Классный час: "Наша школа в годы Великой Отечественной войны"
классный час

Таловская Анастасия Александровна

Рассказать учащимся,  какой была наша школа в военные годы, какими были её ученики и учителя, чем они занимались, как жили в те трудные годы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

посвящённого празднованию 75- летия Победы  

 Великой Отечественной войне.

             

        Тема: Наша школа в годы Великой Отечественной войны.

Автор работы: Таловская Анастасия Александровна, учитель начальных классов

Место выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная

 школа №1»,  г. Тобольск, Тюменская область

 

Тобольск, 2019

Цель: Рассказать учащимся,  какой была наша школа в военные годы, какими были её ученики и учителя, чем они занимались, как жили в те трудные годы.

Задачи:

расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

показать роль школы, её учеников и педагогов в Великой Отечественной войне;

формировать у детей интерес к изучению истории своей школы, своего края;

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за своих земляков.

Место проведения: школьный музей

Форма проведения: классный час

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, показ экспонатов школьного музея, видеоматериалы.

Возрастная категория: 4 класс.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, экспозиция школьного музея «1941-1945», аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны», интернет-сайт «Победа. 1941-1945 гг.» фильм «Дети на войне», книги «Дети войны» и «Согретые Сибирью».

                                                   Ход мероприятия

Аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны»

Учитель:

       22 июня 1941 года… Глухим и зловещим эхом в наших сердцах отдаётся эта дата. Нет ничего страшнее, чем война. Она не щадила ни взрослых, ни детей, ни стариков! Она принесла огромные страдания всему нашему народу.

     Дети и война эти понятия несовместимы. Но в  суровый час испытаний дети наравне с взрослыми сражались с оружием в руках, ходили в разведку, были связными в партизанских отрядах, работали на заводах.

1 чтец:

В 41 памятном году

Из гнезда фашистского Берлина

Всей земле, всем людям на беду

Ринулась железная лавина…

И в день июньский на рассвете,

Вступая в бой святой и правый

С отцами поравнялись дети

Геройством, доблестью и славой.

2 чтец

Его я узнал не из книжки – 
Жестокое слово – война! 
Прожекторов яростной вспышкой 
К нам в детство ворвалась она. 
Смертельными тоннами стали, 
Сиреной тревоги ночной. 
В те дни мы войну не играли – 
Мы просто дышали войной. 

3 чтец.

А мы не стали памяти перечить. 
И, вспомнив, дни далекие, когда 
Упала нам на слабенькие плечи 
Огромная не детская беда. 
Была беда и жесткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе детство и война. 

Интернет-сайт «Победа. 1941-1945 гг.» - режим доступа : http://victory.rusarchives.ru//iudex фильм «Дети на войне» (просмотр).

      О начале войны жители нашего города узнали 22 июня 1941года. А уже 25 июня на пароходе «Алексей Буй» первая группа тоболяков отправилась на фронт. Всего в годы войны Родину защищали 23 тысячи тоболяков.  Это отцы и дети 23 –х возрастов с 1896 по 1927 год рождения.

Маршал Малиновский писал: «У нас фронтовиков, укоренилось глубокое уважение к питомцам седого Урала, безбрежней Сибири…потому, что лучших воинов, чем сибиряк и уралец, бесспорно, мало в мире». Отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны учителя и выпускники нашей школы. (Евсеев Иван Фёдорович, Жигарев Алексей Архипович, Томилов Пётр Денисович, Плесовских Надежда Яковлевна, Сокерин Александр Дмитриевич, Олизарович  Вергиния Станиславовна, Ганихин Павел  Иванович, Слямзин Василий Георгиевич, и др. (показ фотографий). Мы помним их имена. Каждого  из них мы называем Победителем!

      Победа в войне была достигнута на фронте, но обеспечить её можно было только беззаветным трудом в тылу. Сегодня наш разговор о том, чем  жила наша школа в годы военного лихолетья.

      Наш город в годы войны находился в глубоком тылу. Жители Тобольска не слышали взрывов и бомбёжек. Война врывалась в их дома похоронками, извещениями о том, что их близкие пропали без вести. Горе и тяжёлый труд испытали все. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу было подвигом миллионов.

1 экскурсовод:

Действуя в режиме выживания, школа продолжала реализацию Закона о всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста.

В городе  продолжали  работать школы. Учебный год начинался   1 сентября и заканчивался в мае.

В нашей школе в 1941 году  обучалось: (показ на стенде)

Детей детских домов -103

Детей красноармейцев – 163

Эвакуированы – 13

 Учебно-воспитательная работа была перестроена в соответствии с требованиями военного времени «Всё для фронта! Всё для победы!»

Школа работала в две смены. Занятия начинались с 8 часов утра. В школе было 17 классов. Учебников  не хватало. Например: на 40 ребят в 1 классе было 14 букварей, 16 сборников задач по математике, книг для чтения и учебников русского языка по 13. Со светом были перебои, приходилось учиться при керосиновых лампах (показ керосиновой лампы).

