ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»
рабочая программа (2 класс)

Толстова Алевтина Михайловна

  Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и на основе авторской программы Хамдеевой Е.А., обобщенной  многолетней систематической работой по воспитанию ребят младшего школьного возраста в многонациональной школе.   Программа актуальна, так как в настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.    Программа актуальна, так как в настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tolstova.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение Детская школа искусств государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский

Самарской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Возраст учащихся – 7-9 лет

Срок обучения – 1 год

Составитель:

Толстова Алевтина Михайловна,

педагог дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….3

Учебно-тематический план …………………………………………………..6

Содержание программы…………………………………...…………………..8

Методическое обеспечение программы……………………………………..10

Список литературы………………………………………................................13

«…Общество лишь тогда способно ставить

и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая

 система нравственных ориентиров,

когда в стране хранят уважение

 к родному языку, к самобытной культуре

 и к самобытным культурным ценностям,

к памяти своих предков,

 к каждой странице нашей отечественной истории».

Из послания Президента России Федеральному собранию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и на основе авторской программы Хамдеевой Е.А., обобщенной  многолетней систематической работой по воспитанию ребят младшего школьного возраста в многонациональной школе. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственно-эстетическим ценностям своего народа – важная составляющая воспитательного процесса.

   Актуальность:

   Программа актуальна, так как в настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Настоящая программа предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций чувашского населения. С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времён года чувашским народом – землепашцем представляет главную идею занятий детского объединения. В программу детского объединения «Культура чувашей в играх, танцах и песнях» входят темы о  древней истории чувашского народа, его традиционной материальной и духовной культуре, обычаях и обрядах, основных видах искусства (танцы, песни, игры).      Известно, что ребёнок при поступлении в школу приносит в школьную среду некий социальный опыт, полученный им в семье, в общении со сверстниками, а не является «чистой доской». Руководителю необходимо объединить накопленный ребёнком опыт с историческим, культурным опытом этноса. В решении этой задачи большую помощь могут оказать родители, как носители этого опыта. Таким образом, одним из новых решений в построении занятия является поиск новых форм взаимодействия с семьёй, обеспечивающий органичное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. В этом заключается новизна программы.

Во время занятий  возникает духовное общение, особая эмоциональная  интеллектуальная, нравственная  атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка, ритмичная  череда календарно - обрядовых праздников,  трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно  значимом соучастии  станет устойчивой традицией,  украшающей жизнь ребят.

 Цель программы: формирование интереса учащихся к культуре, традициям и обычаям чувашского народа.

 Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. Возрождение и развитие чувашской национальной культуры.
  2. Расширение и углубление знания учащихся об истории, традициях, обрядах, культуры и быта чувашского народа.
  3. Знакомство с современным фольклором чувашей.
  4. Воспитание у детей чувства патриотизма.
  5.  Формирование правильного эстетического вкуса.

 

Основные принципы построения программы:

  1. Тесное сотрудничество детей, педагога и семей учащихся.
  2. Единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
  3. Соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Педагогические принципы, необходимые при реализации программы:

• Национальное своеобразие

• Духовность

• Гуманность

• Поликультурность

• Историзм

Межпредметные связи:

В ходе изучения программы максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.

Содержание программы объединения могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов учащихся начальных классов как русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, спецкурс «Речь и культура общения».  

 Ожидаемые результаты: 

После завершения работы детского объединения  в жизни учащихся должны произойти значительные изменения в плане приближения их к национальным традициям своего родного края. Любая школа это явление национальное, важнейший элемент культуры каждого народа. Именно национально- региональный компонент обеспечивает гуманистическую направленность в образовательно - воспитательной деятельности. Только он может придать школе самобытность, учителям – творческую устремлённость, а учащимся – условия для полноценного развития. Знание своих корней, традиций своего народа, обычаев предков – вот основной ожидаемый результат деятельности названного кружкового объединения.

 

Формы подведения итогов:

Основной формой подведения итогов работы детского объединения являются выставки работ ДПИ, участие учащихся в концертах и утренниках с лучшими номерами художественной самодеятельности, в конкурсах и НПК.

Программа детского объединения «Чувашская народная культура» рассчитана на один год обучения. Количество обучающихся 12 человек. Программа предполагает участие детей младшей возрастной категории 7- 9 лет. Количество занятий  в неделю 3 часа. Количество занятий за год 102 часа. Занятия проводятся на базе ГБОУ ООШ села Каменка Шенталинского района.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п

Наименование  тем

Общее кол-во учебных  часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Введение в чувашскую культуру. Лист календаря.

