КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ. Тема: Иркутская область-малая Родина.
классный час (4 класс)

Наталья Семёновна Ведерникова

Цели и задачи:

  • знакомство учащихся с историческим прошлым Иркутской области и современной жизнью области;
  • воспитание бережного отношения к историческому прошлому Иркутской области, гордости за настоящее и  интереса к будущему области, патриотических чувств детей;
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображения, произвольной и непроизвольной форм памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedernikova_kl._chas.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ведерникова Наталья Семёновна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад №17» посёлок Солзан  Слюдянского района Иркутской области (МБОУ НШДС №17 посёлок Солзан)

е-mail: shcoole17@rambler.ru

                                     

КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ

Тема: Иркутская область-малая Родина.

Цели и задачи:

  • знакомство учащихся с историческим прошлым Иркутской области и современной жизнью области;
  • воспитание бережного отношения к историческому прошлому Иркутской области, гордости за настоящее и  интереса к будущему области, патриотических чувств детей;
  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие логического и творческого мышления учащихся, воссоздающего воображения, произвольной и непроизвольной форм памяти.

Оборудование:

фотографии Евгения Евтушенко, Дениса Мацуева, Александра Вампилова, Валентина Распутина;

пословицы, записанные на доске;

вопросы на слайде или на доске;

раздаточный материал (тексты заданий командам, шкала уровня знаний – каждому ученику).

Ход классного часа

Звучит  отрывок из песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Учитель: На доске записаны пословицы. Прочитайте их и скажите, как вы их понимаете.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

Где кто родится, там и пригодится.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Заслушиваются ответы учащихся. 

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?

Какие цели мы поставим перед собой?

Заслушиваются ответы учащихся. 

Учитель: Ребята, а что такое Родина?  Как называется наша Родина?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Давайте посмотрим в толковом словаре точное определение этого слова. (Учитель зачитывает определение слова из толкового словаря Ожегова).

Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. [1]

Учитель: А что такое малая Родина?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Для каждого из нас Родина - это то место, где мы родились, где прошло наше детство. Родина – это твой родной дом, твой двор, в котором ты проводишь все свое свободное время. Это  улица, на которой ты живёшь. Это твой город или село, в котором ты родился. Это твоя область. И, наконец, это твоя большая страна, которой ты гордишься!

Учитель: Ребята, а что вы знаете о своей малой Родине?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ваши одноклассники выучили стихотворение. Внимательно его послушайте. После этого я вам предложу ответить на вопросы.

1 ребёнок:

Область моя, Юбилей отмечая,

Мы соберёмся за чашечкой чая,

Вспомним заслуги твои пред страною,

Скажем тебе, что гордимся тобою.

Много талантов дала ты стране.

Крикнем за это: «Спасибо тебе!»

2 ребёнок:

Евтушенко, Мацуев, Вампилов, Распутин

Здесь начинали свой жизненный путь.

Выросли здесь они, здесь и учились,

Славные люди из них получились.

Стали известными миру, стране.

Слава, Иркутская область, тебе!

3 ребёнок:

Каждую осень, и зиму, и лето

Едут туристы со всех частей света.

Чудо природы великий Байкал

Новых туристов в дорогу позвал!

4 ребёнок:

Звёзды Байкала и праздник клубничный

Стали приметой Иркутска отличной.

Чистые улицы, добрый народ,

Область Иркутская праздника ждёт.

Чествовать будем мы область с утра,

Крикнем мы области громко: «Ура!» [2]

Учитель: Кто из вас знает, сколько лет Иркутской области? Какой Юбилей отметит Иркутская область в 2022 году?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В стихотворении прозвучали фамилии: Денис Мацуев, Александр Вампилов, Валентин Распутин, Евгений Евтушенко (Учитель обращает внимание на их фотографии на доске). Что вы знаете об этих людях?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А за что ещё мы можем крикнуть: «Слава, Иркутская область, тебе!»

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сегодня, как вы поняли, мы будем говорить о нашей малой Родине - об Иркутской области. В конце классного часа вы сможете ответить на следующие вопросы:

1.Когда и кем был основан Иркутский острог?

2.Сколько населённых пунктов было в Иркутской губернии в 17 веке?

3. Когда была  основана Иркутская область?

4.В каком году в Иркутске была открыта первая школа?

5.Как называлась первая школа в Иркутске, и почему она носила такое название?

6.Кем стали первые выпускники школы?

7.Чем знамениты наши земляки Денис Мацуев, Александр Вампилов, Валентин Распутин, Евгений Евтушенко?

Если вы уже сейчас знаете ответы на 5-7 вопросов, то отметьте на шкале высокий уровень знаний по данной теме. Если знаете ответы на 3-4 вопроса, то отметьте средний уровень. А если знаете ответ на 0-2 вопроса, то поставьте низкий уровень.

Учитель проверяет результат.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю поработать в 4 группах:  историки, ученики и выдающиеся люди. Каждая команда получает задание согласно названию. На выполнение задания каждой группе отводится 6-7 минут.

Время выполнения заданий контролируется учителем.

