Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности (Детская художественная студия «Палитра красок»)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми детьми в едином коллективе, разновозрастном по составу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_studiya_palitra_krasok_-_programma.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №3»

Принята на педагогическом совете:                        Утверждено:                Г.Г.Зайцева

                

 

Дополнительная образовательная программа

общекультурной направленности

(Детская художественная студия «Палитра красок»)

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 3 года

                         

Автор программы: Е.А. Пакуть

г. Медвежьегорск

Пояснительная записка

Сегодня огромное внимание в нашей стране стараются уделить эстетическому образованию детей, воспитать художественный вкус, любовь к прекрасному. Формирование творческой активности, духовно богатой, разносторонне мыслящей личности - это важнейшая задача педагогики. Решать эту задачу необходимо с самого детства. Ведь с самого раннего детства ребёнок начинает испытывать тягу к творчеству. Изобразительная деятельность – это один из наиболее эффективных и доступных ребёнку видов деятельности.

Именно  в  детстве  накапливаются  необходимые  умения  и  навыки  для  дальнейшего  развития ребёнка, поэтому необходимо как можно раньше начинать реализовать его творческий потенциал, развивать фантазию, сформировать художественные навыки, приобщить к походу в музеи. На это и направлена работа учреждений дополнительного образования Детских художественных школ, Домов Детского творчества, школ искусств.

К сожалению, у многих детей, не получается посещать Детские художественные школы  из-за нехватки времени, неусидчивости и других факторов. В этих случаях на помощь приходит школа. На посещение школьных студий уходит значительно меньше времени (занятие длится меньше, чем в специализированной школе), а также кружки и студии при школе не требуют никаких затрат.

Программа данного кружка является авторской. Новизна её состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми детьми в едином коллективе, разновозрастном по составу. Кроме этого кружок преследует цель занятости детей любимым делом, хотя большинство из них не владеет даже азами художественного творчества. При общении друг с другом, с учителем, дети интересуются творчеством, что оказывает благотворное влияние на развитие мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия, художественного вкуса и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Также данная программа не предусматривает использования широкого спектра художественных материалов, что сокращает материальные затраты родителей, а также вырабатывает у детей ценное умение добиваться наибольшего результата наименьшими средствами (акварель, гуашь, пластилин).

Цель: Художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие личности учащегося, формирование художественных навыков, формирование творчески активной, богатой духовно, разносторонне мыслящей личности.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • Овладение определенными навыками и умениями детей в освоении рациональных способов изобразительной деятельности;
  • Совершенствование творческих умений и навыков детей;
  • Знакомство с лучшими образцами классической и современной живописи.

  1. Развивающие:
  • Создание условий для творческого поиска для детей с различным уровнем технологической подготовки;
  • Развитие воображения, фантазии, пространственного мышления.
  • Формирование ценностных ориентиров.

  1. Воспитательные:
  • Воспитание эстетического восприятия и художественного вкуса.
  • Развитие коммуникативных способностей, умений и навыков общения в совместной деятельности.

Условия реализации образовательной программы:

  • Возраст участников программы – обучающиеся 1-4 классов (7 – 12 лет)
  • Срок реализации программы – 3 года
  • Режим работы – 1,5 часа в неделю
  • Место реализации программы -  р.Карелия, г.Медвежьегорск,

                                                   ул. Дзержинского, д.18, МКОУ "Медвежьегорская СОШ№3"

  • Учебная нагрузка

Класс

Часов в неделю

Часов в год

1 класс

1,5

49,5

2 класс

1,5

51

3 класс

2

68

Методы обучения: Практические, наглядные, словесные.

Формы работы: Индивидуальная, групповая. Участие в выставках, конкурсах.

Основные формы проведения занятий:

  • практические задания
  • теоретические задания по истории искусств
  • творческие, художественно организованные игры
  • экскурсии, прогулки на природе, пленэры

Материальное обеспечение программы:

  • мультимедийная техника
  • энциклопедии
  • наглядные пособия
  • дидактический материал

Средства: Бумага, карандаши, акварельные краски. Данная программа не предусматривает использования широкого выбора художественных материалов для занятий, их спектра (несмотря на рекомендации ряда известных специалистов в области детского творчества).

