Зимние посиделки
методическая разработка (4 класс)

Даниленко Светлана Александровна

Открытый классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_posidelki.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Зимние посиделки. Сценарий для учащихся начальной школы

Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- ознакомление детей с русским народным обычаем,
- воспитание у детей эстетического чувства;
-содействовать повышению интереса учащихся к истории своей страны;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.

Оборудование: народные костюмы для ребят и родителей, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками и др.

Учащийся:

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала

1 чтец. Ох вы, красны и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхали
И видом не видывали!
Приглашаем вас всех на посиделки!

2 чтец. Добрый день и поклон вам,
Гости желанные и дорогие!
Я смотрю на ваши лица-
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье 

Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было! И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки. 

На завалинках, в светцах
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, 
Иль под светлый небосвод - 
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

А играли как! В горелки! 
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Огонёк души не тухнет.
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки – 
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Что же это такое? Владимир Даль в своём толковом словаре даёт посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для росскозней, забав и песен».

На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.

Девочка-хозяйка: (сидит в тёмном углу на лавочке у окна)

Зимний вечер темен, долог. Насчитаю сорок елок. То на лавке посижу, то в окошко погляжу. Позову-ка я ребят к себе на посиделки. Будут песни, будут пляски и игра в горелки. Эй, подруженьки-подружки, Веселушки-хохотушки! Эй, ребята-молодцы, Озорные удальцы! Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать!

Зимний праздник начинается.

И должна я вам сказать:

Всем сегодня разрешается

Петь, играть и танцевать.

Ведущий:

Начать наш праздник без главной его хозяйки мы не можем. Кто же она? Угадайте!

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети:

Зима.

Ведущий:

Действительно, это Зимушка-зима. Встречайте её.

(Под музыку песни «Три белых коня» выходит Зима, рассыпая по залу снег – белое конфетти)

Учащиеся:

Здравствуй, гостья Зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Зима:

Здравствуйте, гости дорогие!

Спешила я к вам с далёкого Севера,

Нелёгкий путь проделала.

Ведущий:

А что интересное ты приготовила для ребят?

Зима:

Чтобы было на наших посиделках не скучно, я приготовила загадки, чтобы проверить ребят на сообразительность и знание зимнего времени года.

Всё бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.

Холода, мороз, метели

Закружили-завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла … (Зима)

Где пройдёт прохожий,

Там ковёр положит.

Тот ковёр пушистый,

Белый да искристый. (Снег)

Мимо сосен и берёз

Лесом ходит Дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте,  детвора! (Иней)

Что за хрупкое стекло

Вдруг на лужицу легло?

Солнце в полдень припекло –

Где же в лужице стекло? (Лёд)

Яркие жемчужинки

В сундуках лежат,

Сверкают и дрожат.

Пока всё белым-бело,

Жемчуга полным-полно.

А как солнце глянет-

Богатство всё растает. (Снежинки)

Сварливая старуха

Матрац выбивала,

Холодным белым пухом

Всё небо застилала,

А как заснёт старуха –

Не будет больше пуха. (Снегопад)

Кто приходит осторожно

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз)

Зима:

Вы великолепно справились с моими загадками! 

А теперь скажите сколько в зимнее время погод на дворе.

( В зимнее время 5 погод на дворе:

Веет, крутит, ревёт, льёт, метёт.)


  А какие  ребята, знаете зимние приметы?

Ребята 1. Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

2.Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

3.Воробьи дружно расчирикались –  к оттепели.

4.Вороны и галки садятся на низкие ветки – к ветру.

А можете ли вы назвать зимние месяцы? Правильно, декабрь, январь и февраль!

(Под песню «Три белых коня» выбегают три месяца, держат украшенную дугу).

Декабрь:

В народе обо мне говорят, что я хвостик года.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

Но у меня есть брат, отгадайте, какой месяц году начало, а зиме середина?

Январь:

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

У меня много народных названий: январь – носик года, январь – первенец года, январь – сечень, то есть сечёт, рассекает зиму ровно пополам.

А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее нас. Так какой же месяц зиму кончает?

