Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Орлова Мария Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Мария Евгеньевна, ГБОУ Центр образования №293

Дополнительная образовательная программа «Волшебная Глина»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №293

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ЦО №293

____________ Глозман А.Е.

«____» _____________ 2012 г.

Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Волшебная Глина»

срок реализации – 4 года

возраст детей – 7-11 лет

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Орлова Мария Евгеньевна

г. Москва

2012 год

I. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

        В наш век компьютеров и машин, технического прогресса и огромных скоростей, возникает особая необходимость  приобщения детей к искусству, в частности декоративно-прикладному, так как никакая другая деятельность не несет в себе такой богатой нравственно-эстетической основы, не имеет таких глубоких исторических корней. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе исторический и духовный опыт народа и обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. Здесь тесно переплелись традиции и природное начало. Традиции – это приемы и навыки, образы и мотивы, переходящие от поколения к поколению и помогающие сохранить самобытность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    народного искусства. А природное начало декоративно-прикладного искусства в том, что природа и её образы издревле служили источником вдохновения для художников. Мастера декоративно-прикладного искусства являются своеобразными «учениками природы» - именно в её проявлениях они находят образы, отражаемые потом ими в своих работах, именно у природы они учатся творчеству.  

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае керамика, сочетает в себе не только функции богатого эстетического и экологического воспитания, но и воспитание подрастающего поколения в труде и уважении к работе человека.

Изделия из керамики, как художественный промысел, в России имеют глубокие корни. Это и гончарное искусство, и глиняная игрушка - Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Абашевская, и великолепные образцы фаянсовой и фарфоровой посуды, такой как Гжель, Скопин, Кузнецовский и Ломоносовский фарфор. Керамика издревле занимала одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве.

Младший школьный возраст особенно благоприятен для начала работы по введению ребёнка в мир искусства и художественного творчества. Эмоции ребёнка еще неотделимы от его познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления. Отношение к тому или иному предмету ребенок строит исходя в первую очередь из эмоций, которые вызывает в нем наблюдаемый предмет. В связи с этим знакомство с искусством, а особенно декоративно-прикладным, имеет в этом возрасте наибольшую актуальность, так как именно декоративно-прикладное и народное искусство с его яркими светлыми образами, с его ясным выразительным языком понятно и близко ребенку на эмоциональном уровне.

Дополнительная образовательная программа «Волшебная Глина» имеет художественно-эстетическую направленность. Красота и разнообразие природы, а также культурное наследие России нашли отражение в данной программе.

        Цель программы: формирование художественной культуры ребенка и обогащение его внутреннего мира средствами декоративно-прикладного искусства.

        Задачи программы:

1. Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма через знакомство с культурным наследием России;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • передача и накопление опыта эстетического отношения к окружающему миру.

2. Обучающие:

  • обучение различным техникам  обработки глины;
  • получение навыков при использовании различных художественных материалов;
  • знакомство с различными жанрами декоративно-прикладного искусства.

3. Развивающие:

  • развитие настойчивости, целеустремленности, аккуратности;
  • развитие творческой активности;
  • развитие умения работать в коллективе и индивидуально;
  • развитие художественного мышления.

Особенности образовательной программы

Содержательной основой программы является раскрытие перед ребенком богатого мира природы, являющегося основой декоративно-прикладного искусства.

Структурной особенностью программы является сквозное блочно-тематическое планирование содержания занятий, что позволяет ставить отдельные воспитательные и     учебные задачи по конкретным темам и проследить развитие учащихся с выходом на конечный результат. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, то есть каждый год программы делится на три блока – «Мир Природы», «Мир глиняной игрушки» и «Мир вокруг нас».  

Программа включает в себя теоретическую и практическую части (примерно 30% теории и 70% практики). Первая содержит информацию из истории развития керамики, сведения о народных промыслах, о видах керамики, данные по материаловедению, по технологиям изготовления и декорирования изделий. Также даются сведения о композиции, создании эскиза, моделировании и дизайне керамических изделий. В процессе выполнения заданий учащиеся овладевают приемами создания керамических работ различными способами (ручная лепка, работа на гончарном круге, приемы декорирования, роспись изделий).