1.Команда «Историки»

1.Прочитайте текст.

Иркутский острог был основан енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым  еще в 1661 году.

Самым первым приказчиком в новом остроге стал десятник Василий Ездков, под командированием которого находилось 20 людей. Первое название острога - Яншадский, но уже через один год он был переименован в Иркутский.

В 1675 году Иркутск посетил посланник в Китай Николай Спафарий, который использовал свою поездку для подробного описания Китая и Сибири. Об Иркутском остроге он писал:

«Иркутский острог находится по левую сторону реки Ангара, на ровном месте, и строением он довольно хорош, а жилых дворов там более 40, и место вокруг хлеборобное и добротное».

Поскольку условия жизни были трудны, переселенцы были вынуждены завести покосы, пашни, построили села, деревни, города, соляные варницы, мельницы. Также они научились кузнечному ремеслу, добывали руду, железо, золото, серебро и другие полезные ископаемые. Первые поселения приезжих и ссыльных создали очаги культуры в Сибири. Постепенно отдаленный край превратился в губернию, на территории которой в 17 веке располагалось около 500 населенных пунктов. В связи с прибытием новых ссыльных и переселенцев население неуклонно росло.

Иркутская область была образована в 20 веке  26 сентября 1937 года.

В 1937 году, при образовании Иркутской области, её территория составила 774,8 тыс. кв. км. Она осталась неизменной до сих пор. По площади регион занимает второе место в Сибири и пятое место в России.

Согласно Уставу Иркутской области от 17 апреля 2009г. Днём Иркутской области является 27 сентября.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, какой вы представляете Иркутскую область через 100 лет?

2 Команда «Ученики»

1.Прочитайте текст.

Первая школа в Иркутске была открыта по указу Петра I при Вознесенском монастыре в 1725 г., и называлась она «мунгальская», то есть школа монгольского языка. Настоятелем Вознесенского монастыря в это время был Анатолий Платковский, приехавший в Сибирь из Киева. Школа помещалась в специальном здании, выстроенном на косогоре, против монастырских стен.

По предписанию Синода в школу должны были принимать только детей духовенства. Но так как не все желали отдавать своих детей на учебу, в школу принимали и крестьянских детей.

В 1727 г. при школе было организовано отделение для обучения детей славяно-русской грамоте. В 1730г. на монгольском отделении обучалось 25 человек, а на русском — 10. В школе было два учителя: монгол лама Лапсан, после крещения названный Лаврентием Ивановичем Неруновым, и его помощник — бурят Николай Шелкунов. Оба не знали русского языка и обучали при помощи переводчика Ивана Пустынникова. Скоро в школу пришлось взять еще одного учителя из иркутских посадских людей Ивана Павловича Норицына.

Через 15 лет монгольское отделение было закрыто, и школа стала называться Славяно-Русской. Выпускники школы стали первыми учителями русского и монгольского языков среди народов Восточной Сибири.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, какой вы представляете школу через 100 лет?

3 Команда «Выдающиеся люди»

1.Прочитайте текст.

Денис Мацуев родился в Иркутске в 1975 году в музыкальной семье. Отец — Леонид Викторович — композитор и пианист, автор музыки ко многим спектаклям иркутских театров; мать — Ирина Дмитриевна— преподаватель игры на фортепиано. Дед, Дмитрий Леонидович Гомельский, работал перкуссионистом в оркестре Иркутского цирка.  (Перкуссиони́ст — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах.)

Родители старались развить в ещё маленьком Денисе навыки игры на фортепиано, приучить ребёнка к музыке. Начальное музыкальное образование он получил у своей бабушки Веры Альбертовны Раммуль, игравшей на нескольких инструментах. В Иркутске Денис учился в средней школе № 11 имени В. В. Маяковского и школе искусств. В 1990 году Денис вместе с семьёй переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1991 году стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году он поступил в Московскую государственную консерваторию. С этого времени выступал в программах фонда «Новые имена».  В 1995 году Мацуев становится солистом Московской государственной филармонии.

Евгений Евтушенко - поэт, замечательный мастер сценариев и режиссёр-постановщик того, что сам написал.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в станице Зима, Иркутской области. Мальчик с молоком матери впитал в себя любовь к прекрасному: мать-актриса, имела звание «Заслуженный деятель культуры РСФСР», отец сочинял стихи. Чтение книг вслух, увлекательные пересказы были самым любимым семейным занятием. Мальчик уже в 6 лет умел читать и писать. В детстве Женей были прочитаны Дюма с Сервантесом.

Когда Жене исполнилось 11 лет, семья Евтушенко переехала в Москву. Отец очень часто берёт Женю вместе с собой на вечера поэтического чтения. Так Евгению удалось послушать и увидеть Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Александра Твардовского.

В доме, где жила семья будущего поэта часто приходили гости, в их числе была и Белла Ахмадулина. В шестнадцать лет газета «Советский спорт» публикует произведение юноши.

Он поступает в литературный институт имени М. Горького. В 20 лет Евгения приняли в Союз писателей Советского Союза.