Содержание программы:

Программа предполагает усложнение заданий в соответствии со степенью освоения ими основ изобразительной грамоты, сформированности у них практических умений и навыков.

Программа условно включает в себя четыре основных раздела: рисунок, живопись, композиция и история искусств. Эти разделы тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого. В разделы «Рисунок» и «Живопись» включены задания по рисованию с натуры, по представлению о жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел «Композиция» состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрированию сюжетов литературных произведений, декоративные работы. Раздел «История искусств» предусматривает беседу о произведениях национальной и зарубежных художественных школ, их представителей. Отдельные беседы программой не предусматриваются, они включаются в практическое занятие. Подобные беседы, а также творческие игры, предусмотренные программой (Лото  «Шедевры искусства»), позволяют ребятам быстрее запомнить произведения и их авторов, а также анализировать закономерности и каноны искусства на примерах известных художников.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Первый год обучения:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • применять основные средства художественной выразительности.
  • знать свойства художественных материалов (карандаши, гуашевые и акварельные краски и т.д.);
  • правильно  работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • правильно работать кистью: использовать наклонное положение кисти для получения широких полос и мазков и вертикальное положение – для рисования концом кисти;
  • работать гуашевыми и акварельными красками, знать основные правила смешивания красок;
  • знать порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых сочетаний (бледно-красный, бледно-оранжевый, бледно-зелёный, бледно-голубой и пр.);
  • определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком велико и не слишком мало, в центре а не сдвинуто к одному из краёв листа);
  • верно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет предметов;
  • рисование с натуры, по памяти и по представлению;
  • сформулировать замысел;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

Второй год обучения:

  • знать виды и жанры изобразительного искусства, их отличительные признаки;
  • построить несложную композицию;
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • уметь пользоваться эскизом;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (И. Айвазовский, И.Левитан, И.Шишкин, А.Саврасов, В.Васнецов, Леонардо да Винчи, В. Ван Гог);

Третий год обучения:

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
  • уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкретизации замысла, сохранять и выявлять в длительной работе, найденную в эскизе систему организации основных элементов изображения, понимать необходимость эскизной работы;
  • уметь подмечать в окружающей жизни интересные пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе;
  • передавать настроение в собственной творческой работе с помощью тона, штриха, материала;
  • уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать в ней недостатки и добиваться их устранения;
  • выражать собственное мнение при посещении выставок;
  • знать произведения представителей национальной художественной школы и уметь их анализировать;

Формы подведения итогов реализации программы – участие в творческих играх, школьных, городских и региональных конкурсах, выставках.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание темы

Количество часов

Дата

Первый год обучения

I четверть

1.

Вводное занятие. Азбука рисования. Чем я рисую.

Знакомство. Вводная беседа: ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Знакомство с творческой папкой. Знакомство с инструментами и художественными материалами. Рисунок на свободную тему.

1,5 часа

3.09.

2.

Как я рисую. Рисунок-основа языка изобразительного искусства.

Понятие о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства. Материалы и техника рисунка - знакомство с различными средствами художественной выразительности  (линия, штрих, пятно, тон, градация тона). Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости. Рисование отдельных предметов быта несложной формы.

1,5 часа

10.09

3.

Её Величество Линия.

Различные виды линий, их использование в творчестве. Использование разнообразия линий и штрихов, приведение их в определенную систему при передаче объема. Творческие игры из раздела «Графика» («Дорисуй-ка», «Угадай линию», «Я – линия» и др.). Изображение ветки с определенным характером и настроением.

1,5 часа

17.09.

4.

Портрет любимого учителя.

Поверхностное знакомство с жанром «Портрет». Пробное задание в портретном жанре.

1,5 часа

24.09.

5.

Оформление первой выставки («Проба пера»), посвящённой дню учителя.

Знакомство с понятием «выставка», подготовка к ней. Учимся оформлять работы.

1,5 часа

1.10.

6.