        В основу данной образовательной программы легли теоретические идеи, отраженные в программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М: «Просвещение», 2009)  и программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.1-4 кл.» Шпикаловой Т.Я (М: «Просвещение», 1996). Кроме того, в вопросах технологии обработки глины, программа опирается на методы работы, освещенные в программе Мочалова Г.А., Бондаревой Л.К., Глозмана Е.С. «Примерная программа «Художественная керамика» (10-11 классы) //Школа и производство- 2002-№3. - С.56-60;

Основные принципы программы

  1. Концентричность – каждый год учащиеся возвращаются к той или иной теме,  после повторения основных понятий которой, они поднимаются на новый уровень сложности.
  2. Целостность и неспешность – программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала и усложнение по годам обучения.
  3. Сочетание теории и практики – помимо занятия-беседы, которое проводится в начале каждого блока, учащиеся постоянно возвращаются к теоретическим знаниям, так как они непосредственно связаны с освоением практических навыков.
  4. Применение индивидуальных и коллективных форм занятий.
  5. Доступность – содержания программы для учащихся с различной степенью мотивации и познавательной самостоятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Срок реализации образовательной программы – 4 года. Программа рассчитана на детей 7–10 лет и учитывает возрастные особенности, которые отражаются в содержании курса,  в применяемых методах, формах обучения, а также дидактических средствах.

Основа изготовления керамического изделия – лепка, является важной составляющей художественной деятельности ребенка, особенно младшего школьного возраста. Она развивает моторику мелких мышц рук, влияя на развитие речи и мышление, кроме того,  благотворно влияет на нервную систему в целом. Задания, связанные с лепкой и декорированием изделий, развивают у учащихся чувство гармонии, ритма, цвета и активизируют абстрагированное мышление.

Ребенок 7-10 лет испытывает потребность в художественном творчестве. За внешней формой предметов и явлений дети, с помощью педагога, открывают внутреннее содержание, вызывающее у них отклик. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им самим образах. Занятия искусством, с правильной подачи педагога, способны формировать в ребенке этого возраста эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение к жизни.

Учащиеся обучаются в группах с постоянным составом. Набор в группы свободный. Учитывая материально-технические условия, для успешной реализации данной образовательной программы, учащихся в группе должно быть не более 15 человек.

Режимы занятий

Образовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

        В результате занятий по программе, учащиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при работе в мастерской керамики;
  • о технологических особенностях художественного материала глины, её свойствах и способах обработки;
  • о процессе работы над изделием из керамики;
  • о различных техниках обработки глины;
  • об истории развития промысла керамики в России, основные виды традиционной керамики.

       В результате занятий по программе, учащиеся будут уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • планировать последовательность работы, создавать эскиз, осуществлять контроль над результатом практической работы;
  • владеть грамотными приемами лепки из глины;
  • выполнять художественную отделку изделия;
  • работать как в индивидуальных, так и в совместных формах художественно-творческой деятельности;
  • выполнять творческие задания.

 В процессе обучения по программе «Волшебная глина», дети развивают следующие качества личности:

  • чувство патриотизма;
  • чувство бережного отношения к природе;
  • эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус;
  • умение работать в коллективе;
  • настойчивость, целеустремленность, аккуратность;
  • познавательную активность и самостоятельность.

В процессе работы по данной программе рекомендуются следующие формы оценки знаний (достижений) учащихся:

  • викторина;
  • индивидуальная и коллективная практическая работа,
  • проектная деятельность;
  • участие в ярмарках, выставках и конкурсах.

II. Учебно-тематический план

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

 

4 год обучения

III. Содержание программы

1 год обучения

Блок 1

Мир Природы – Удивительный мир растений (22 часа)

1.1 Вводное занятие (2 ч.) 

