Педагогическая ценность «портфолио»:
консультация (2 класс)

Афанасьева Виктория Валерьевна

«Я горячий сторонник ухода от случайностей в оценке знаний. И как раз портфолио позволяет оценивать человека в процессе. Другое дело, что это не так просто организовать. Но я сторонник системы портфолио и думаю, что постепенно – сначала, может быть, через экспериментальные какие-то вещи, а затем и шире – мы к этому придем».

А. Фурсенко

 

Проведенные исследования показали, что проектная деятельность и безотметочное обучение в начальной школе повышают психологическую комфортность ученика, улучшают его эмоциональное состояние (как результат - наблюдается снижение тревожности), повышают уровень коммуникативной активности, что в свою очередь влияет на повышение общей и учебной мотивации ребенка. Естественным развитием этого опыта становится процесс внедрения форм безотметочного обучения в форме «портфолио». «Портфолио» может рассматривается школой как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я горячий сторонник ухода от случайностей в оценке знаний. И как раз портфолио позволяет оценивать человека в процессе. Другое дело, что это не так просто организовать. Но я сторонник системы портфолио и думаю, что постепенно – сначала, может быть, через экспериментальные какие-то вещи, а затем и шире – мы к этому придем».

А. Фурсенко

Проведенные исследования показали, что проектная деятельность и безотметочное обучение в начальной школе повышают психологическую комфортность ученика, улучшают его эмоциональное состояние (как результат - наблюдается снижение тревожности), повышают уровень коммуникативной активности, что в свою очередь влияет на повышение общей и учебной мотивации ребенка. Естественным развитием этого опыта становится процесс внедрения форм безотметочного обучения в форме «портфолио». «Портфолио» может рассматривается школой как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» – дать возможность самому ребенку показать всё, на что он способен

Педагогическая ценность «портфолио»:

- смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
-интеграция количественной и качественной оценок;
-перенос педагогического акцента с оценки на самооценку;

«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся;
-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

  1. «Портфолио» рассматривается школой еще и как форма социального партнерства – это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.
  2. Новое понимание качества образования подразумевает использование технологий, позволяющих создать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение, а также влечет за собой изменение системы оценивания результатов образования.
    Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетенций, отличаются тем, что первостепенным принципом их реализации выступает «субъектность» ученика. Внедрение «портфолио» должно стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся. «Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности. Эффективное внедрения проекта «Портфолио» способствует:
  • формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности;
  • формированию умения работать с информацией;
  • повышению учебной мотивации;
  • сохранению психоэмоционального комфорта учащихся;
  • повышению активности участников образовательного процесса в оценке образовательных достижений учащихся.

Вид Портфолио: Файловая папка (бумажный и электронный вариант)

1-4 классы – приобретение опыта по накоплению систематических материалов.

Возможные разделы портфолио.

  1. Все обо мне. (Биография ребенка ,далее Автобиография)
  • В свободной форме описываются события жизни учащегося, отношения к ним, анализируются жизненные планы, опыт общественной работы и т.д. («биография» – описание человеческой жизни).

        Может быть использован жанр художественной биографии (мемуары).

        Важно не формализовать данный раздел «Портфолио».

  • Ежегодно автобиография «дописывается».
  • Мои увлечения (кружки, творческие дела)
  • Грамоты, дипломы, полученные вне школы

P.S Определение грамотного человека. ЮНЕСКО, 1958

«Таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и в соответствии с требованиями к родному языку способен написать краткую автобиографию».

  1. Я – ученик 
  • «Карта» знаний
  • Оценочные листы
  • Тетради открытий
  • Проектные задачи (паспорт и продукт проекта, экспертная оценка)
  • Грамоты, дипломы
  • Самостоятельные работы (разных видов)
  • Эссе (итоговое за 4 года)

  1. Я – будущий профессионал
  • Профессии членов моей семьи
  • Список профессий, которые я «применяю на себя»

  1. Я – ученик школы ________
  • Участие в школьных и классных мероприятиях
  • Грамоты, дипломы, сертификаты
  • Эссе (итоговое за 4 года)

В 4 классе добавляется раздел «Карта моих интересов»

В конце 4 класса на основе Портфолио выдается документ «резюме-Сертификат»

  • Результаты освоения программы
  • Участие в Олимпиадах. Конкурсах, учебных проектах
  • Дополнительная (полезная) информация: особые качества личности

Портфолио – инструмент педагогического мониторинга (со своими критериями оценки)

Ребенок в начале каждого года ставит цель. Например: Я хочу учиться на отлично. В конце года, при презентации Портфолио, ученик отчитывается за цель, которую он поставил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"

«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Статья "Народная кукла, её историческая, культурная и педагогическая ценность".

1. Статья "Народная кукла, её историческая, культурная и педагогическая ценность". 2. Открытое занятие "Кукла Масленица" ...

эссе Мои педагогические ценности и убеждения

эссе "Мои педагогические ценности и убеждения"...

Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Выступление на педагогическом совете: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития....

«Аттестация педагогических работников. Портфолио педагогического работника. Презентация портфолио»

Опыт работы учителя начальных классовЖеребцовой Веры АлександровныМОУ «Основная школа № 30»г.Богородицк...