Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры»
учебно-методический материал по теме

Макаренко Наталья Александровна

XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.  Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края.  Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_narodnoy_kultury.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

XXI век начался прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.  Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей, обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Необходима система работы с детьми, т.е. программа по приобщению детей к народной культуре. Благодаря этой программе, у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края.  Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, в фольклоре. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа «Азбука народной культуры», которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории своего рода, деревни, края, страны, игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с православными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с народным творчеством и народной культурой; бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами
  • создать системные представления о народной культуре России, ее связи

                        с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого

             в народной культуре России;

  • формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции;
  • воспитывать на традициях  народной культуры творческую личность, обладающую художественным вкусом.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс   Народная культура и народное творчество.

2 класс   Человек и природа.

3 класс   Человек и его семья.

4 класс   Человек и история его народа.    

     В качестве основных условий в данном курсе рассматриваются:

  • Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;       
  • Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;       
  • Организация экскурсий в музеи и места русской славы;     
  • Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;     
  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;    
  • Проектная деятельность.      

Формы работы:

  • игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии;
  • праздники;
  • музыкальная гостиная;        
  • театрализованное представление;  
  • исследовательская деятельность.

Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за четыре года 136 часов.

     

Содержание программного материала

1 ступень 1 класс «Народная культура и народное творчество» (34 ч.)

Задачи:  

  • познакомить детей  с народным творчеством и народной культурой;
  • развивать внимательное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах народного творчества.

1 ступень является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет программы: человек и природа; человек и семья; человек и история его народа. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа. 

1 раздел. В гостях у матушки-Природы (12 ч.)

«О чём рассказала рябинка».

Понятие о народной культуре Вводное занятие: «Человек и природа».  Прогулка в парк. Поиск примет осени в природе, сбор листьев и рябины. Рисование осеннего парка.

 «Тётушка Акулина рассказывает…».

Практическое занятие. Сбор пословиц, примет об осени; оформление рисунками в книжках-самоделках. 

«Весёлая карусель».

Поделки из природного материала. Разучивание старинных детских игр. Коллективно-творческое дело:  праздник в классе. Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей».

 «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.)

Развешивание кормушек для птиц, сбор ранее заготовленного для них корма. Подведение итогов 1-го раздела.  

2 раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники»(11 ч.)

Сказочная слобода.

Конкурс на лучшего рассказчика. Совместно с библиотекой чтение сказок о животных разных народов. Родители о сказках их детства. Лепка фигурок животных для рождественского стола.

Народный праздник «Коляда». Зимние святки.

Слушание рассказа об этом празднике. Разучивание колядок.  Подготовка вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участие в рождественской ярмарке.

Коллективно-творческое дело: «Пришла Коляда».

Разыгрывание обряда колядования. Зимние забавы, народные игры.

3 раздел. Тепло домашнего очага (3 ч.)

«Человек без роду – что дерево, без корней».

Изучение своей  родословной, знакомство с традициями семьи.

«Семейный сад». Выставка в классе.

Представление своего дерева рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

«Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.

4 раздел. Сокровища бабушкиного короба (8 ч.)

Мастера и умельцы.

Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Знакомство с разными народными промыслами России. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки». Мастера села Полохов-Майдан. Гжель. Русская глиняная игрушка. Русская народная вышивка. Архангельские и тульские печатные пряники. Город мастеров. Рукоделие дома, подготовка к выставке в классе. Заключительный праздник.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

I год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Народная культура и народное творчество. 

В гостях у матушки-Природы.

12

1.

Вводное занятие. Человек и природа. 

1

2.

Подарки осени. Прогулка в парк.

1

3, 4.

Тётушка Акулина рассказывает… Сбор народных примет и пословиц об осени.

2

практическое занятие

5, 6.

Изготовление книжек- самоделок.

2

практическое занятие

7, 8.

Русские народные игры. Разучивание.

2

практическое занятие

9, 10.

Праздник «Рябинкины именины».

2

коллективно-творческое дело.

11,12.

Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит (Зиновий-синичник – 12 ноября). 

2

практическое занятие

Зима на мороз, а мужик на праздники.

11

13,14.

Чтение сказок о животных разных народов.

2

15.

Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика. 

1

16,17.

Лепка фигурок животных для рождественского стола.

2

18.

Святки.

1

19, 20.

Разучивание колядок.

2

практическое занятие

21.

Рождественская ярмарка.

1

22.

Пришла «Коляда».

