“Сказочная страна шахмат”
план-конспект занятия (2 класс)

Аюшеева Мария Балдыновна

 Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения  игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

  1. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры –  у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.    

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (5 мин.)

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Балдыновна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной игрой, которая называется «шахматы».

2. Актуализация знаний

- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость

3. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра в Индии называлась, чатуранга.  Играли в неё четыре человека и право первого хода разыгрывалось подкидыванием игральной кости. Побеждал тот, кто первым уничтожал все фигуры противника.

Позже в эту удивительную игру  стали играть на Арабском Востоке, затем в Европе и Африке.. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей. В разных странах эта игра имеет свое название. в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель.  Правила постепенно менялись. Теперь её играют уже не 4 , а два игрока и главная цель шахматной игры: поставить мат королю противника побежден.

Перед вами шахматные фигуры. Давайте их рассмотрим.

Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному как и королей.

Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Слон! На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего это высокий человечек в остром шлеме. Слонов в каждой армии по два.

Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост.. Коней у противников по два.

Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

  1. Физминутка. (3 мин.)

  1. Закрепление

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные –  вывешиваются на доске. В конце игры –  закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

 Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

6.  Итог занятия. (7 мин.)

- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

    1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

7. Рефлексия

Учитель:

Как вы думаете какие качества воспитывают  шахматы?

Дети: (Терпение, усидчивость, логическое мышление, дисциплинированность, смекалку, умение прогнозировать, рещать сложные задачи, сильный характер и т.д)

Учитель:

Где эти качества нам могут пригодиться?

(ответы детей)

Хотите развивать в себе эти качества?

(ответы детей)

Скажите, пожалуйста, кому из вас захотелось научиться играть в шахматы?

- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Учитесь играть в эту мудрую игру. На прощание я хочу вручить вам  небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского

Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...

Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"

В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...

"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского

Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....

По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)

Урок математики в коррекционной школе VIII вида.  Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

"Сказочная страна" сценарий, посвященный дню театра

Дети – актеры от природы.   Сердцевиной театрального творчества является  «игра в поведение». «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их...

Путешествие в страну шахмат

Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...