Дополнительная образовательная программа детского объединения ( Внеурочная деятельность) «Учусь учиться»
рабочая программа (1 класс) на тему

Анна Сергеевна Кузнецова

Дополнительная образовательная  программа детского объединения  ( Внеурочная  деятельность)  «Учусь учиться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_uchitsya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная

программа

детского объединения

( Внеурочная  деятельность)

«Учусь учиться»

Возраст учащихся – 7 лет

   Срок реализации – 1 год

      Учитель – Кузнецова А. С.

Пояснительная  записка

  Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

С первых дней обучения в школе ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Дети, приходящие в первый класс, имеют разный уровень психологической готовности к школе.

Наряду с этим, ФГОС нового поколения важное место отводит формированию инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). Умение учиться – это также и умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Развитие  коммуникативных навыков, навыков сотрудничества определяют во многом их дальнейшее отношение к учёбе, к новой для них позиции школьника.

Таким образом, в начальной школе важно помочь ученику в освоении учебной деятельности, актуализировать навыки общения и сотрудничества и т.д.

        Рабочая программа к курсу «Учусь учиться» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Система представленных на занятиях  задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного «красивого» мышления. Часть упражнений готовят учащихся к выполнению тестовых заданий.                                                                                                                                                                                                    

         Программа «Учусь учиться»  рассчитана на учащихся 1 класса. Занятия проводятся один раз в неделю в форме урока. Приблизительная длительность каждого занятия – 35 – 40 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. От уроков занятия  отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях осуществляется только устное оценивание. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Цель данного курса: формирование инициативности, ответственности и самостоятельности, развитие творческих способностей детей, интереса к учению.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и снижения уровня школьной тревожности.

     Эти задачи должны  рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

     В основе программы лежат методические разработки Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Цурекман Г., Шмакова С.А., Шипицыной Л.Н., Фопеля К. и др.

Принципы построения программы:

  • Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.    
  • Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.      
  • Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
  • Системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • Принцип «от простого - к «сложному»: задания постепенно усложняются;
  • Смена разных видов деятельности.

Виды деятельности младшего школьника: 

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результатов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • владеть нормами нравственных межличностных отношений.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы, загадки (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.  Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Штриховка.

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  Графический диктант. Штриховка.

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Штриховка.

3

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Штриховка.

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Штриховка.

4

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Штриховка.

4

 Развитие эмоционально – экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей, умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе. Графический диктант. Штриховка.

7

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Итого

33

Содержание изучаемого курса.

Система представленных на занятиях  задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.  
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.  
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Развивающий аспект:

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.  
  • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.  
  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук)  
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий  аспект:

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     Содержание занятия 1 класс (33 занятия)

           Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Модель занятия в 1 классе такова:

                          «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

           Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора.  Они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических  механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

Весёлая переменка (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

      Построение предметных картинок, штриховка, графический диктант  (10 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Календарно-тематическое планирование

№ занятий

Тема занятия

Развиваемые способности

Кол-во часов

1

Водный урок

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие математических навыков

Развитие моторики руки, мыслительных арифметических навыков устно и письменно. Тренировка внимания.  Развитие  логического  мышления. Штриховка. Графический диктант

1

3

Подскажи словечко

Тренировка слуховой памяти.

Развитие логического мышления, речи, внимания, памяти, дикции. Штриховка. Графический диктант.

1

4

Развитие логического мышления

 Развитие логического мышления, мелкой моторики, образного мышления, внимания, памяти. Штриховка. Графический диктант.

1

5

Словарный запас

Развитие моторики руки, внимания, мышления, речи, словарного запаса.

Штриховка. Графический диктант

1

6-7

Развитие речи

Развитие моторики руки, воображения, мышления, логики, речи. Штриховка. Графический диктант.

2

8

Развитие внимания и логического мышления

Развитие логического мышления, мелкой моторики, совершенствование мыслительных операций, развитие внимания, образного мышления и речи. Штриховка. Графический диктант

1

9

Развитие внимания и памяти

Развитие концентрации внимания, мышления, мелкой моторики руки,  слухового внимания, памяти, тренировка внимания. Штриховка.

