«Гендерное воспитание ребёнка с ОВЗ»
консультация

Нарожняя Зинаида Ивановна

В последнее время гендерное  воспитание  привлекает внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов и врачей.

 Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому. Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_rebenka_s_ovz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Московской области

 ГБСУСО МО «Дмитровский детский - дом интернат

 для детей с физическими недостатками и для умственно отсталых детей»

Выступление на МО

«Гендерное воспитание ребенка с ОВЗ»

Подготовила воспитатель

Нарожняя З.И.

г. Дмитров

март 2020 г.

Гендерное воспитание ребенка с ОВЗ.

     

В последнее время гендерное  воспитание  привлекает внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов и врачей.

 Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому. Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

В научно-методической литературе отмечаются  различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной активности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку с ОВЗ раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения. В научной литературе отмечаются следующие различия между мальчиками и девочками. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

- быстрее схватывают новый материал;

- легче усваивают правила и алгоритмы;

- любят задания на повторение;

- чаще используют ближнее зрение;

- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;

- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

- новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики:

-  труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

- лучше выполняют задания на сообразительность;

- не терпят однообразия;

- лучше выполняют задания при ярком свете;

- новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Педагоги, работающие с учащимися начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек. Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

Общей целью воспитания является создание условий для само актуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики с ОВЗ, перенесшие травмы детства": ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Другой аспект деятельности педагога, работающего с учащимися начальных классов с ОВЗ в решение задач гендерного (или полоролевого) воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу, воспитание у учащихся с ОВЗ  таких личностных качеств, как мужественность и женственность. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем.

Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством гендерного  воспитания.

Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы – вот в чем задача педагога. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:

«Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье. Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей в семье.

Задачи по гендерному воспитанию.

– познакомить детей с мужскими и женскими ролями в социуме;

– объяснить младшим школьникам, что не всем людям нужно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;

– научить мальчиков и девочек сотрудничать;

– объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола;

– формировать взаимное уважение мальчиков и девочек;

– учить мальчиков защищать девочек, не обижать их;

– объяснить, что значит мужественность и женственность;

– объяснить значение мужчины и женщины в семье.

На внеклассных занятиях  по литературному  чтения можно прочитать такие рассказы: К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”, В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.

Также можно включать мальчиков и девочек в совместную деятельность  на занятиях, уроках, внеклассных мероприятиях на сплочение класса, формирование положительного отношения к противоположному полу.«Поздравление мальчиков». «Подготовка к празднику 23 февраля».

«Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта».

«Праздник «Иван да Марья»».

Таким образом, в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своей образовательной деятельности и воспитательной работы.

Список литературы:

Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения" Педагогика. №8. 2002

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.

Н. Ерофеева. "В классе мальчики и девочки…Как их учить?" Народное образование.№2 2001

Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.

Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 1997.

Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.– 2003. – с.44–52.

Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.

Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендерного воспитания в начальной школе

Период младшего школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.Задача педагогов состоит ...

Особенности гендерного воспитания в начальной школе

Материал содержит доклад о гендерном обучении в начальной школе и приложение с советами от нейропсихологов....

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...

Гендерное воспитание. Формы работы с детьми

Формы работы с детьми по гендерному воспитанию...

Проблема гендерного воспитания в образовании.

Проблема гендерного воспитания в образовании сегодня актуальна как никогда. Почему?...

Внеклассные мероприятия гендерного воспитания

Внеклассные мероприятия гендерного воспитания...