“Сказочная страна шахмат”
план-конспект занятия (2 класс)
Задачи.
- Заинтересовать учащихся начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся.
- Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Сказочная страна шахмат”
Задачи.
- Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
- Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.
Ход занятия.
- Организационный момент. (5 мин.)
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Балдыновна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной игрой, которая называется «шахматы».
2. Актуализация знаний
- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)
- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость
3. Изучение нового материала
- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)
- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра в Индии называлась, чатуранга. Играли в неё четыре человека и право первого хода разыгрывалось подкидыванием игральной кости. Побеждал тот, кто первым уничтожал все фигуры противника.
Позже в эту удивительную игру стали играть на Арабском Востоке, затем в Европе и Африке.. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей. В разных странах эта игра имеет свое название. в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель. Правила постепенно менялись. Теперь её играют уже не 4 , а два игрока и главная цель шахматной игры: поставить мат королю противника побежден.
Перед вами шахматные фигуры. Давайте их рассмотрим.
Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.
Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному как и королей.
Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.
Слон! На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего это высокий человечек в остром шлеме. Слонов в каждой армии по два.
Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост.. Коней у противников по два.
Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.
- Физминутка. (3 мин.)
- Закрепление
Игра «Чудесный мешочек».
(Ребенок достает шахматную фигуру)
- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)
- А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)
(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)
- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.
- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка)
Не живет в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок, и силен.
Догадались? Это... (слон)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это... (конь)
Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
Стоит в Углу с величием судьи,
Приз дадут, и смело вступит в бои.
Известна своей крайней прямотой,
Неужто не узнаешь ты…(ладьи)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
6. Итог занятия. (7 мин.)
- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?
1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)
7. Рефлексия
Учитель:
Как вы думаете какие качества воспитывают шахматы?
Дети: (Терпение, усидчивость, логическое мышление, дисциплинированность, смекалку, умение прогнозировать, рещать сложные задачи, сильный характер и т.д)
Учитель:
Где эти качества нам могут пригодиться?
(ответы детей)
Хотите развивать в себе эти качества?
(ответы детей)
Скажите, пожалуйста, кому из вас захотелось научиться играть в шахматы?
- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Учитесь играть в эту мудрую игру. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!
В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского
Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-15378-1623235276.jpg)
Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"
В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/04/picture-29759.jpg)
"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского
Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....
По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)
Урок математики в коррекционной школе VIII вида. Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/10/picture-9868.jpg)
"Сказочная страна" сценарий, посвященный дню театра
Дети – актеры от природы. Сердцевиной театрального творчества является «игра в поведение». «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их...
Путешествие в страну шахмат
Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...