2 экскурсовод.

     Бумаги тоже не было. Вместо тетрадей  использовали старые газеты, книги, этикетки от консервных банок. Писали между строк. Чернил тоже не было, вместо чернил использовали сажу. Писали вот такими ручками, а чернила носили в специальных чернильницах-непроливайках (показ чернильницы и ручки). Каждый приспосабливался, как мог. Но, несмотря на это ребята старались хорошо учиться. Война против фашистских агрессоров требовала от ребят соответствовать своей учёбой, своим трудом в тылу тем подвигам отцов и братьев, которые совершались на фронте. Так в 1942 году из 450 учеников в следующий класс были переведены 445 ребят. 9 учащихся были награждены похвальными грамотами.

    Перед нами одна из почётных грамот ученице школы Дубравиной Лилии № 150 за хорошую учёбу и примерное поведение от 29.05. 1942г. (дети рассматривают грамоту).

1 экскурсовод.

Кроме учебных предметов  ребята изучали столярное и слесарное дело. На станках изготавливали разные детали для предприятий города, выполняя военный заказ. Принимали участие в ремонте школьной мебели и здания школы.

Отопление было печное, поэтому в зимнее время детям самим приходилось колоть дрова, носить их в классы.

Перед нами выписки из протоколов производственных совещаний неполной средней школы №1 за 1941-1942 г. Мы читаем, какие решения принимал коллектив школы.

 23 августа 1941 года решили:

-30 человек с  преподавателем  отправить для помощи колхозу;

-создать тимуровские команды для помощи семьям красноармейцев по кварталам;

-организовывать сбор грибов, ягод, лекарственных трав.

От 21 ноября 1941 года:

-всем коллективом учителей и учащихся старших классов распилить дрова детскому дому им. 18 Партсъезда. Заработанные деньги внести на танкостроение;

-организовать сбор средства на эскадрилью.

От 30 января 1942 года:

-собрать тёплые вещи для бойцов Красной армии;

-собрать книги и учебники для школ, пострадавшим от немецких захватчиков.

2 экскурсовод.

      В первую военную зиму дети  и учителя школы откликнулись на призыв «Фронту - тёплые вещи!». Организовали сбор тёплых вещей у населения, вязали носки, рукавицы, шапки,  шили кисеты. Каждый ученик был включён в социалистическое соревнование, итоги которого подводились еженедельно и вывешивались на доске объявлений. В школе насчитывалось 200 человек, входивших в пионерскую организацию школы. Комсомольская группа состояла из 8 человек. Проводились субботники и воскресники по сбору железного лома. Коллектив учителей и учащихся собирали и отправляли посылки на фронт. Как обычно в такую посылку вкладывали письмо, в котором выражали свои искренние чувства к фронтовикам, оказывали им моральную поддержку.

Вот одно из таких писем (показ письма).

Прочитаем несколько строк из него (зачитывает строчки из письма).

       «Дорогие бойцы!» Мы здесь в глубоком тылу всеми своими помыслами и чувствами с вами. Мы не сомневаемся, что вы, наши доблестные защитники, наш передовой отряд, лучшие из Советского народа справляетесь с честью с выпавшей на вашу долю задачей…»

1 экскурсовод:

Вместе с учителями ребята помогали колхозу, работали на подсобном хозяйстве треста общественного питания.  Все заработанные деньги они вносили в танкостроение и авиастроение. За годы войны были собраны средства на танковые колонны: «Тоболяк», «Народный учитель», «Боевые подруги».

Каждая хата и каждый дом

Спаяны волей единой,

Фронту поможем примерным трудом,

Стойкостью, выдержкой и дисциплиной.

Под таким лозунгом жила наша школа.

Учитель:

В книге «Дети войны» выпускница школы военной поры  -  Банифатьева Галина Трофимовна рассказывает о том, как она и её сверстники работали и учились в годы войны (читает строчки из книги).

    «Уже в первую военную осень мы, учащиеся школы, приняли участие в уборке урожая: копали картошку, убирали морковь, репу, турнепс в пригородных колхозах. Работали днём, а вечером возвращались пешком домой. И даже когда начались учебные занятия в школе, мы продолжали работать в субботу и воскресение, а иногда и после занятий. В 6 классе вместе учителями были направлены в деревни Маслянка и Комарица, где жили и работали почти два месяца. Девочки вязали вручную снопы за жнейкой, а мальчики возили их на ток. К вечеру у нас болели спины, ноги, а особенно – израненные руки, а утром вставали и снова шли на работу».

      В течение всего учебного года ребята работали на пришкольном участке. С 29 декабря 1941 года в 7 классах был введён предмет сельское хозяйство.