Графический диктант

1

10

Активный словарный запас

Развитие слуховой памяти, мышления, мелкой моторики руки, мыслительных навыков, речи, активного словарного запаса. Штриховка. Графический диктант.

1

11

Развитие образной памяти и логического мышления.

Тренировка образной и зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики руки, словарного запаса. Штриховка. Графический диктант.

1

12 -16

Развитие образной памяти и логического мышления

Развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций, развитие мелкой моторики руки, памяти, логического мышления.

Графический диктант. Штриховка.

5

17

Развитие мышления

Развитие мелкой моторики руки, пространственной координации, навыков устного и письменного счёта, логического мышления, образного восприятия. Штриховка. Графический диктант

1

18

Радость. Что такое мимика.

 Развитие логического  мышления, мелкой моторики руки, образного восприятия, словарного запаса, речи, внимания. Штриховка.  Графический диктант.

1

19

Радость. Как доставить другому человеку.

Тренировка зрительной памяти. Развитие логического мышления, словарного запаса, формирование коммуникативных качеств. Штриховка.

Графический диктант

1

20

Жесты

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мелкой моторики руки, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения. Графический диктант. Штриховка.

1

21

Разные чувства

Совершенствование воображения.  Рисуем по образцу. Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, умение использовать в речи изученные слова и выражения, формирование коммуникативных качеств. Графический диктант. Штриховка.

1

22

Качества людей

Развитие логического мышления, правильной речи, словарного запаса, образного восприятия, умение использовать в речи изученные слова и выражения,  совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера.

Графический диктант. Штриховка.

1

23-25

Люди отличаются друг от друга своими качествами

3

26-32

Какой я. Какой ты.

Развитие логического мышления, памяти, словарного запаса, речи, мелкой моторики руки, умение использовать в речи изученные слова и выражения,  совершенствование мыслительных операций. Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера. Формирование коммуникативных качеств. Развитие эмоционально – экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции,  эмпатических способностей, воображения, навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо – эмоциональное напряжение, умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей, умения расслабляться, формирование чувства уверенности в себе. Графический диктант. Штриховка.

7

33

Диагностика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
  2. Иванова  Н.П. Кто с кем и во что играет? Использование игры в использовании младших школьников// Начальная школа. № 7 – 2005 г.с.7-9
  3. Шипицына Л.Н. Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М.,  ПРЕСС, 2005  384 с.
  4. Дик Н.Ф. Занимательные математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе. Государственные стандарты второго поколения. Феникс, 2008.
  5. Калугин М.А. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «ВАКО», 2008.
  7. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников, Волгоград,  «Учитель», 2007.
  8. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль, 2002.
  9. Тарабарина Т. И. 50 игр на логику. Ярославль, 2003.
  10. Серия «Занимательные уроки – 500 задач на сообразительность», М., «АСТ – ПРЕСС», 1998.
  11. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня (конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации). Выпуск 1 и выпуск 2.  Волгоград. «Учитель», 2007.
  12. Шмаков С.а. Игра и дети. М., Просвещение, 2006.
  13. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., Просвещение, 2005.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры, М.,  Просвещение, 2005.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Просвещение, 2005.
  16. Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения. М., «Первое сентября», 2000.
  17. Трушина В.П. Занятия по развитию речи. Волгоград. «Учитель», 2008.
  18. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения (методические рекомендации, коррекционно-развивающие занятия, профилактика дисграфии, развитие внимания и памяти). М., «ВАКО», 2007.
  19.  Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград, «Учитель», 2005.
  20. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М., «Астрель – АСТ - Ермак», 2005.
  21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  22. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  24. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова.     Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1-2 классы. М., «БАЛАСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo

Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo за 2013-2014 учебный год МКОУ «Новоярковская СОШ»...

Программа детского объединения дополнительного образования "Лидер"

Направленность данной программы социально-педагогическая.Цель программы:способствовать развитию у учащихся лидерских качеств....

"Дополнительные ресурсы, как средство открытости детского объединения".

Человек - основная ценность общества и важнейший ресурс при воспитании подрастающего поколения....

Программа дополнительного образования детей детского объединения «Модульное оригами»

                    Содержание программы Пояснительная записка…………………………………………………………...3Планируемые результаты……………………………………………………….13Оцен...