1

коллективно-творческое дело.

23.

Зимние забавы. Народные игры.

1

Тепло домашнего очага.

3

24,25.

Моя родословная.

2

практическое занятие

26.

Мое дерево рода.

1

выставка работ

Сокровища бабушкиного короба.

8

27.

Народные промыслы России.

1

28.

Мастера села Полохов-Майдан.

1

29.

Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки».

1

30.

Гжель.

1

31.

Русская глиняная игрушка.

1

32.

Русская народная вышивка.

1

33.

Архангельские и тульские печатные пряники.

1

34.

Обобщение.

1

итоговый праздник

Итого:

34

Планируемые результаты 1-го  года обучения.

К концу первого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • что такое народные игры, пословицы, поговорки, сказки, обряды;
  • народные приметы;
  • народные промыслы России;
  • народные праздники, традиции и обряды;
  • традиции своей семьи;
  • различные народные игрушки России;

    Учащиеся должны уметь:

  • определять по народным приметам время года;
  •   умение различать произведения народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, игры, обряды;
  •   отличать различные виды росписи;
  •   проводить русские народные игры;
  •   бережно относится  к родной природе.  

                                    

                                                    

                                                             

 

Содержание программного материала

2 ступень 2 класс «Человек и природа» (34 ч.)

Задачи:

  • изучать игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
  • формировать представление о гармоничном единстве человека и природы в народной культуре;
  • прививать навыки прикладного и художественного творчества.

Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

1 раздел. Осень идет и дождь за собой ведет (9 ч.)

Знакомство (вводное). Природа – сердечный друг.

Спасибо Земле. Традиции и время. Солнце на небе, а число – в календаре. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Осенние месяцы. «Осенние вечёрки». Осенний праздник.  Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки», «Покров» и др.

 2-й раздел. Зима – хранительница полей (12 ч.)

Зимние месяцы, пословицы. Зимние святки. Знакомство и подготовка к празднику. Разучиваем колядки. Знакомство с гаданиями. Крещение.

Коллективно-творческое дело. Подготовка к Масленице. Разучивание масленичных песен, приговоров. Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях. «Ой, блины, блины, блины…» – дегустация. Символическое значение блинов. «Прощай, Масленица». Итоговый праздник.

3-й раздел. Матушка весна всем красна (13 ч.)

Март – утро года. «Великий пост всем прижмёт хвост». Обычаи Великого поста.

Коллективно-творческое дело: «Встреча Весны». Выпечка жаворонков. Заклички для весны.

Пасха. Апрель открывает ключи и воды. Май – травник.

Практическое занятие: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!» Итоговый праздник.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

II год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и природа.

Осень идет и дождь за собой ведет.

9

1.

Вводное занятие. Как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

1

2.

Спасибо Земле. Традиции и время.

1

3.

Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? 

1

4.

Сентябрь – хмурень.

1

5.

Осеннее новолетие. Новые новины.

1

6.

Октябрь – позимник.

1

7.

Ноябрь – ворота зимы.

1

8, 9.

Осенние вечера.

2

осенний праздник

Зима – хранительница полей.

12

10.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

1

11.

Хвали зиму после Николина дня.

1

12.

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.

1

13.

Зимние святки.

1

14.

Знакомство с гаданиями.

1

15.

Январь – году начало, зиме середка.

1

16.

Крещение.

1

17.

Февраль зиму замыкает.

1

18.  

Сретенье – зима с летом встретились.

1

19,20.

Широкая масленица.

2

коллективно-творческое дело

21.

Прощай, Масленица.

1

праздник

Матушка весна всем красна.

13

22.

Март – утро года.

1

23.

Великий пост всем прижмёт хвост.

1

24.

Жавороночки, прилетите к нам.

1

25-27.

Встреча Весны.

3

коллективно-творческое дело

28.

Пасха.

1

29.

Апрель открывает ключи и воды.

1

30.

Май – травник.

1

31-33.

Прощай, Весна, здравствуй, лето красное!

3

практическое занятие

34.

Обобщение.

1

итоговый праздник

Итого:

34

Планируемые результаты 2-го года обучения.

К концу второго года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • игровые традиции русского народа в календарной последовательности крестьянских праздников;
  • историю возникновения различных праздников;
  • основные идеи взаимосвязи человека и природы;
  • традиции и обряды России

Учащиеся должны уметь:

  • проявлять инициативность и творчество в труде;
  • уважительно и доброжелательно относится к людям;
  • работать в группе и индивидуально;
  • самостоятельно работать с литературой.