С чего начать рисунок? Композиция рисунка.

Знакомство со вспомогательными линиями в рисунке  и использование их в работе. Выполнение 2 — 3 рисунков различных предметов без моделирования формы светотенью. При построении формы проследить невидимые линии контура. Знакомство с понятием «композиция рисунка», поиск композиции. Поэтапное выполнение рисунка с натуры осеннего листа в акварели.

1,5 часа

8.10.

7.

Знакомство с основными формами.

Знакомство с основными формами предметов. Принципы конструктивного построения формы. Упражнения на овладение способами передачи объема предметов различной геометрической формы.

1,5 часа

15.10.

8.

Многообразие цветов. Изучение простейших законов цветоведения.

Цвета радуги. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Различаем основные и составные, теплые и холодные цвета. Смешивание красок. Изображение характера сказочных образов с помощью цвета. Изображение Солнечного города или царства Снежной Королевы. Творческие игры (процесс восприятия и выбора цвета и цветовых комбинаций): «Тёплые и холодные», «Тихие и громкие», «Весёлые и грустные цвета», «Открой новый цвет» и т.д.

1,5 часа

22.10.

9.

Хроматические

и ахроматические цвета

Ахроматические цвета - оттенки черного и белого цветов, хроматические цвета -

тональные оттенки одного цвета.

1,5 часа

29.10.

II четверть

10.

Переливы цвета. Краски заката и рассвета.

Создание плавных переходов, переливов. Знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете.

1,5 часа

12.11.

11.

Ночь и день.

Знакомство со светом и тенью в природе.

1,5 часа

19.11.

12.

Место встречи неба и земли. Воздушная перспектива.

Знакомство с линией горизонта. Определение линий горизонта на иллюстрациях. Наблюдаем из окна и находим линию горизонта. Что такое воздушная перспектива. Работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение. Схематическое построение куба в перспективе.

1,5 часа

26.11.

13.

Близко далеко.

Изображение нескольких предметов с передачей пространства ахроматическими цветами.

1,5 часа

3.12.

14.

Низко высоко.

Знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве. Рисунок тарелки.

1,5 часа

10.12.

15.

Как рисуют деревья?

Поэтапное выполнение рисунка дерева. Творческое задание (рисуем пальму, дуб и берёзу, правильно выбрав окошко).

1,5 часа

17.12.

16.

Рисование на тему «Новогодняя ёлка».

Наблюдаем, как меняются деревья в разные времена года. Поэтапное выполнение рисунка новогодней ёлки.  

1,5 часа

24.12.

III четверть.

17.

Композиция. Правда и красота повседневной жизни. План рисунка. Эскиз – помощник художника.

Реализм в искусстве. Правда жизни и правда искусства. Процесс создания станкового произведения. Составление плана рисунка. Поиск темы и композиции, знакомство с понятием «эскиз».

1,5 часа

14.01.

18.

19.

Композиция на тему: «Как я провёл зимние каникулы».

Составление рабочего эскиза. Композиционное решение. Соблюдение пропорций. Гармония цветовых отношений.

1,5 часа

21.01

28.01

20.

21.

Уроки художника-анималиста. Учимся рисовать животных.

Знакомство с понятием «Художник-анималист».

3 часа

4.02.

11.02.

22.

Симметрия и асимметрия.

Понятие симметрии и асимметрии. Творческое задание. Рисунок бабочки.

1,5 часа

18.02.

23.

24.

Живопись. Основы акварельной живописи. Натюрморт.

Живопись акварелью. Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике и материалах. Знакомство с понятием «Натюрморт». Рисунок простого натюрморта на свободном широком фоне.

3 часа

25.02.

4.03.

25.

26.

Портрет. Автопортрет.

Искусство портрета. Разновидности портретного жанра. Портрет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства. Учимся рисовать себя, знакомство с понятием «автопортрет».

3 часа

11.03.

18.03.

IV четверть

27.

28.

29.

Художник и книга. Понятие «Иллюстрация».

Иллюстрирование классических произведений детской литературы (по выбору учащихся). Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И. Билибина, В.М. Васнецова.

