Использование мультимедийных средств обучения в целях повышения качества образования.
статья

Кострикина Елена Ивановна

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. 

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования мультимедийных средств можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

Внедрение ЭСО (электронных средств обучения) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Всеволода Павловича Сергеева                    

  с. Родничок Балашовского района Саратовской области»

Использование мультимедийных средств обучения в целях повышения качества образования.

 (доклад)

 

Подготовила:

                                 учитель начальных классов

Кострикина Е.И.




                                                    январь 2021 г.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. 

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования мультимедийных средств можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

Внедрение ЭСО (электронных средств обучения) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 

Возможности ЭСО:
-помощь  учителю  при  подготовке  к  уроку:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д

-помощь  при проведении  урока;

             - помощь  учащемуся  при  подготовке  домашних заданий

Применение мультимедийных средств в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Основная цель применения ЭСО состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. 
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений. 
Трудно представить себе современный урок без использования мультимедийных средств. Они  могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. 

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием мультимедийных средств, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". 
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. А может использовать и уже готовые, их можно найти , используя поисковики в Интернете или на сайтах

www.nsc.1september.ru  – электронная версия журнала «Начальная школа» и сайт для учителей «Я иду на урок»;

www.uchportal.ru  – учительский портал, на котором представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия;

www.nachalka.seminfo.ru  – дистанционная поддержка УМК

А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко;

www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;

www.viki.rdf.ru – детские электронные презентации и клипы;

www.rusedu.ru – RusEdu, архив учебных программ и презентаций;

www.Um-Razum.ru – видеоуроки, презентации;

www.nsportal.ru  - Социальная  сеть работников  образования;

www.school2100.ru  – учительская копилка образовательной системы «Школа 2100».

 Но их, конечно, надо подбирать,или свой урок подстраивать под них.

Спектр использования возможности ЭСО в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» 

• Необходимо выполнять гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. 
Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п. 
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. 
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны. 

При помощи ЭСО можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.Например, тема  в 1 классе « Куда текут реки». «Попутешествовали»  по нашей Красивой Мече.. А в 3 классе, по теме «Размножение животных» использовала презентацию.На основе личного опыта, плюс картинки презентации, была составлена соответствующая таблица.Очень интересно проходят уроки по изобразительному искусству: можно посмотреть различные репродукции картин, портреты художников и т.д.  и другие.

 


Психолого-педагогические исследования  показали, что использование возможностей ЭСО в начальной школе способствует:

 -повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. 
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ЭСО становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. 













Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Слайд 2

Здоровье человека зависит: на 50%-от образа жизни на 25%-от состояния окружающей среды на 15%-от наследственной программы на10%- от возможностей медицины

Слайд 3

Гиппократ «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

Слайд 4

Здоровьесохранная деятельность Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; формирование потребности в здоровом образе жизни.

Слайд 5

возрастные особенности физического развития учащихся младших классов 5. Может проводить утреннюю гимнастику, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок . Выполняет различные двигательные упражнения. 2. Не всегда может поддерживать темп движения, дозировать мышечные движения. 3. Знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и приемы закаливания. 4 . Удерживает равновесие.

Слайд 6

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать; стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно; вызывать у них позитивную самооценку.

Слайд 7

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; элементы индивидуализации обучения; наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; интерес к учебе, желание идти в школу; наличие физкультминуток; наличие гигиенического контроля.

Слайд 8

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

Слайд 9

Принципы: учет возрастных и половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий .

Слайд 10

Здоровьесберегающие действия: о птимальная плотность урока; ч ередование видов учебной деятельности.

Слайд 11

Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Дыхательная гимнастика Точечный массаж Релаксация Оздоровительные моменты на уроке

Слайд 12

«Рука является вышедшим наружу мозгом» И.Кант Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.

Слайд 13

Пальчиковые игры могут помочь: готовить руку к письму; развивать внимание, терпение; стимулировать фантазию; активизировать работу мозга; учить управлять своим телом.

Слайд 14

Зрительная гимнастика Цели: профилактика возникновения и развития близорукости; расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.

Слайд 15

Зрительная гимнастика помогает: снять физическую и психоэмоциональную напряжённость; тренировать вестибулярный аппарат; развить зрительную координацию; укреплять глазные мышцы; развивать зоркость и внимательность; улучшать зрение.

Слайд 16

Точечный массаж помогает: проводить профилактику простудных заболеваний; п роводить закаливание детей; у чить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения обучать навыкам проведения точечного массажа.

Слайд 17

Физкультурные минутки помогают: снимать усталость, напряжение; ослаблять утомление на уроке; проводить профилактику нарушения осанки; поддерживать работоспособности, активного внимания;

Слайд 18

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру; уменьшает заболеваемость органов дыхательной системы; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Слайд 19

Экологическое пространство Проветривание помещений Наличие живого уголка Озеленение кабинета Освещение кабинета

Слайд 20

Заключение «Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее»

Слайд 21

Интернет-ресурсы: http://images.yandex.ru http://ru.wikipedia.org http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/07/01/pamyatka-palchikovaya-gimnastika-dlya-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

Использование мультимедийных средств обучения в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Использование мультимедийных средств обучения  в начальной школе  как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...