3

3

-

2

Чувашский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

6

2

4

3

Древняя история чувашей. Изготовление книжки-малышки.

6

2

4

4

Материальная культура. Исследование материальной культуры чувашей.

3

3

-

5

Промысел и ремёсла. Изготовление салфетки.

6

3

3

6

Поселения и жилища. Изготовление эскиза дома из бумаги. (коллективная работа)

6

2

4

7

Праздники и календарные обряды. Аппликация праздничного хоровода.

9

3

6

8

Обрядность зимнего и весеннего циклов.

3

1

2

9

Обрядность летнего и осеннего циклов. Рисунок на тонированной бумаге.

6

3

3

10

Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.

6

3

3

11

Чувашская музыка. Слушание.

3

1

2

12

Народные музыкальные традиции. Разучивание колыбельной, детской песни.

8

3

5

13

Профессиональная музыка. Разучивание чувашской песни.

6

2

4

14

Чувашские хороводные песни. Разучивание.

6

2

4

15

Чувашские хороводные танцы. Разучивание.

6

2

4

16

Чувашские народные сказки.

6

6

-

17

Инсценировка сказки «Барин и черт»

3

1

2

18

Чувашские народные игры.

9

3

6

19

Фольклорные посиделки. Праздник

1

1

-

ИТОГО:

102

46

56

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№п

Наименование  тем

Содержание занятий

1

Введение в чувашскую культуру. Лист календаря.

Теория. Происхождение и расселение чувашского народа. Старинный календарь.

2

Чувашский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

Теория. Элементы одежды.  Цвет. Узор. Символика.

Практика. Рисование национальной одежды или моделирование из цветной бумаги.

3

Древняя история чувашей. Изготовление книжки-малышки.

Теория. Древняя история чувашей.

Практика.  Изготовление книжки-малышки.

4

Материальная культура. Исследование материальной культуры чувашей.

Теория. Материальная культура древних чувашей: земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство; орудия труда; одежда и украшения. 

5

Промысел и ремёсла. Изготовление салфетки.

Теория. Вышивка. Украшения из бисера и монет.

Керамика. Резьба по дереву. Лозоплетение. Ткачество.

Практика. Изготовление кружевной салфетки из бумаги.

6

Поселения и жилища. Изготовление эскиза дома из бумаги.(коллективная работа)

Теория. Презентация «Поселения и жилища чувашей».

Практика. Изготовление эскиза дома из бумаги. (коллективная работа)

7

Праздники и календарные обряды. Аппликация праздничного хоровода.

Теория. Обряды, традиции и праздники.

СурхуриНартукан (нартăван)Кăшарни (кĕрещенкке)Киремет картиÇăварни (Масленица);КалăмСĕренМăнкунАка пăттиАкатуйÇимĕкУявВырмаАвăнЧÿклемеЧÿк

Практика. Аппликация праздничного хоровода. (коллективная работа)

8

Обрядность зимнего и весеннего циклов.

Теория. Обрядность зимнего и весеннего циклов.

Практика. Организация праздника «Сурхури».

9

Обрядность летнего и осеннего циклов. Рисунок на тонированной бумаге.

Теория. Обрядность летнего и осеннего циклов.

Практика. Рисунок на тонированной бумаге на тему «Акатуй».

10

Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.

Теория. Загадки, поговорки, скороговорки.

Практика. Разучивание загадок, поговорок, скороговорок.

11

Чувашская музыка. Слушание. 

Теория. Слушание чувашской музыки.

Практика. Разучивание песни.

12

Народные музыкальные традиции. Разучивание колыбельной, детской песни.

Теория. Музыкальный фольклор.

Практика. Разучивание колыбельной  детской песни.

13

 Профессиональная музыка. Разучивание чувашской песни.

Теория. Современная профессиональная музыка.

Практика. Разучивание современной чувашской песни

14

Чувашские хороводные песни. Разучивание.

Теория. Чувашские хороводные песни.

Практика. Разучивание хороводных песен на «Уяв».

15

Чувашские хороводные танцы. Разучивание.

Теория. Чувашские национальные пляски.

Практика. Разучивание движений к хороводным песням.

16

Чувашские народные сказки.

Теория. Чувашские народные сказки. Волшебные сказки, легенды и предания чувашей.

Чтение и просмотр чувашских сказок.

17

Инсценировка сказки «Барин и черт»

Практика. Инсценировка сказки «Барин и черт».

18

Чувашские народные игры.

Теория. Чувашские народные игры.

Бои петухов. Воробьи и кошка. Иголка, нитка, узелок.

Камăн пушмакĕ?Амăшĕпе чĕпписем тата çăхан.