4,5 часа

1.04.

8.04.

15.04.

30.

Что такое пейзаж?

Знакомство с понятием «пейзаж». Виды пейзажа. Национальная, художественная школа пейзажа и ее ярчайшие представители. Рисуем весенний пейзаж.

1,5 часа

22.04.

31.

Пленэр. Знакомство с понятием, методами работы.

Основные принципы и методы работы на пленэре.

Зарисовка с натуры группы деревьев. Композиция листа. Передача пропорций, объема и характера поверхности элементов изображения. Тональная цельность рисунка. Уголок парка (фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством).

1,5 часа

29.04.

32.

Пленэр. «На городской улице».

Краткосрочные рисунки отдельных элементов городского пейзажа (построек и т.п.). Передача строения и характера объектов изображения. Пропорции и силуэт. Выразительность линии и штриха.

1,5 часа

6.05.

33.

Контрольное занятие.

Итоговый тест: «Чему мы научились за год».

1,5 часа

13.05.

34.

35.

Подготовка и проведение итоговой выставки.

Итоговое занятие. Подготовка и проведение итоговой выставки. Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.

3 часа

20.05.

27.05.

2 год обучения

I четверть

1.

«И аромат цветов плывет …» Рисование с натуры.

Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Рисунок простого натюрморта «Цветы в вазе» на свободном широком фоне. Зарисовка с натуры. Композиция листа. Цветовое решение.

1,5 часа

2.09.

2.

3.

4.

Композиция на тему по выбору: «Мои летние каникулы»; «1 сентября -праздник детей и учителей».

 + наброски людей с натуры.

Составление композиции на основе летних впечатлений. Выбор сюжета. Поиски оптимального композиционного решения в эскизах. Использование масштабной сетки для увеличения изображения до необходимых размеров. Тщательная прорисовка отдельных деталей и узлов композиции. Колористическое решение эскиза. Работа над оригиналом композиции в карандаше и цвете.

4,5 часа

9.09. 16.09. 23.09.

5.

6.

Подготовка выставки ко дню учителя.

Женский портрет.

Женский портрет (форматы портрета: погрудный, поясной, во весь рост). Передача пропорций. «Конструкция» головы. Общая гармония изобразительного решения. Использование таблицы «Пропорции головы человека».

3 часа

30.09

7.10.

7.

8.

9.

«Для чего нам воображение?» Учимся абстрактно мыслить.

Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления: утро, вечер, ночь;

4,5 часа

14.10

21.10

28.10

II четверть

10.

11.

Экскурсия в городской парк. Временной (осенний) пейзаж.

Наблюдение за изменениями в природе с приходом осени. Представители национальной, художественной школы пейзажа.

3 часа

11.11

18.11

12.

13.

Знакомство с понятиями «Логотип и эмблема».

Назначение, типы, функции и требования к логотипу и эмблеме. Разработка эмблемы художественной студии,  на примере эмблемы «2014 год – год культуры в России».

Разработка логотипа школы. Использование различных графических материалов.

3 часа

25.11

2.12

14.15.

Рисунок. Натюрморт.

Групповая постановка из геометрических тел.  Размещение элементов натюрморта на плоскости листа. Соблюдение пропорций внутри каждого предмета и по отношению друг к другу.

3 часа

9.12

16.12

16. 17.

«Мир искусства богат и сложен».

Повторение видов и жанров изобразительного искусства, известных ранее учащимися; Знакомство с новыми видами изобразительного искусства.

3 часа

23.12

30.12

III четверть

18. 19.

ДПИ - декоративно-прикладное искусство.

ДПИ – вид изобразительного искусства. Знакомство с понятием.

3 часа

13.01

20.01

20. 21.

«Чудеса архитектуры».

Архитектура – вид изобразительного искусства. Знакомство с понятием.

3 часа

27.01

3.02

22. 23.

«Скульптура».

Скульптура – вид изобразительного искусства. Знакомство с понятием. Работа с пластилином. Работа с солёным тестом.

3 часа

10.02

17.02

24. 25.

