные, и некоторые деревья могут иметь более громкое биение сердца, чем другие. Прижмите стетоскоп плотно к дереву так, чтобы не было никаких посторонних звуков (стетоскоп должен быть неподвижен). Возможно, придется попробовать прикладывать стетоскоп в разных местах, прежде чем найдется самое удобное и «громкое».

        Детям захочется послушать и биение собственного сердца. Если есть возможность – послушайте также и биение сердец животных. Вы услышите замечательное разнообразие ритмов!

ВВЕДЕНИЕ В ИГРЫ С ЗАКРЫТЫМИ  ГЛАЗАМИ («СЛЕПЫЕ ИГРЫ»)

        Игра 3

Пешком вслепую

А. медв.

Б. Чувственное восприятие.

В. День, любое место.

Г. Два или более.

Д. Три года и старше.

Е. Повязки на глаза.

Очень просто организовать и провести эту игру. Разбейте группы на пары, дети и взрослые вперемешку или дети с детьми. Каждая пара сама решает, кто будет первым ведущим, а кто наденет повязку на глаза. Ведущий ведет ведомого по тому маршруту, который ему нравится, обращая внимание на поваленные стволы и ветки. Ведущий дает возможность своему ведомому прикасаться к предметам, представляющим интерес, проводит ведомого вблизи источников звуков и запахов.

Игра 4

Познакомимся с деревом.

А. медв

Б. сопереживание, обонятельное и осязательное восприятие.

В. День, лес.

Г. Два или более.

Д. 4 года и старше.

Е . Повязки на глаза.

        Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в лесу (как далеко вести его в лес, зависит от возраста способности ориентироваться для всех, кроме самых маленьких, 20-30 метров будут казаться слишком большим расстоянием).

        Помогите «ослепленному» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево» , а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?»

        Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

        Общение с деревом может стать незабываемым опытом в жизни ребенка. Много раз дети, спустя целый год после этой игры, подходили ко мне и в буквальном смысле тащили в лес, чтобы сказать: «Посмотри, вот мое дерево!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников

Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников...

Экологическое воспитание младших школьников на экскурсии

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществлятьс...

Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников

1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...