Теоретическая часть: Знакомство с мастерской. Техника безопасности при работе в мастерской керамики. Правила работы в мастерской. Цели и задачи курса. Подготовка рабочего места.  Инструменты, необходимые при работе с глиной. Беседа об истории керамики и месте керамики в жизни человека.

1.2 Волшебная глина (2 ч.)

Теоретическая часть: Основные свойства глины. Её добыча и применение. Виды керамических изделий.

Практическая часть: Подготовка глины к работе. Лепка простых геометрических тел.

1.3 Самый прекрасный цветок (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о красоте природы. Беседа о цветах и их разнообразии. Просмотр иллюстративного материала. Приёмы декорирования и росписи. Керамические красители – ангобы.

Практическая часть: Рисование эскиза цветка. Лепка медальона, лепка объемных элементов, декорирование, роспись ангобами.

1.4 Золотая осень (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о красоте осенней природы. Просмотр иллюстративного материала. Беседа о строении дерева.

Практическая часть: Рисование эскиза (возможны зарисовки деревьев на пленере). Лепка рельефного изображения дерева в осеннем уборе. Роспись ангобами.

1.5 Грибок на полянке (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о лесе и его обитателях. Просмотр изображений грибов. Беседа о способах лепки объемных фигур – конструктивном, пластическом и комбинированном. Приёмы скрепления глины.

Практическая часть: Рисование эскиза. Лепка объемной фигурки гриба на подставке. Лепка деталей – цветов, травы, насекомых. Декорирование. Роспись ангобами.

1.6 Ёлочка (2ч.)

Теоретическая часть: Беседа о деревьях, их строении и разнообразных формах. Конструктивный способ лепки.

Практическая часть:  Лепка – изготовление шариков и пластинок одного размера. Создание объемной фигурки. Роспись ангобами.

1.7 Фрукты на блюде (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о разнообразных фруктах, их формах и расцветках. Просмотр иллюстративного материала.

Практическая часть: Рисование эскиза. Лепка фруктов и блюда. Роспись ангобами.

1.8 На лесной опушке (6 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о лесе и его обитателях. Просмотр иллюстративного материала. Звуковой ряд – «Звуки леса».

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Распределение индивидуальных заданий. Лепка рельефных изображений. Объединение в единое панно. Роспись ангобами.

Блок 2

Мир глиняной игрушки – Друзья человека (26 часов)

2.1 Удивительный мир глиняной игрушки (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. История развития промыслов глиняной игрушки.

2.2 Экскурсия в Сергиево-Посадский Государственный Музей Игрушки. Перед экскурсией поставить ряд вопросов, на которые должны ответить дети.

2.3 Секреты мастерства (2 ч.)

Теоретическая часть: Дискуссия после посещения музея. Характерные особенности промыслов глиняной игрушки. Образы животных в работах мастеров игрушки.

Практическая часть: Зарисовка образов животных нескольких промыслов игрушки – Орловской, Каргопольской, Дымковской, Филимоновской.

2.4 – 2.11 Народная глиняная игрушка. Образы животных.

Теоретическая часть: Характерные особенности изображения животных. Раскрытие термина «стилизация». Пластический способ лепки. Особенности росписи народной игрушки.

Практическая часть: Зарисовка, лепка и роспись игрушек-животных  в стилистике основных промыслов глиняной игрушки.

Блок 3

Мир вокруг нас – Сказочница глина (24 часа)

3.1 Путешествие в сказку (2 ч.)

Теоретическая часть: Герои русских народных сказок. Чтение отрывков из русских сказок с описанием героев – Василисы Прекрасной, Ивана-Царевича, Бабы Яги и т.п. Звуковой ряд – гусельная музыка, отрывки из балета «Конёк-Горбунок» Щедрина. Зрительный ряд – иллюстрации Билибина, репродукции картин Васнецова, Врубеля.

3.2 Посещение «Дома Сказки» на ВВЦ

3.3 Изразец (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа об изразцах – своеобразных  «оберегах» дома. Образы сказочных животных, изображаемых на изразцах. Приёмы декорирования и росписи изразцов.