Экскурсия в городской парк. Временной (зимний) пейзаж.

Наблюдение за изменениями в природе с приходом зимы. Представители национальной, художественная школы пейзажа.

3 часа

24.02

3.03

26. 27.

Натюрморт. Живопись.

Живопись акварелью. Рисунок простого натюрморта на свободном широком фоне. Размещение элементов натюрморта на плоскости листа. Соблюдение пропорций, цветовой гаммы.

3 часа

10.03

17.03

IV четверть

28.

29.

Экскурсия в городской парк. Временной (весенний) пейзаж.

Наблюдение за изменениями в природе с приходом весны. Представители национальной, художественная школы пейзажа.

3 часа

24.03

7.04

30.

Автопортрет.

Учимся рисовать себя. Портрет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства. 

14.04

31.

32.

33.

Сюжетно-тематическая или декоративная композиция по замыслу учащихся (итоговая работа года).

+ наброски людей с натуры.

Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере. Использование знаний, умений и навыков, полученных в результате прохождения курса обучения.

4,5 часа

21.04

28.04

5.05

34.

Контрольное занятие.

Проверка теоретических знаний. Итоговый тест.

1,5 часа

12.05

35.

Хранилище художественных ценностей.

18 мая – день музеев. Знакомство с десятью популярными музеями России. Экскурсия в Медвежьегорский районный музей.

1,5 часа

19.05

36.

Подготовка и проведение итоговой выставки.

Итоговое занятие. Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.

1,5 часа

26.05

3 год обучения

I четверть

1.

Вводное занятие.

Натюрморт с цветами. Живопись.

Вводная беседа инструменты и художественные материалы.

Вспоминаем виды и жанры изобразительного искусства.

Художественные стили и направления на примере жанра натюрморт.

Натюрморты известных художников.

Рисование натюрморта с цветами акварелью в технике «по-сырому».

2 часа

1.09

2. 3.

4.

Сюжетно-тематическая композиция «Как я провёл лето»

Составление композиции на основе летних впечатлений. Поиски оптимального композиционного решения в эскизах с соблюдением законов перспективы. Знакомство с произведениями И.И. Шишкина, В.Д. Поленова (изображение летней природы). Выполнение зарисовок фигуры человека. Работа над оригиналом композиции в карандаше и цвете.

6 часов

8.09

15.09

22.09

5.

Экскурсия в городской парк.

Наблюдения за изменениями в природе с приходом осени. Выполнение карандашных набросков, зарисовок деревьев.

2 часа

29.09

6.

7.

Временной (осенний) пейзаж.

Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространства. Размещение элементов пейзажа в пространстве рисунка с использованием знаний в области линейной перспективы. Техника «по-сырому».Знакомство с картинами пейзажистов (Левитан «Золотая осень»)

4 часа

6.10

13.10

8.

9.

Рисование зверей и птиц по памяти и представлению.

Беседа: «Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Художники-анималисты (В.А.Ватагин, Е.Чарушин, А.Дюрер)». Выполнение набросков, зарисовок зверей и птиц по памяти и представлению.

4 часа.

20.10.

27.10

II четверть

10.

Основы дизайна.

Знакомство с понятием «дизайн», видами дизайна (промышленный, графический, дизайн одежды, фитодизайн, дизайн среды и др.) Выполнение работы по одному направлению дизайна на выбор.

2 часа

10.11

11.

Шрифт – основа графического дизайна.

Разновидности шрифтов. Создание шрифтовой композиции без использования трафаретов. Игра «Нарисуй слово».

2 часа.

17.11

12.13.14.

Области графического дизайна.

Разработка графического стиля общеобразовательного учреждения, эмблемы школы. Создание информационного плаката к юбилею школы, буклета. Работа над эскизом. Работа над оригиналом.

6 часов

24.11

1.12

8.12

15.

16.

Дизайн книги, её художественное конструирование.

Знакомство с элементами оформления книги (переплёт, обложка, форзац, титульный лист, иллюстрации). Оформление одного листа в книге по выбору учащегося.

4 часа

15.12

22.12

III четверть

17.

18.19.

ДПИ.