Евтушенко полюбили, он стал невероятно популярен, его приглашают на вечера поэзии, его стихов и прозы ждут.

Умер Евтушенко 1 апреля 2017 года в США.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, что вы знаете о фестивале «Звёзды на Байкале»? («Звёзды на Байка́ле» — ежегодный сентябрьский международный музыкальный фестиваль в Иркутске, состоящий из 12—15 концертов, а также мастер-классов и творческих встреч.)

4 Команда «Выдающиеся люди»  

Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец — Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян. Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова.

В 1955 году А. Вампилов становится студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.

Первый рассказ А. Вампилова — тогда студента третьего курса — «Стечение обстоятельств» был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет».

В октябре 1959 года, еще учась на пятом курсе, А. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодежь».

Окончил филологический факультет Иркутского университета (1960).

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

17 августа 1972 года, за день до 35-летия, трагически погиб — утонул в Байкале (перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников»…

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель, прозаик, публицист и общественный деятель.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года, в поселке Усть-Уда Иркутской области. Его отец был крестьянином, работал в леспромхозе, мать — домохозяйка. В 1954 году Валя окончил школу и поступил на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

Первая публикация писателя "Скучать совсем некогда" появилась в газете "Советская молодежь" 30 марта 1957 года в газете "Советская молодежь", в которой он начал работать внештатным корреспондентом.

В 1959 году Валентин окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет — до того, как стать профессиональным писателем, — работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с русским драматургом Александром Валентиновичем Вампиловым. Жил в Москве и в Иркутске.

Умер 14 марта 2015 года в Москве.

2. Расскажите, что нового узнали?

3. Расскажите, что вы можете сделать, чтобы прославить свою область?

Выступление команд.

Учитель: Ребята, вы замечательно поработали в группах. А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы людям из других регионов нашей страны и из других стран захотелось приехать к нам в область?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Понравилось ли вам путешествие в прошлое настоящее и будущее нашей области?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь давайте проведём итоговую викторину. Ответьте на вопросы:

1.Когда и кем был основан Иркутский острог?

2.Сколько населённых пунктов было Иркутской губернии в 17 веке?

3. Когда была  основана Иркутская область?

4.В каком году в Иркутске была открыта первая школа?

5.Как называлась первая школа в Иркутске, и почему она носила такое название?

6.Кем стали первые выпускники школы?

7.Чем знамениты наши земляки Денис Мацуев, Александр Вампилов, Валентин Распутин, Евгений Евтушенко?

Учитель: Возьмите шкалу и отметьте уровень ваших знаний по теме классного часа.

Учитель проверяет результат.

Учитель: Поднимите руку те, у кого уровень знаний по данной теме стал выше.

Учитель: Спасибо! Вы молодцы!

Звучит песня Александра Маршала «Иркутская история»,  на слайдах демонстрируются фотографии  города Иркутска и Иркутской области.

Я в суровом родился краю, где высокие кедры поют,

Где закатной порой над рекой Ангарой, облака сквозь туманы плывут.

Небо словно прозрачный бокал синевой наполняло Байкал,

Волны прожитых лет превращались в рассвет родниковых небесных      зеркал.

 Припев:

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Исток величественных рек, таёжной просеки разбег.

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь!

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь!

 

Сквозь угрюмый разбуженный лес вырастала здесь Братская ГЭС,

Чтоб летел её свет в Усть-Илим и Тайшет, освещая тайгу до небес.

Здесь хрустящих морозов хрусталь уносил на восток магистраль,

И пускай говорят, что когда-то мы зря закаляли дорожную сталь!

Припев:

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Исток величественных рек, таёжной просеки разбег.

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь!

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь!

Знаю я, вся жизнь моя - иркутская история,

Просторов песенная ширь, святая русская Сибирь!

Русская Сибирь. [3]

Учитель: Классный час окончен.

Список литературы:

1.Ожегов Сергей Иванович.  Толковый словарь русского языка.

2. Ведерникова Наталья Семёновна.  Стихотворение «К Юбилею Иркутской области».

3. Александр Маршал «Иркутская история».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, 4 класс. Тема: "ДОБРЫЕ ДЕЛА"

Научить детей выделять нравственную сторону жиз­ненных явлений и поступков....

Классный час 3 класс Тема: Умей сказать: «Нет!»

Цели и задачи классного часа:1)      воспитывать потребность в здоровом образе жизни;2)      познакомить учащихся с понятиями «поддержка» и «сам...

Классный час. 3 класс Тема: Равнодушие и милосердие.

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.Задачи:1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков....

Классный час. 1 класс. Тема : «Путешествие в страну Знаний.»

Цели и задачи :Активизировать  познавательную  деятельностьВоспитывать  толерантность, уважительное  отношение друг к другу, умение общаться в коллективе....

Классный час ( 2 класс) . Тема : " С чего начинается Родина".

План-конспект классного часа на тему: "С чего начинается Родина"....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Тема: "Город Льгов - моя малая Родина"

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Тема: "Город Льгов - моя малая Родина"...