Практическая часть: Рисование эскиза. Лепка изразца на квадратном основании. Роспись ангобами.

3.4 Портрет сказочного героя (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о сказочных персонажах и их отличительных чертах. Просмотр иллюстраций.

Практическая часть: Рисование эскиза. Лепка рельефного изображения сказочного персонажа. Декорирование и роспись. Обсуждение работ.

3.5 Сказочный домик (2 ч.)

Теоретическая часть:  Беседа о жилищах героев сказок. Просмотр иллюстраций с изображением различных домов. Способ лепки из пластов. Особенности декора и росписи.

Практическая часть:  Работа над эскизом. Лепка объемного, полого внутри домика из пластов глины. Декорирование лепными элементами – труба, крыльцо, наличники и т.д. Роспись ангобами. Обсуждение работ.

3.6 Рыба-Кит (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о сказочных рыбах, упоминаемых в сказках. Чтение отрывка про Рыбу из сказки Ершова «Конек-Горбунок».

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Распределение индивидуальных заданий. Лепка рельефных изображений. Объединение в единое панно. Роспись ангобами.

 3.7 Пряничный город (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о сказочных городах. Чтение отрывков из сказок. Просмотр иллюстраций – работ художников, фотографий старинных городов и архитектуры Гауди. Беседа о декорировании с помощью лепных элементов и инструментов.

Практическая часть: Рисование эскиза домика или башни. Объединение эскизов в коллективную работу. Лепка рельефов. Декорирование. Объединение в единое панно. Роспись ангобами.

3.8 Чудо-дерево (4 ч.)

Теоретическая часть: Образы дерева в народной культуре, в сказках. Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Просмотр иллюстраций – образ дерева жизни и чудо-дерева в работах художников.

Практическая часть: Создание учителем общего силуэта дерева. Рисование эскизов с героями, населяющими дерево. Лепка рельефных изображений. Декор и роспись глазурями или ангобами.  Объединение в единое панно.

3.9 Проведение итоговой выставки (2 ч.)

Обсуждение и отбор работ. Оформление работ. Составление экспозиции выставки.

2 год обучения

Блок 1

Мир Природы – Красота подводного мира, Насекомые (30 часов)

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Теоретическая часть: Правила  работы в мастерской,  техника безопасности при работе с инструментами и глиной. Цели и задачи курса. Повторение знаний о технологии обработки глины, способах декорирования и росписи.

1.2 Удивительная рыба (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о разнообразии  и красоте подводного мира, просмотр иллюстративного материала с изображением рыб, видеофильмов, содержащих подводные съемки.

Практическая часть: Рисование эскиза, лепка, декорирование, роспись ангобами, обсуждение работ.

1.3 Житель морских глубин (4 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр изображений обитателей морских глубин – морских коньков, осьминогов, моллюсков, крабов, кораллов и т.п. Способы декорирования и росписи.

Практическая часть: Рисование эскиза, лепка, декорирование, роспись ангобами, обсуждение работ.

1.4 Аквариум (6 ч.)

Теоретическая часть: Кто живет в аквариуме? Обсуждение темы. Просмотр иллюстраций. Раскрытие значения термина «композиция».

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Распределение индивидуальных заданий. Рисование эскизов рыб. Лепка рельефных изображений. Декорирование лепными элементами и инструментами – штампами. Объединение в единое панно. Роспись ангобами. Обсуждение коллективной работы.

1.6. Бабочка (4 ч.)

Теоретическая часть: Бабочки – такие необычные, яркие, нарядные. Беседа, просмотр иллюстративного материала. Выявление особенностей изображения бабочки. Способ лепки панно из жгутов и шариков.

Практическая часть: Работа над эскизом, лепка панно, роспись ангобами. Обсуждение работ.

