мир современного ребенка глазами воспитателя
методическая разработка

Церенова Анна Александровна

мир современного ребенка глазами воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир современного ребёнка глазами воспитателя.

                                                                            «Умение воспитывать –это всё-таки искусство,

                                                                     как хорошо играть на скрипке или рояле,

                                          хорошо писать картины»

                                                                                                                   А.С.Макаренко

       С давних времён мы все ведём размышления на тему конфликта отцов и детей. Обсуждения на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже не прекратятся. Но никто и никогда не обращал внимания в этих спорах на  малышей , так как раньше было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот совсем недавно взрослые стали замечать, что эти малыши уже не такие, как были раньше. Большую роль в этом изменении  сыграл научно-технический прогресс. Современные дошкольники с уверенностью тащат в детский сад PSP и «режутся» в «стрелялки», «квесты», «ходилки», а воспитательница редко и с опаской, не нажать бы чего лишнего, использует современную технику.

        Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Сейчас всё изменилось, для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Но это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Нынешние дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. На помощь взрослым приходят учёные, которые, пишут различные программы по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения…

        Но ведь если разобраться, то принципиальных отличий между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет нет. Современные дети, как и дошкольники прошлых лет, получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», как писал Д.Б. Эльконин. Всем деткам нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь. Ради этого они готовы осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, многим родителям хочется, чтобы их дети рано научились читать и считать – и вот, они уже в 1,5–2 года готовы тратить все потенциалы психического развития на узнавание и опознание букв, складывать их в слоги и слова, пересчитывать баночки и формочки – лишь бы взрослый обратил на них внимание и показал, как рад их успехам. В итоге развитие зрительного восприятия и наглядно-действенного мышления осуществляется по- другому. Увеличены конструктивные возможности дошкольников благодаря обогащенной предметно-развивающей среде дома и в детском саду. В итоге наглядно-образное и образно-логическое мышление развиваются лучше.

        Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. И это совсем не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что у взрослых изменились требования к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Ведь раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, а сейчас таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций – сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. В эмоциональном плане значительно вырасло самомнение ребенка. А в волевом плане наоборот, дети стали более слабовольными. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и… перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть. Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости , они нередко имеют комплекс неполноценности и боятся... что их не любят.

     Современные дети более коммуникабельные, информированные. Они больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет. Но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. Современные игрушки и игры не позволяют воображению современных детей ярко развиваться. За их воображение все уже сделано.

      Современный ребёнок  не умеет играть. У него нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети застревают на этапе сюжетно-отобразительной игры. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

       Печалит тот факт, что современные дошкольники очень рано знакомятся с конкуренцией. Чтобы попасть в хорошую школу, им надо быть «подготовленным», и родители начинают дрессировать своё чадо. Но дело здесь часто не в амбициях родителей, а в том, что «плохая» школа – это в перспективе куча проблем (не только низкий уровень образования, но и друзья из неблагополучных семей). И что с этим делать – непонятно. Школы действительно очень разные. Поступление в школу нельзя отложить на следующий год, как институт, – не поступил, куда хотел, в этом году, подготовься лучше и попробуй через год. Вот родители и стараются, но не учитывают возрастные особенности ребенка, вызывают отвращение к учебе, переутомляют ребенка, что сказывается на здоровье.

      Конкуренция есть везде. Даже в детских учреждениях. Какие бы ни писались методические пособия, объясняющие, что нельзя дошкольникам давать отрицательную обратную связь, детей сравнивали и сравнивают друг с другом, ставят в скрытом виде оценки, говорят, кто лучше, кто хуже, и тем самым снижают у детей и самооценку, и познавательную потребность. Вот тут и важен профессионализм современного воспитателя.

   Необходимые качества современного воспитателя- терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю постоянно приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями  воспитателя о педагогике.

     Воспитатель должен постоянно совершенствовать своё мастерство, используя достижения педагогической науки и практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое,  веками сохраняемое народом, например устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать познавать окружающий мир, воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении со взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя и забывать самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти  «на работу» с большим нетерпением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.

Родительское собрание Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей....

Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»

Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....

Эссе "Современный ребенок глазами педагога"

              Современные дети, как и во все времена,  очень разные. Много причин, которые повлияли  на изменение сознания,  как взрослых, ...

Урок "Современная семья глазами ребенка".

Семья – это источник эмоциональной, психологической поддержи детей. Это структура, подпитывающая детей энергией любви.  Жизнь детей наполнена, прежде всего, эмоциями и чувствами. И именно р...

Современная семья глазами ребенка (исследование).

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Какое определение «Семье» дают...

Социализация обучающихся с проблемами слуха в современном обществе. Роль воспитателя.

Роль воспитателя в специальном обучении и подготовке обучающихся с проблемами слуха к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации в условиях современной социально-экономической ситуации в ст...

Консультация для педагогов «Застенчивый ребенок. Как воспитателю подготовить его к выступлению»

В статье узнаете, какие психологические особенности сопутствуют застенчивости и как оптимизировать работу с застенчивыми детьми, особенно накануне праздничных мероприятий....