Февраль:

Обо мне в народе говорят ласково, что я хвостик зимы. А ещё говорят, что я зиму замыкаю – весне дорогу показываю.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Крутой февральский вечер

Метёт, метёт пурга,

И кажется, что вечно

Лежат снегов стога.

Зима:

Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит как в дивной сказке.

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.  Зима: Молодцы, ребята! Загадки отгадали правильно, рисунки нарисовали замечательные. Хорошую встречу вы мне подготовили!

   Дети поют песню о зиме («Русская зима»). Зима и месяцы садятся

Ведущий:

Любит русский народ зиму: и на санках покататься можно, и в снежки поиграть, и по льду промчаться на быстрых коньках, и на санках под горку крутую слететь. А ещё ведь и рождественские праздники зимой отметить можно. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать.

Зима:

А давайте проведём конкурс «Угадай сказку», но только чтобы в отрывках из сказок про зимнее время говорилось.

«Пришла зима студёная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…» (Лиса и заяц»)

«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала, и велика!2» («Лисичка-сестричка и серый волк»)

«Зима. Хитрый лис думает: «Замёрзло озеро. Теперь уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу, куда не пойдёт, - наследит, по следу я её и найду…» (В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»)

«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз». (Морозко»)

«Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»)

«Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей. Шлёт мороз за морозом, один другого злее. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются» (К. Ушинский «Проказы старухи зимы»)

«Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают». («Снегурочка»)

Учащийся:

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Снежная пороша

Нас зовёт на улицу.

Любим мы кататься

И играть в снежки.

(Проводится игра в снежки, сделанные из бумаги и обмотанные скотчем (снежков приготовлено 1-2 ведёрка), под весёлую задорную музыку)

 (После игры появляется Домовой)

Домовой:

Ой, а чё это здесь так шумно? Почему вас так много собралось сегодня здесь?

Ведущий:

Посиделки зимние у нас. Праздник у нас.

Домовой:

Праздники люблю больше всего на свете. Знаете, почему? Потому что песни люблю. Вот у меня есть одна любимая. Фу ты, забыл… Ой, что же я совсем забыл? Что в этом-то доме хозяин я, а вы – мои гости! Значит, поём мою любимую песню «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной…»

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Домовой:

Ой, ребятки, молодцы. Успокоили мою душеньку. Теперь пойду дальше спокойно спать.

Зима:

Хорошо, домовой, иди, отдыхай. И мне пора прощаться с ребятами, но у меня к ним есть вопросы.

Что делаете зимой,

Дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

- В снежки играете с друзьями? (Да)

- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

- С горки на санках катаетесь? (Да)

- В деревне на речке купаетесь? (Нет)

- По лесу на лыжах бродите? (Да)

- А много цветов находите? (Нет)

- В саду своём грядки копаете? (Нет)

- А из-за Деда Мороза пляшите? (Да)

- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

- А через год меня ждёте опять? (Да)

(Зима уходит)



  1. Хозяин: Так что ж, погуляем
    На празднике нашем
    Нигде не найдете
    Вы праздника краше!

    Гость: Задушевные подружки,
    Голоса у вас резки.
    Запевайте веселее,
    Чтобы не было тоски!

    Ведущие:
    1-й. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
    2-й. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком, да поговорим ладком.

    Ведущие:
    1-й. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное - они всегда веселые.
    2-й. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

    Небылицы
    -Федул, что губы надул?
    -Кафтан прожег.
    -Можно зашить.
    -Да иглы нет.
    -А велика ли дыра?
    -Один ворот остался.

    -Тюха, есть хочешь?
    -Нет! Я перекусил!
    -А что перекусил?
    -Да съел краюшку хлеба.
    -А ты её в горшке со сметаной мочил?
    -Да в горшок не влезла.

    -Сынок, сходи за водицей на речку!
    -Брюхо болит!
    -Сынок, иди кашу есть!
    -Что ж, раз мать велит - надо идти!

    Здорово, кума,
    -На рынке была,
    -Никак глуха, кума?
    -Курицу купила, да петуха
    -Прощай, кума.
    -Пять алтын дала.
    Учитель Ну-ка молодцы и девицы, кто у нас самый смекалистый?
    Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку, а кто окажется самым сообразительным.