Кĕтесле (Кĕт-кĕтесле).Лапталла.Çĕрĕ памалла (çĕрĕлле, тункăсла).Çĕрĕ пытарни.Сăмах пăсмалла.Суя телефон.

Шакки-шакла.

Практика. Разучивание перечисленных игр.

19

Фольклорный праздник.

Практика. Чувашские посиделки «Уллах».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Основной формой работы с детским коллективом являются традиционные занятия. Но наряду с данными формами учебных занятий педагог активно использует и нетрадиционные формы: занятие – игра, занятие – праздник, занятия на свежем воздухе и т.д. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоническому и духовному развитию личности.

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:

* словесные – рассказ, объяснение нового материала;

* наглядные – аудио - и видео диски, демонстрация иллюстративного материала;

* практические – самостоятельное выполнение учащимися песен, игр, и т.д.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: игровой и учебной.

Каждое занятие начинается с беседы, в которой педагог излагает содержание занятия, необходимый теоретический материал и указывает методы и приемы его выполнения.

Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие обучающихся в различных народных и детских праздниках, конкурсах и  фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Управление программой

Одним из важных структурных элементов каждого' учебного занятия является контроль знаний и умений обучающихся. Педагогически грамотно построенный контроль знаний, умений и навыков помогает формировать у детей положительное отношение к обучению, стремлению к успеху, стимулирует силы на преодоление трудностей и позволяет получить необходимую информацию об эффективности образовательной программы и, при необходимости, корректировать свои дальнейшие действия.

Уровень достижений обучающихся отслеживается педагогом путем входного, текущего и итогового контроля (контрольные уроки).

- Входной контроль проводится на первых занятиях и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-тематический план. Он проводится в форме собеседования, прослушивания.

- Текущий контроль осуществляется практически на каждом занятии, основной целью которого является определение степени усвоения детьми учебного материала и уровня сформированности умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала.

- Итоговый контроль - по завершению всего курса программы с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний. Итоговый контроль проводится в виде фольклорного праздника. Проводится не только для самих учащихся, но и для их родителей, педагогов (открытый урок), возможно проведение таких уроков на природе.

В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько выполнены требования образовательной программы каждым ребенком, т. определяется полнота реализации программы.

Итоги контроля доводятся до сведения родителей во время индивидуальных собеседований, родительских собраний.

        Результаты контроля служат основанием для корректировки образовательной программы, прогнозирования результатов образования, поощрения воспитанников. По результатам контроля производится процесс оценивания.

        Главным показателем результативности является успешное освоение учащимся содержания дополнительной образовательной программы. Результаты образовательной деятельности выявляются по двум группам: учебным (набор основных знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребенок) в результате освоения образовательной программы и личностным (набор важнейших личностных качеств, которые необходимо сформировать у ребенка за период его обучения в детском объединении).

Организация работы с родителями

        При организации образовательного процесса особое внимание уделяется работе с семьей учащихся детского объединения. В рамках этой деятельности предусмотрены следующие формы работы:

- знакомство с родителями учащихся;

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы;

- анкетирование;

- информация в родительских уголках.

Условия успешной реализации программы

1. Учебно-методическая база:

- дополнительная образовательная программа;

- специальная литература;

- тематические папки-подборки материалов к занятиям;

- демонстрационный и раздаточный материал;

- аудио, видео-диски с народными мелодиями;

- фотоматериалы.

2. Материально-техническая база:

- кабинет для занятий, оборудованный учебной мебелью;

- компьютер;

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- народные музыкальные инструменты;

- народные костюмы.

Список литературы и интернет ресурсов.

  1. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
  2. Юркин, И. Н. Чувашские национальные пляски / И. Н. Юркин // Çулталăк кĕнеки = Календарь года / Нац. б-ка Чуваш. Респ. – Чебоксары, 1996.
  3. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001.
  4. rudocs.exdat.comdocs/index-246152.html.
  5. uic.ssu.samara.rupovolzje/chuvashi_poselenia.htm
  6. rudocs.exdat.comdocs/index-144576.html…
  7. nasledie.nbchr.runasledie/obychai/obrjady/
  8. chuvrdub.rubase/base.html?mode=aut&id=1


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...

Дополнительная образовательная программа «Азбука народных праздников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ    «Утверждаю»Директор МОУ школы №1г.о. Тольятти___________________А.Е.Ал...

Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры»

XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и...

Дополнительная образовательная программа детского объединения ( Внеурочная деятельность) «Учусь учиться»

Дополнительная образовательная  программа детского объединения  ( Внеурочная  деятельность)  «Учусь учиться»...

Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности (Детская художественная студия «Палитра красок»)

Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, ...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....