1.7 Жук на листочке (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о насекомых, в частности о жуках. Их разнообразие и при этом общие черты сходства. Просмотр иллюстраций. Беседа о способах лепки и декорировании жучков. Конструктивный способ лепки.

Практическая часть: Рисование эскиза, лепка жучка на плоском основании – листике. Роспись ангобами.

1.8 Путешествие в страну насекомых(6 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о разнообразии мира насекомых. Чтения отрывков из произведения Я. Лари «Приключения Карика и Вали». Просмотр иллюстраций.

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Распределение индивидуальных заданий. Рисование эскизов насекомых и цветов. Лепка рельефных изображений. Декорирование лепными элементами и инструментами – штампами. Объединение в единое панно. Роспись ангобами. Обсуждение коллективной работы.

Блок 2

Мир глиняной игрушки – Животные и сказочные герои (18 часов)

2.1 Удивительный мир глиняной игрушки (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. История развития промыслов глиняной игрушки. Отличительные черты промыслов игрушки. Способы лепки и росписи. Раскрытие значения термина «стилизация».

2.2 Экскурсия в Музей Декоративно-Прикладного искусства г. Москвы.

2.3. Филимоновская глиняная игрушка «Корова» ( 2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о промысле филимоновской игрушки, его история и особенности. Просмотр работ мастеров промысла. Характерная роспись филимоновских игрушек.

Практическая часть: Зарисовка филимоновских «Коров». Лепка. Роспись.

2.4. Филимоновская глиняная игрушка «Конь» ( 2 ч.)

Теоретическая часть: Характерные черты филимоновского «Коня». Комбинированный способ лепки.

Практическая часть: Зарисовка филимоновского «Коня». Лепка. Роспись.

2.5  Дымковская глиняная игрушка «Индюк» (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о промысле Дымковской глиняной игрушки. Просмотр работ мастеров дымковского промысла. Отличительные черты. Особенности лепки, декорирования  и росписи.

Практическая часть: Зарисовка дымковского «Индюка». Лепка, декорирование, роспись.

2.6 Герои сказок и мифов в Русской Народной глиняной игрушке (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о сказочных персонажах, встречающихся среди работ мастеров промыслов глиняной игрушки в России. Просмотр игрушек или их фотоснимков. Чтение сказок и былин про Полкана, Птицу-Сирина, Жар-Птицу и др. Звуковой ряд – русская народная музыка.

2.7 Каргопольская глиняная игрушка «Полкан» (2 ч.)

Теоретическая часть: «Полкан» – сказочный герой. Образ «Полкана» в работах мастеров каргопольского промысла игрушки. Особенности лепки и росписи.

Практическая часть: Зарисовка каргопольского «Полкана». Лепка. Роспись.

2.8 Каргопольская глиняная игрушка «Птица-Сирин» (4 ч.)

Теоретическая часть: «Птица-Сирин» – герой русских сказок и былин. Изображение «Сирина» в разных произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства. Образ «Сирина» в работах мастеров каргопольского промысла игрушки. Особенности лепки и росписи.

Практическая часть: Зарисовка образа  «Птицы-Сирина». Лепка. Роспись.

Блок 3

Мир вокруг нас – место керамики в жизни человека (24 часа)

3.1 Керамика вокруг нас (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о положении художественной керамики в быту и в жизни человека в прошлом и в настоящее время. Функциональная значимость керамики. Просмотр иллюстраций.

3.2 Брелок для ключей (4 ч.) 

Теоретическая часть:  Брелоки для ключей – функциональная значимость, виды, особенности. Беседа о декоре и росписи.

Практическая часть: Рисование эскиза. Лепка, декорирование, роспись ангобами.

3.3 Шкатулка (4 ч.)

Теоретическая часть: Шкатулки различных форм и размеров – просмотр фотографий, рассматривание шкатулок, принесенных учителем. Особенности конструкции. Способ лепки из пластов. Способы отделки и росписи ангобами и пигментами.

Практическая часть: Работа над эскизом шкатулки. Лепка, декорирование лепными элементами и штампами. Роспись.