В 1941 году при школе было организовано учебно-опытное хозяйство, площадью 2 га, которое приносило доход. Было теплично-парниковое хозяйство, кролиководческая ферма, пасека, состоящая из 26 пчелосемей. Штат сотрудников подсобного хозяйства в 1941 году состоял из 16 человек и 15 человек – сезонные и поденные работницы. На период лета комплектовались бригады из учащихся 5 – 7 классов для работы на теплично-парниковом хозяйстве, на цветнике, на огородах под руководством учительницы биологии Заветовой. В 1944 году доходы  от реализации продукции подсобного хозяйства составляли 128 500 рублей. Деньги шли на материальное содержание школы, обеспечение детей горячими завтраками

     В годы войны в нашей школе работал дружный женский коллектив учителей. Директором в эти годы была Цигвинцева Александра Тихоновна (показ фото). Между учителями были чётко распределены участки работы. За учебную работу отвечала завуч школы Евсеева Тамара Фёдоровна (показ фото). Все текущие вопросы деятельности школы рассматривались на производственных совещаниях. Среди них вопросы посещаемости, дисциплины, успеваемости, заслушивались отчёты учителей.  Учителя брали шефство над семьями фронтовиков, помогали детям одеждой, вниманием, заботой.

      Особую заботу проявляли учителя к детям из детских домов. Они были  эвакуированы из  блокадного Ленинграда. Ленинградские дети  разучились шалить, играть, смеяться.  У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга, кровоточили десны, качались зубы. Эти ребята, часто вспоминали о жизни в осаждённом городе, плакали,  прятали под матрасами   кусочки хлеба, боясь голода.

4 чтец.

Память, стой, замри – это надо! 
То из жизни моей, не из книжки! 
Из блокадного Ленинграда 
Привезли седого мальчишку… 
Я смотрела на чуб с перламутром 
И в глаза его очень взрослые! 
Среди нас он был самым мудрым, 
Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 

     Летом на берегу Иртыша школьники и учителя работали на заготовке дров. Доставали брёвна из воды, развязывали стяги, пилили.

Из воспоминаний Поповой Иустины Моисеевны.

«На заготовку дров выходили всем коллективом. Однажды лопнул один из стягов. Удар пришёлся мне по голове. Я упала, ко мне подбежали, подняли и увели домой. Думали, не выживу, но всё обошлось». Позднее этот случай дал о себе знать. Здоровье учительницы было сильно подорвано.  

       Даже в годы войны учителя продолжали работу с взрослым населением по ликвидации безграмотности. С группою неграмотных занималась Козлова Е. В., с группой малограмотных Ильина М. И.

     У меня в руках медаль (показ медали) «За доблестный труд в  годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.»  Такой медалью  награждены  учителя нашей школы. Им  удалось в эти тяжёлые годы своим самоотверженным трудом и личным примером воспитать честных, убеждённых, трудолюбивых людей истинных патриотов своей страны. Вот их имена: Попова Иустина Моисеевна,   Мамеева Зоя Марковна, Бажина Валентина Георгиевна,  Ефимова Ольга Николаевна, Кокорина Агрипина Андреевна, Монастырёва Тамара  Фёдоровна. Здесь на стендах их фотографии, орденские  и трудовые книжки. Низкий вам  поклон, дорогие учителя!

5 чтец.

Без крепкого тыла в войне пораженье,

А если же тыл как скала, как гранит,

То армия в грозных, великих сраженьях

С народами тыла всегда победит.

Вот почему ордена и медали

Из той же из бронзы и серебра льют,

Работникам тыла и фронта давали

За подвиги в битвах, за доблестный труд.

Учитель:

Трудности войны, пережитые школой, убедительно подтвердили её дееспособность, устойчивость и стабильность.

Помнить тех, кто совершил ратный и трудовой подвиг - наш долг. Дети войны… Они рано стали взрослыми. Тяжесть войны они хлебнули в полной мере. Все трудности с ними разделили их учителя. Мы гордимся тем, что  учащиеся и учителя нашей школы внесла свой вклад в победу над фашизмом.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по кубановедению в 4а классе на тему: "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Цель данного урока: воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков у учеников...

Урок кубановедения в 4 классе "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Данный урок - это урок нравственности, урок Памяти. На уроке умело применялись современные информационные технологии, мультимедийная презентация. Ценным представляется и такой аспект урока, как связь ...

Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...

Урок внеклассного чтения во 2 классе «Что читали наши сверстники в годы Великой Отечественной войны»

Цель: расширение читательского кругозора второклассников.Задачи:Личностные·        вызвать чувство гордости за нашу Родину, российский народ и историю России;·...

Викторина "Наша страна в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны"

Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны...

Исследовательский проект "Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны"

Проектная работа учащихся 4 класса о своих  прабабушках и прадедушках,которые в годы  войны защищали Родину и трудились в тылу .Проект выполнен в форме сочинений школьников....

"Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны...