Тема:"Чувашские народные игры"
методическая разработка

Михуткина Роза Васильевна

Задачи: 

-продолжать знакомить детей с играми чувашского народа;  

приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость;  

-тренировать сердечно - сосудистую и дыхательную системы;  

-способствовать сохранению и укреплению здоровья;
воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

-научить детей играть в чувашские национальные игры «Шăшипе кушак», «Кантăр вăррилле»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskie_narodnye_igry.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: Чувашские народные игры 

Цель мероприятия: ознакомить учащихся с чувашскими национальными играми.

Задачи: 

-продолжать знакомить детей с играми чувашского народа;  

приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость;  

-тренировать сердечно - сосудистую и дыхательную системы;  

-способствовать сохранению и укреплению здоровья;
воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

-научить детей играть в чувашские национальные игры «Шăшипе кушак», «Кантăр вăррилле»; 

Оборудование: магнитофон, сд-диски,  шары воздушные для украшения зала,   чувашские нац. костюмы для ведущих

Место проведение: спортивный зал.

Зал празднично украшен.

Все дети одеты  чувашские национальные костюмы.

Ход мероприятия

Учитель: У чувашского народа очень много различных игр. Раньше не было ещё ни телевизоров, ни компьютерев. Наши прабабушки и прадедушки играли в прекрасные содержательные игры. Они тренировали ловкость, выносливость, точность движений, оттачивающие ум.

 -Сегодня мы с вами поиграем некоторые из них .Называется первая игра: "Кошки-мышки

3.Техника безопасности на занятиях подвижными играми:

Напоминаем, что при беге и ходьбе надо соблюдать дистанцию,

не толкаться, резко не останавливаться, слушать внимательно учителя,

не кричать. 

4. Основная часть

И так мы начинаем. - Наша первая игра 

Учитель: Игра: "Кошки-мышки" Старинная чувашская  игра.(учитель объясняет с правилом игры.)

 Правила игры Кошки-Мышки. Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка — за кругом. По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами. Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.

Другая игра:"Кантар варрилле" Играем со старшими и с младшими

"Кантӑр вӑррилле "Ҫулла урамра кӗҫӗн тата вӑтам ҫулхи ачасем вылямалли вӑйӑ. Ачасем алран алла тытӑнса ҫаврашкана тӑраҫҫӗ. Варрине пӗр хӗрачине — «кинемейне» кӑлараҫҫӗ. Карталанса тӑракансем хӗвеле май ҫаврӑнма тытӑнаҫҫӗ, ҫаврашка варринчи кинемейпе юрласа калаҫаҫҫӗ: — Кантӑр вӑрри, верусса, верусса, Эп — Веруccа, эс — Верусса. Мӗн тӑватӑн, Татьян  тус? — Вутӑ ҫуратӑп. — Кантӑр вӑрри, верусса, верусса... Мӗн тӑватӑн, Татьян  тус? — Мунча хутатӑп. — Кантӑр вӑрри, верусса, верусса, Мӗн пулчӗ, Татьян тус? — Сӗрӗм тиврӗ. — Кантӑр вӑрри верусса, верусса, Мӗн пулчӗ, Татьян  тус?

Дети: — Эй, карчӑк вилнӗ! Ҫак сӑмахсене каласан пурте кинемее йӑтса каяҫҫӗ, ӑна усал тесе чышаҫҫӗ. Лешӗ сиксе тӑрать те ачасене хӑвалама тытӑнать. Кама тытать, ҫавӑ Татьян тус пулать. Вӑйӑ малалла тӑсӑлать.

 «Золотые ворота» (Ылтан хапхалла)

По двое  становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят нас!

На последние слова песни ворота закрываются. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз. Игрок, перед которым закрылись ворота, отдает любую вещь (ленту, заколку, платок, пояс, обувь и т. д.). Собрав вещи, ведущие их разыгрывают. Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «Что будет  делать хозяин этой вещи?» - другой придумывает задания: приседать, прыгать на одной ноге, сплясать и т. д. Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание/.

Учитель: Приглашаю поиграть следующую игру «Отгадай имя» (Ятне пел), но в начале выберем водящего по считалке :  

                                        Ку - каять, (Ты - идешь)

                                        Ку – чупать, (А ты - беги)

                                        Ку – юлать, (Ты - стоишь)

                                        Ку – тытаканни пулать. (А ты - води).

Водящий – медведь. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

                            Медвежонок встал на лапы,

                            Зарычал на нас косматый.

                            Медвежонок, ты медведь,

                            Перестань-ка ты реветь.

                            А попробуй нас поймать

                           И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока, медведь говорит: «Не бойся маня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока. Узнав медведь игрока по голосу и называя его имя, меняются ролями. Игроки не должны далеко убегать от водящего/.

Учитель: Наступает час прощанья,

                Будет краткой наша речь.

                Говорим вам: «До свиданья!

                До приятных, новых встреч!»

Учитель: ребята ,понравились вам чувашские  игры? Запомнили?

Ребята: Да!!!

 Учитель: Эти игры ребята вы можете играть летом на улице. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы».

       Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Зимние народные игры, забавы».          Задачи:Выявить на...

«Чувашские народные сказки в математических задачах»

                Сказки любят все: и маленькие и взрослые. Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Они передаются из поколе...