Искусство орнамента, виды и структура.  Народные художественные промыслы (хохломская, городецкая росписи, гжель). Создание тарелки в технике папье-маше.

6 часов

12.01

19.01

26.01

20.

21.

22.

Монументальная живопись и её разновидности монументальной живописи (роспись, мозаика, сграфитто, витраж).

Создание мозаики на тему «Сказочные птицы». Составление рабочего эскиза. Выполнение линейного рисунка в окончательном размере. Завершение работы в цвете.

6 часов

15.02

16.02

17.02

23.24.

25.

Искусство портрета.

Повторение разновидностей портретов. Художественные стили и направления на примере портретного жанра. Портрет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства. Рисование головы живой модели. Передача пропорций. «Конструкция» головы. Выполнение зарисовок отдельных частей лица.

6 часов

24.02

25.02

29.02

26.

Рисование с натуры фигуры человека.

Последовательность рисования фигуры человека. Знакомство с различными приёмами выполнения набросков (линейно-схематичный; по внешнему очертанию; проволочный; вписывание модеи в геометрическую фигуру).

2 часа

1.03

IV четверть

27.

28.

Сюжетно-тематическая композиция батального жанра по замыслу учащихся (итоговая работа года).

Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере. Использование знаний, умений и навыков, полученных в результате прохождения курса обучения.

4 часа

5.04

12.04

29.

30.

Работа над проектированием и моделированием объектов архитектуры и дизайна.

Разработка проекта детской площадки. Этапы разработки. Выполнение клаузуры. Выполнение модели площадки из бумаги или картона (макет).

4 часа

19.04

20.04

31.

Рисование геометрических фигур (куб, шар).

Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс). Изучение различных видов штриховок.

2 часа

26.04

32.

Натюрморт  из бытовых предметов. Рисунок.

Размещение элементов натюрморта на плоскости листа. Последовательность рисования кувшина; последовательность работы над рисованием складок драпировки.

4 часа

10.05

33.

Контрольное занятие.

Проверка теоретических знаний. Итоговый тест.

2 часа

17.05

34.

Подготовка и проведение итоговой выставки.

Итоговое занятие. Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.

2 часа

24.05

Литература: 

  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. — М.: Просвещение, 1984.
  2. Артёмов В. Художники и архитекторы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 48 с.: ил.
  3. Бурин Л.Н. «Живопись. Графика». – М.: Изд-во «Унипапирус», 2010.
  4. Гнедич П.П. История искусств. Россия XVIII-XIX вв. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 144 с., ил.
  5. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов/ Сост. Г.Г. Виноградова. — М.: Просвещение, 1990.
  6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
  7. Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе.- М.: Изд-во «Искусство», 1970.
  8. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с., ил.
  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с., ил.
  10. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981.
  11. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Изд-во «Детская литература», 1966.
  12. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы. / Под ред. B.C. Кузина. — М.: Просвещение, 1974.
  13. Учебный рисунок: Учебное пособие / Под ред. В.А. Королёва. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  14. Чиварди Д. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. – М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 88 с., ил.
  15. Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учебное пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1986.
  16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил.
  17. Юсупова З.Г. Монография-альбом Художники Карелии. - Петрозаводск, Петропресс, 2000.

Литература для детей и их родителей:

  1. Бурин Л.Н. «Живопись. Графика». – М.: Изд-во «Унипапирус», 2010.
  2. Гнедич П.П. История искусств. Россия XVIII-XIX вв. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 144 с., ил.
  3. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов/ Сост. Г.Г. Виноградова. — М.: Просвещение, 1990.
  4. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Изд-во «Детская литература», 1966.
  5. Учебный рисунок: Учебное пособие / Под ред. В.А. Королёва. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  6. Чиварди Д. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. – М.: Издательство «Эксмо», 2004. – 88 с., ил.
  7. Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учебное пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1986.
  8. Юсупова З.Г. Монография-альбом Художники Карелии. - Петрозаводск, Петропресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...

Дополнительная образовательная программа «Ориландия» Направление : общеинтеллектуальное

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"

Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Сист...