Классный час Дети войны
план-конспект занятия (1 класс)

Фомичева Екатерина Викторовна

Классный час для проведения Урока мужества о детях войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlagayu_vam_poigrat_v_igru.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 1 класса  «Дети войны»

« Урок Памяти и Мужества»

Цель:

  1. Воспитание духовно-нравственных качеств.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Воспитание интереса к героическому прошлому своей страны.

Задачи:

  1. Развивать чувство сострадания, сопереживания.
  2. Развивать умения понимать и правильно реагировать на исторические факты и события.
  3. Углубить знание истории Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА

-Предлагаю вам поиграть в игру «ОТГАДАЙ-КА», кто догадается о чем идет речь не выкрикивает, а поднимает руку.

Перед вами «Волшебная шкатулка», в шкатулке находится предмет, который является символом воинской славы, отваги, мужества, один из символов Победы в ВОВ, символ памяти о великой истории и ее героях, это двухцветная лента использовалась в медали «За победу над Германией»

(георгиевская ленточка)

-На какой праздник мы прикалываем георгиевскую ленточку к одежде?

 - Прошло более 70 лет , как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах.

-Что же такое война?

-Почему война называлась Великая Отечественная?

- Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить!

Ученик

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто. 

Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

75 лет назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула. Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик:

Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.

В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы”. Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой.

Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Ученик

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война.

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Витя Хоменко

Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен орденаОтечественной войны I степени.

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

 

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденомОтечественной войны I степени.

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастеркеорден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Эти девочки и мальчики не играли в войну - они показывали чудеса храбрости и мужества. О них написано много книг, стихов, песен, снято много фильмов. В честь погибших на войне во всех населенных пунктах поставлены мемориальные доски, горит Вечный огонь.   Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера.

-До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, играли, прыгали-бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем разгорается священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

 - Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими отцами, братьями. И не на миг не дрогнули юные сердца!  Мы видим фотографии  лишь немногих их тех, кто отдал жизнь в борьбе с врагом. Десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы, сражались наравне со взрослыми.

- Мы надеемся, что имена героев останутся в вашей памяти навсегда.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский

- Ребята, когда же окончилась Великая Отечественная война?

-В ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт капитуляции Германии! Сейчас этот документ храниться на Поклонной горе в музее ВОВ.

-Какие символы Победы вы знаете?(салют, медали и ордена, памятники, красная гвоздика, георгиевская лента, парад ,бессмертный полк, песни).

- Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово - ПОБЕДА?

Победа – успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.

- Подберите слова наиболее существенные для этого слова. Победа это ...

Вывод: Победа - это успех народа-победителя, народа-труженика в достижении мира на Земле. Гордость и Слава России – это люди. Все слова, которые вы записали создают образ этого народа.

Ученик

Чтение стихотворения “День Победы”

Победа! Счастье на планете.
Настала мирная пора.
Победа! Радуются дети.
Ура, товарищи! Ура!
Пришла Победа: все ей рады,
Кругом звонят колокола.
Не надо нам другой награды,
Тебя так Родина ждала.
Пусть будет солнце на планете.
Пусть будет счастлива Земля.
Теперь мы все за мир в ответе.
Ура, товарищи! Ура!

2. Чтение пословиц. Учащиеся работают в группе:(на карточке соединяют части пословицы.)

- А теперь поработаем с пословицами: найдите и соедините части пословиц, объясните их смысл.

- Начнёт отвечать тот, кто первым выполнил это задание.

  • Жить – Родине служить.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.

Учитель:

- Что общее есть в каждом предложении пословиц? (Родина)

- Назовите ключевые слова. (Родина – мать)

- Какое предложение помогает понять главную мысль этих пословиц? (Жить – Родине служить) Дети высказывают свои мысли.

- Подберите к слову “родина” однокоренные слова. (Родина, родиться, родные, родственники, род)

- Что мы называем родиной? Рассуждения детей. (Родина, или Отечество, - это место, где я родился или родилась, где родились и живут мои родители, мои родные, родственники, весь мой род, а также мои соотечественники.)

- Что же нас всех объединяет?

- Страна, в которой мы живём и гражданами которой мы являемся, Россия, Российская Федерация.

Учитель: Сегодня, мы вспоминали детей войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить. Это наши прадедушки и прабабушки, наши родные и близкие – все те люди, кто погиб, сражаясь за Родину.

Ученик

Пусть навеки исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землей
Людям всем
И нам с тобой!

А сейчас ребята в завершении нашего урока давайте сделаем свой плакат, который будет называться «Мы голосуем за мир!»
     У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

Учитель: И вот наш классный час подходит к концу. И напоследок я хочу вас познакомить с ещё одним бойцом Великой Отечественной войны, который поддерживал дух солдат, и называется он – Песня.

(Исполнение фрагмента песни «Солнечный круг»).

- Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить!

Спасибо за урок.

Выставка рисунков «Война глазами детей»

Учитель: На этом, наш первый, но не последний в этом году урок мужества закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Дети войны" 4 класс

Классный час "Дети войны" рассказывает о том, какое принимали участие дети в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети войны"

Материал подойдёт для проведения   классного часа, линейки, посвящённой 9 мая в 1-4 классе. Стихотворения, музыкальное сопровождение оставляют большой след в сердцах ребят....

Презентация к классному часу "Дети войны"

Целью данного проекта является формирование у школьников понимание того, что будущее и настоящее  невозможно без  прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, своей семьи.Лич...

Классный час "Дети войны"

Аннотация, фотоматериал...

Классный час "Дети войны" для учащихся 3 - 4 классов

Классный час посвящен пионерам-героям, учавствующим в Великой Отечественной войне....

Классный час "Дети-войны"

Классный час для начальных классов с презентацией "Дети-войны"...

Классный час "Дети войны"

Материал содержит информацию о судьбах большинства детей во время Великой Отечественной войны. К данному классному часу прилагается презентация....