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
    Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
    Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
    Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
    Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Учитель:Это кто там загрустил?
    У кого там хмурый вид?
    Собирайся детвора-
    Снова музыка звучит.
    Учитель: Какие же посиделки без частушек.
    Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки,
    Запевайте-ка частушки.
    Запевайте поскорей,
    Чтоб порадовать гостей

    Сколько раз я зарекалась
    Под гармошку песни петь
    Как гармошка заиграет
    Не могу я усидеть. 
  2. Эй, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

  1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

  1. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

  1. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала – подружки.

  1. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

  1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

  1. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

  (Выбегают мальчики, танцуют вприсядку  и поют частушки.)

  1.  На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

  1. Дай, Бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Неудача чтоб ушла

От мово окошка.

  1. Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

  1. Замечательно поёшь

Трелью соловьиною,

Только сердце не обманешь –

Завлекла и кинула.

  1. Не дремлю я, замечаю

Ту, котора всех бойчей,

Ту, которая, девчата,

Всех танцует веселей.

  1. Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы с частушкой

К вам придём ещё не раз


Учитель: Посмотрите-ка, ребята, пока вы играли, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

От топота копыт, пыль по полу летит.
Прокоп украл укроп.
Макара укусил комар. Убил комара Макар.
Полпогреба репы, полколпака гороха.

Загадка
Учитель:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках?
(Березы.) 

Березу милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи и фольклоре. Россия и береза! эти два понятия неразделимы.
На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы.
Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям и хозяюшке честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!

Трудно всё же в одиночку
Становись, народ цепочкой.
Свою силу проявляй!
Эге-гей! Спеши народ!
Собирайся в хор

Хоровод "Во поле березка стояла)

Загадка

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Хозяин: Звонкие резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.(Берёт поднос с ложками)
Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.
Учитель: Ложки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята – ложкари
Замечательные.
И успех их примечай, 
Здесь не мелочный.
Значит, нужен русский чай
Посиделочный.

Выходит мальчик, он несет самовар.

13 чтец (в руках- самовар):
Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу
Прибауточку пою 

14 чтец: Ой, чай, крепкий чай!
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денечек!
15 чтец: Чай пить - не дрова рубить!
13 чтец: 
У самовара не скучаем
Разговор ведем за чаем
Чай с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.

Кто здоровый хочет быть
Надо чаю больше пить
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.

С мороза и в жару друзей пои, 
А чай не пар, ведь он костей не ломит.
И мы гоняем русские чаи, 
Пока хозяйка дома не прогонит.
Народ малин черёмуху молол,
И лист смородины пучком сушил для чая.
Садились надолго с молитвою за стол, 
Гостей и родичей по-русски привечая.
Советовал дед внуку: “Не спеши!
Не любит чай ни суету, не скорость.
С достоинством пей, с чувством, от души.
И не возьмёт тебя ни боль, ни жар, ни хворость.
Я не учён, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце – 
В чашках аромат цветов и трав
И русский дух земли её и солнца

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир
Звучат прощальные стихи.
1. В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,

2. Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи, 
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе

3. Рады люди как-никак.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

4. Говоря: до новых встреч!
Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,

5. Слава русских поваров!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный

6. Посиделок русский дух.
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси – 
Это русские картинки

7. Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная, 
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.

8. Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...

Внеклассное мероприятие "Зимние посиделки"

Цель данного мероприятия - знакомство детей с народными традициями, обычаями, промыслами. В празднике можно использовать много русских народных песен, хороводов,  игру на ложках. Еще одно большое...

Мероприятие "Зимние посиделки"

Мероприятие знакомит обучающихся с зимними праздниками и с традициями их прведения....

Фольклорный праздник «Зимние посиделки».

Цель: знакомство  детей с укладом, бытом, традициями русского народа.Задачи:-  совершенствовать  духовно- нравственную  культуру детей путем знакомства с русскими народными традици...

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

фольклорный праздник Зимние посиделки

зимний фольклорный праздник лоя старших дошкольников...

Внеклассное мероприятие «Зимние посиделки».

Сценарий праздника «Зимние посиделки» может быть использован в начальной школе с целью знакомства детей с традициями,  обычаями, обрядами русского народа....