Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Развитие каждой личности и выявление одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavl._i_razv.tv_.sp_.uch_.h.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и развитию

творческих и познавательных способностей учащихся

1-4 классы

Программа рассчитана на 4 года

Составитель: Сидоренкова Ольга Александровна

Пояснительная записка

          Программа по выявлению и развитию у обучающихся начальной школы способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО и Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.  

Программа направлена на формирование у школьников мыслительной и познавательной деятельности, необходимой образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.      

   Актуальность программы.

   Современное общество предъявляет к школе высокие требования.

Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.

   Могут быть выделены следующие виды одаренности:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремёслах, спортивную и организационную.

- в познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость.

- в духовно-ценностной деятельности — одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

  Цель программы:

- формирование и развитие у обучающихся познавательных интересов, внимания, логического мышления, памяти, творческого воображения;

-выявление одарённых детей, создание условий для развития и формирования одарённой личности.

     Задачи программы:

-развивать индивидуальные творческие способности школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности, обучать приёмам поисковой и творческой деятельности;

-развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление;

-применять систему целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;

-обеспечить участие одарённых детей в предметных олимпиадах всех уровней.

    Принципы работы с одарёнными детьми:

-индивидуалбно-личностный подход к каждому ребёнку;

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-дифференциация и индивидуализация обучения;

-интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности.

      В рамках работы с одарёнными детьми важна работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

-повышение психолого - педагогических знаний родителей;

-включение родителей в учебно - воспитательный процесс;

-взаимодействие школыи родителей в развитии способностей ребёнка.

 Этапы реализации программы:

 -выявление одарённых обучающихся;

  - разработка индивидуальных форм работы;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

   - развитие системы урочной, внеурочной, и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения;

  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.

 Формы работы:

-предметные кружки;

-конкурсы различного уровня;

-олимпиады;

-творческие выставки;

-групповые занятия с сильными учащимися.

Ожидаемые результаты:

-формирование системы работы с одарёнными и способными обучающимися;

-формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей;

-увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

-повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

-повышение качества обучения;

-творческая самореализация выпускника начальной школы.

Этапы реализации программы:

-разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль).

-выбор педагогом-психологом диагностического инструментария для мониторинга - формирование познавательного интереса;

-выявление способных учащихся;

-вовлечение в активные формы познавательной деятельности;

-формирование познавательного интереса

-формирование навыков научной организации труда.

План работы по выявлению способностей обучающихся

на 2018-2021

№п/п

Мероприятие

Сроки

1

Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника

Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)

Сентябрь

1 класс

2

Диагностика отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни

Октябрь

ежегодно

3

Тест П. Торренса на творческое мышление

(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

Ноябрь-декабрь

ежегодно

4

Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова

Методика «Отношение ребенка к обучению»

Январь

ежегодно

5

Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников

(Дж. Рензулли и соавторы в адаптаци Л.В. Попова)

Февраль

ежегодно

6

Методика экспертных оценок по определению одарённости детей

  (Лосева А.А.)

Март

ежегодно

7

Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?»

Апрель-май

ежегодно

Педагогические методики для определения у обучающихся способностей к различным видам деятельности.

1. "Изучение переключения внимания"

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

 Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2.Методика экспертных оценок по определению одаренности детей

  (Лосева А.А.)

В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Затем баллы по всем характеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области  делится на количество вопросов, в результате получается определенное число. Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3–4 наивысших показателя.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. В настоящем тесте оценку будет давать учитель.

3.Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С)

Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся

Учащимся предлагается 5 вопросов:

1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?

а) помучаюсь, но сам найду ответ;

б) когда как;

в) попрошу подсказать мне взрослых

3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) мало или совсем ничего не читаю.

4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально;

б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены.

5.Часто ли вы задаете вопросы?

а) часто;

б) не очень

в) очень редко.

Ответы  «а» свидетельствуют о высокой степени выраженности познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой познавательной потребности.

4.Тест П. Торренса на творческое мышление

(адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)

Ребенок дорисовывает заданные формы (картинки), которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка

Каждый законченный рисунок оценивается определенным количеством баллов в зависимости от степени оригинальности, а также и других показателей (таких как  гибкость, беглость, разработанность)

Баллы: 30 — плохо;30—34 — меньше нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько лучше нормы; 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.

Уровни сформированности творческих умений младших школьников: высокий, хороший, средний, низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД как форма по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

В данном материале представлены примеры использования КТД в урочной и внеурочной деятельности....

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...

«Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»

laquo;Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся «Игро - тека»

Новизной данной программы является сочетание игровых технологий и театрализованной деятельности. Дети учатся на занятиях самостоятельно определять цель, содержание и правила игр, изобра...

«Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...