Содержание программного материала

3 ступень 3 класс   «Человек и его семья» (34 ч.)

Задачи:

  • дать представление о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи; укреплять сотрудничество современной семьи и школы;
  • дать осмыслить место своей семьи и себя самого в истории и народной культуре;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.

Мир крестьянского дома. Дом и мир. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село. Жизнь человека в доме и мире.

Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

1 раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир (14 ч.)

Откуда пришли традиции? Мир крестьянского дома. Дом и мир. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья.

Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

«Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство». Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика. Праздник «Волшебный мир ремёсел».

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними. Подготовка театрализованного представления на заданную тему. «Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

Театрализованное представление. Коллективно-творческое дело «Рождественская ярмарка-выставка».

2- раздел. Жизнь человека в доме и мире (20 ч.)

Родовое дерево семьи. В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти. Термины родства и свойства. Родословное дерево (практическое занятие). Происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа (практическое занятие). История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины. Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.

Разучивание хороводно-игровых песен. Подготовка задания к празднику-хороводу «В гостях у скоморохов».  «Русский человек без родни не живёт» - конкурс семей. Фольклорный фестиваль. Конкурс знатоков русской народной культуры.

                                              

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

III год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и его семья. 

Мир крестьянского дома. Дом и мир. 

14

1.

Откуда пришли традиции?

Мир крестьянского дома. Дом и мир.

1

2.

Что нам стоит дом построить.

1

игра-викторина

3.

 Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья.

1

4.

Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

1

5.

Худо тому, у кого пусто в дому. Знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома.

1

6.

Магическая, охранительная роль украшений, их символика.

1

экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».

7.

Волшебный мир ремёсел.

1

праздник

8.

Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай. Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.

1

9,10.

Обряды и обычаи. Подготовка театрализованного представления на заданную тему.

2

11.

«Балаган». Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов. 

театрализованное представление

12-14.

Рождественская ярмарка-выставка.

3

коллективно-творческое дело

Жизнь человека в доме и мире. 

20

15.

«Родовое дерево семьи». Семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

1

16.

«Шурин, брат, сват…. «Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.

1

17.

Из рода в род.

1

18.

Какого ты рода племени. Мое родословное дерево.

1

19, 20.

Составление родословной.

2

практическое занятие

21, 22.

Я и мое имя: происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище. 

2

практическое занятие

23,24.

Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа. 

2

25.

История и культура моей семьи - часть истории и культуры народа большой и малой Родины.

1

26.

«Вся семья вместе – так и душа на месте».

Внутренний строй большой семьи.  Место в нём каждого.

1

27.

Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.

1

практическое занятие

28.

Семейно-бытовые обряды. 

1

29.

Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

1

30.

«В гостях у скоморохов». Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу.

1

составление игротеки

31.

«Хожу я гуляю вдоль по хороводу…».

Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

1

праздник-хоровод

32.

«Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.

1

коллективно-творческое дело

33.

Готовимся к фольклорному фестивалю.

Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.

1

34.

Фольклорный фестиваль.

Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.

1

Итого:

34

Планируемые результаты 3-го года обучения.

К концу третьего года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • о жизни человека в доме и мире;
  • о культуре, быте, обычаях и нравах исконнорусской семьи;
  • устройство крестьянского дома и подворья.
  • о вещах, окружающих человека;
  • происхождение имен, фамилий, отчеств, значение имен, имя и прозвище.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать различные виды декоративно-прикладного творчества;
  • проводить обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов;
  • составлять свою родословную;
  • определять степень родства;
  • исполнять хороводно-игровые песни.

Содержание программного материала

4 ступень 4 класс. «Человек и история его народа» (34 ч.)

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России и Самарской области;
  • развивать осознанное  чувство интереса и любви к Родине (России, родному

            краю, природе, народному творчеству, традициям);

  • воспитывать уважительное отношение к человеку – творцу.

«В каждом посаде в своём наряде». Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.

«Не продажное, а заветное». Образ русского человека через историю его семьи.

«Откуда Русская земля стала и есть…»

История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.

 

1 раздел. Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде (10 ч.)

Знакомство с костюмом своего края. Экскурсия в музей, библиотеку. «Мастерская Марьи-искусницы». Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма.

Викторина знатоков народного костюма. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.

Знакомство с разными жанрами народного песенного искусства  (солдатские, частушки, свадебные и др.).

«Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.

                                           2 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…» (8 ч.)