3.4 Подставка для карандашей (4 ч.)

Теоретическая часть: Особенности конструкции подставки для карандашей. Технические характеристики. Способ лепки сосуда из жгутов. Варианты отделки и росписи.

Практическая часть: Рисование эскиза подставки для карандашей. Лепка, декорирование. Роспись.

3.5 Блюдо (4 ч.)

Теоретическая часть: Блюда и тарелки – декоративная и функциональная значимость. Особенности росписи пигментами. Просмотр различных расписных тарелок. Лепка блюда способом ручной набивки формы.

Практическая часть: Рисование эскиза блюда, тщательная проработка варианта росписи. Ручная набивка формы блюда. Декорирование. Роспись пигментами. Обсуждение работ.

3.6 Чашка (4 ч.)

Теоретическая часть:  Просмотр чашек различных форм и размеров. Беседа о способах изготовления сосудов. Сведения об изготовлении сосудов на гончарном круге. История гончарного промысла. Правила работы на гончарном круге

Практическая часть: Приемы работы на гончарном круге. Изготовление небольшой чашки. Роспись.

3.7 Проведение итоговой выставки.

Обсуждение и отбор работ. Оформление работ. Составление экспозиции выставки.

3 год обучения

Блок 1

Мир природы – птицы (24 часа)

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Теоретическая часть: Правила  работы в мастерской,  техника безопасности при работе с инструментами и глиной. Цели и задачи курса. Повторение знаний о технологии обработки глины, способах декорирования и росписи. Керамические красители – глазури.

1.2 Чудо-птица (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о разнообразии и красоте птиц и их изображении художниками. Просмотр иллюстративного материала. Приёмы декорирования и росписи.

Практическая часть: Рисование эскизов, лепка, декорирование, роспись и обсуждение работ.

1.3 Курочка (2 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр иллюстративного материала – сравнение реалистичных изображений птиц и стилизованных мастерами народной игрушки. Беседа о стилизации.

Практическая часть: Работа над эскизом, лепка курочки «по мотивам» народной игрушки, декорирование, роспись.

1.4 Сова (2 ч.)

Теоретическая часть: Стилизация изображения совы. Комбинированный способ лепки. Способы скрепления глины.

Практическая часть: Лепка, декорирование, роспись.

1.5 Попугай (4 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр фотографий попугаев. Беседа об их характерных чертах и способах изображения их в керамике. Особенности росписи глазурями.

Практическая часть: Рисование эскиза – стилизация изображения попугая. Лепка. Декорирование, роспись. Обсуждение работ.

1.6 Зимняя кормушка (4 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о птицах, зимующих в нашей местности. Просмотр иллюстраций. Беседа о композиции.

Практическая часть: Рисование эскиза кормушки, в которой находится несколько птиц. Лепка, декорирование, роспись. Обсуждение работ.

1.7 Жаворонки (6 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о жаворонке как о герое славянских песен и верований. Жаворонок – вестник весны. Коллективная работа – создание декоративного мобиля.

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Рисование эскизов жаворонков. Лепка, декорирование, роспись.

Блок 2

Мир глиняной игрушки – Изображение человека (22 часа)

2.1 Удивительный мир глиняной игрушки (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Промыслы глиняной игрушки в России. Образ человека в работах мастеров глиняной игрушки. Характерные особенности в изображении человека, присущие основным промыслам.

Практическая часть: Зарисовка различных образов людей.

2.2 - 2.7 Образы человека в Дымковском, Филимоновском, Каргопольском и Абашевском промыслах (20 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр иллюстраций и произведений мастеров данных промыслов. Особенности стилизации и изображения. Комбинированный способ лепки. Роспись игрушек.

Практическая часть: Зарисовка образов людей – Мужика, Нянюшки с младенцем, Водоноски, Всадник на коне, Барыни. Лепка, декорир лепными элементами, роспись.

Блок 3

Мир вокруг нас – Керамика в интерьере (26 часов)

3.1 Керамика в интерьере (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о роли керамических изделий в украшении интерьера. Просмотр иллюстративного материала.

3.2 Рамка для фотографии (4 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр разнообразных рамок для фотографий. Обсуждение особенностей и технических характеристик. Раскрытие значения термина «дизайн».

Практическая часть: Рисование эскиза, лепка, декорирование лепным узором, роспись.

3.3 Колокольчик (4 ч.)

Теоретическая часть:  Колокольчики разных расцветок, размеров и отделок. Способы изготовления. Шликерное литье – особенности работы.

Практическая часть: Работа над эскизом. Изготовление формы колокольчика путем шликерного литья в гипсовую форму. Роспись пигментами.

3.4 Декоративное панно (4 ч.)

Теоретическая часть: Декоративное панно – картина из глины. Способы изготовления панно. Темы панно. Просмотр работ современных художников-керамистов.

Практическая часть: Выбор темы для изображения на панно, рисование эскиза. Лепка, декорирование, роспись. Обсуждение работ.

3.5 Подсвечник «Домик» (4 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр разных керамических подсвечников, обсуждение способов изготовления и дизайна.

Практическая часть: Работа над эскизом, лепка полого внутри домика подходящего размера, со съемной крышей. Декорирование. Роспись ангобами или глазурями.

3.6 Ваза (6 ч.)

Теоретическая часть: Необычные керамические вазы. Просмотр иллюстративного материала.  Способы изготовления, отделки и росписи.

Практическая часть: Создание эскиза вазы, лепка одним из способов изготовления сосудов – на выбор ученика. Декорирование, роспись. Обсуждение работ.

3.7 Проведение итоговой выставки.

Обсуждение и отбор работ. Оформление работ. Составление экспозиции выставки.

4 год обучения

Блок 1

Мир Природы – Животные (26 часов)

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Теоретическая часть: Правила  работы в мастерской,  техника безопасности при работе с инструментами и глиной. Цели и задачи курса. Повторение знаний о технологии обработки глины, способах декорирования и росписи.

1.2  Беседа о животных и их изображении в керамике (2 ч.)

Теоретическая часть: Изображение животных в работах мастеров различных видов декоративно-прикладного искусства. Раскрытие значения термина «Анималистика».

1.3 Черепаха (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа об образе черепахи в изобразительном искусстве. Просмотр фотографий разных видов черепах. Особенности строения. Орнамент на панцире

Практическая часть: Рисование эскиза черепахи, лепка, декорирование, роспись.

1.4 Мышка (2 ч.)

Теоретическая часть: Изображение мыши. Просмотр фотографий и рисунков. Стилизация.

Практическая часть: Зарисовка эскиза стилизованной мышки, лепка, роспись ангобами.

1.5 Кошка (4 ч.)

Теоретическая часть: Кошки и их изображение в искусстве начиная с древних времен и по наши дни. Стилизация изображения  кошки. Лепка кошки пластическим способом.

Практическая часть: Рисование эскиза кошки, лепка, роспись.

1.6 Барашек (4 ч.)

Теоретическая часть: Изображение барана, овна в работах художников. Стилизация изображения барана. Технология изготовления скульптуры, полой внутри.

Практическая часть: Рисование эскиза, лепка фигурки барана, полой внутри. Роспись.

1.7 Самостоятельная работа (4 ч.)

Теоретическая часть: Закрепление основ анималистики и стилизации. Просмотр фотографий  животных.  Способы изготовления и отделки анималистической скульптуры.

Практическая часть: Создание эскиза, лепка, декор, роспись красителями на выбор ученика.

1.8 Зоопарк (6 ч.)

Теоретическая часть: Подведение итогов темы «Животные». Обобщение знаний о стилизации и композиции. Просмотр иллюстративного материала.

Практическая часть: Рисование эскиза коллективной работы. Рисование эскизов животных по отдельности. Лепка, объединение в общую композицию. Роспись.

Блок 2.