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга.

 Заочное путешествие по русским городам.

Москва, Новгород и др. Знакомство с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.

Коллективно-творческое дело. Группы представляют работу.

3 раздел. История и культура родного  края (16 ч.)

Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу. Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура. Тольятти современный.

«Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.

«Что было, то видели, что будет – увидим». Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

IV год обучения.  Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Название темы

Количество часов

Примечание

Человек и история его народа.   

Многообразие культуры России. В каждом посаде в своём наряде. 

10

1.

«Ума палата». Знакомимся с костюмом своего края.

1

экскурсия в музей, библиотеку

2.

«Мастерская Марьи-искусницы».

Изготовление эскиза – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма.

1

коллективно-творческое дело

3.

Выпуск книжек-малышек с рассказами о деталях, украшениях костюма.

1

4-6.

Викторина знатоков народного костюма.

3

7-9.

«В гостях у Леля». Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).

3

музыкальная гостиная

10.

«Русский народный костюм».

1

школьная выставка-конкурс

Откуда Русская земля стала есть…

8

11.

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси. 

1

12.

Древний Киев.

1

13.

Господин Великий Новгород.

1

14.

Древнерусский город Москва.

1

15.

История возникновения Санкт-Петербурга.

1

16.

Заочное путешествие по русским городам.

Москва, Новгород и др.  Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов.

1

17.

Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.

1

18.

«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал. 

1

коллективно-творческое дело

История и культура родного  края.

16

19.

Путешествие по Тольятти. Знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.

1

посещение музея

20-22.

Заглянем в историю Ставрополя на Волге.

3

коллективно-творческое дело

23.

Вспомним имена известных людей. 

1

24.

Памятники культуры и истории в Тольятти.

1

25

Тольятти современный.

26- 28.

Тольятти и Самарская область: география, промышленность, сельское хозяйство, природа, население и культура.

3

29.

Связь современной культуры с историческими корнями.

1

30.

«Колесо истории».

1

театрализованная игра-викторина.

31,32.

«Что было, то видели, что будет – увидим». Обобщение всего курса.

2

33.

Выставка творческих работ учащихся.

1

34.

Проведение итогового праздника.

1

Итого:

34

                                                           

Планируемые результаты 4-го года обучения.

К концу четвертого года обучения по курсу "Азбука народной культуры" учащиеся

должны знать:

  • особенности одежды своего края;
  • разные жанры народного песенного искусства  (солдатские, частушки, свадебные и др.);
  • о наших предках-славянах, о начале Русского государства, о  крещение Руси;
  • о преданиях и легендах,  об истории древних городов;
  • историю Ставрополя на Волге;
  • имена известных людей города и памятниках культуры
  • о Тольятти современном.

Учащиеся должны уметь:

  • изображать элементы русского народного костюма;
  • различать жанры песенного искусства;
  • устанавливать связь современной культуры  Тольятти с историческими корнями.
  • определять отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
  • уважительно относиться к человеку-творцу.

Рекомендуемая литература.

   

  • Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
  • Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
  • Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.    
  • Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
  • Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего

            Поволжья. - Л., 1988.

  • Жигалова С. Русская народная живопись. - М., 1984.
  • Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и

            поэзия. - М., 1992.

  • Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
  • Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
  • Лукашевич К.В. Литературно-музыкальная хрестоматия. - М., 1915.
  • Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. -

            М., 1980.

  • Новицкая М.Ю.  Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
  • Обрядовая поэзия. - М., 1989.
  • Овсянников В.А. Ставрополь – Тольятти. Страницы истории: кн. для  учащихся старших классов общеобразовательных классов – г. Тольятти – Издательство Фонда  Развитие через образование, - 1996.  
  • Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.,1984.
  • Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М., 1989.
  • Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985.
  • Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
  • Тольятти – автомобильная столица – Изд. «Ника», 2004.
  • Тольятти: книга – альбом – Изд. «Ника», 1998.
  • Уткин Н.И., Королева Г.Л. Народные художественные промыслы. - М., 1990.                                                                    
  • Якимчук П.И. Искусство Гжели. - М., 1985.

     

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Азбука здоровья".

  ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья»...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...

Дополнительная образовательная программа "Азбука Здоровья"

Целью данной программы является формирование у младших школьников установок на здоровый образ жизни, на обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья. Предназначена програм...

Дополнительная образовательная программа «Азбука народных праздников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ    «Утверждаю»Директор МОУ школы №1г.о. Тольятти___________________А.Е.Ал...

Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников

Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....