Мир глиняной игрушки – Сюжетные сценки (22 часа)

2.1 Удивительный мир глиняной игрушки (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Промыслы глиняной игрушки в России. Сюжетные композиции в работах мастеров промыслов глиняной игрушки. Просмотр иллюстративного материала – сюжетные сценки Дымковского, Каргопольского, Филимоновского промыслов.

  1. Экскурсия в Сергиево-Посадский Государственный Музей Игрушки.
  2. Дымковская глиняная игрушка, сценка «Чаепитие» (6 ч.)

Теоретическая часть: Сюжет «Чаепитие» в работах мастеров различных видов декоративно-прикладного искусства. Просмотр иллюстративного материала. Сюжет «Чаепитие» в Дымковском промысле.

Практическая часть: Создание эскиза сценки, лепка, декор, роспись. Обсуждение работ.

2.4 Каргопольская глиняная игрушка, сценка «Музыканты» (6 ч.)

Теоретическая часть: Изображение музыкантов в работах мастеров декоративно-прикладного искусства, в частности глиняной игрушки. Обсуждение сюжета и его героев.

Практическая часть: Создание эскиза сценки, лепка, декор, роспись. Обсуждение работ.

2.6 Дымковская глиняная игрушка, сценка «Карусель» (6 ч.)

Теоретическая часть: Изображение праздника в работах мастеров декоративно-прикладного искусства. Сценка «Карусель» - её особенные черты и детали. Просмотр фотографий работ мастеров Дымковского промысла.

Практическая часть: Создание эскиза сценки, лепка, декор, роспись. Обсуждение работ.

Блок 3

Мир вокруг нас – Керамическая скульптура (24 часа)

3.1 Беседа о скульптуре (2 ч.)

Теоретическая часть: Беседа о скульптуре, о её видах и жанрах. Просмотр фотографий работ скульпторов различных  эпох.

3.2 Экскурсия в Центральный Дом Художника.

3.3 Анималистическая скульптура (4 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр скульптур и рисунков мастеров анималистики, таких как Клодт, Ватагин, Ефимов и другие. Обсуждение особенностей стилизации анималистических скульптур. Техника работы над скульптурой, полой внутри.

Практическая часть: Зарисовки изображений животных, работа над эскизом скульптуры животного, лепка, декор,  роспись.

3.4 Изображение человека (6 ч.)

Теоретическая часть: Просмотр работ мастеров мелкой пластики. Изображение человека в скульптуре и керамике.

Практическая часть: Зарисовка фигуры человека с натуры, создание эскиза скульптуры, лепка, декор, роспись.

3.5 Творческая работа (8 ч.)

Теоретическая часть: Подведение итогов работы по курсу занятий. Краткий обзор изученного материала.

Практическая часть: Создание творческой работы по выбору учащегося.

IV. Методическое обеспечение программы

        Программа «Волшебная Глина» это, прежде всего, программа по искусству. Поэтому структура и темы программы определяются именно вопросами изучения декоративно-прикладного искусства, которые, в свою очередь, несут технологическую составляющую. Таким образом, изучая блоки программы, дети изучают и технологию обработки глины, использование инструментов и приспособлений, различные керамические красители. Изучение технологии, как и изучение декоративно-прикладного искусства, строится по принципу целостности и неспешности – соблюдается последовательность и усложнение по годам обучения.

Первый год – лепка несложных геометрических форм, освоение лепки из целого куска на примере народной игрушки, рельефные изображения, отделка простейшими элементами и штампами, роспись ангобами.

Второй год – усложнение заданий, увеличение количества объемных поделок, комбинированный способ лепки, знакомство с различными способами изготовления сосудов, в т.ч. знакомство с работой на гончарном круге, использование в работе инструментов, роспись ангобами и пигментами.

Третий год – комбинированный способ лепки, декорирование жгутами и шариками, лепка объемной человеческой фигуры, работа на гончарном круге и шликерное литьё, знакомство с росписью глазурями.

Четвертый год – применение полученных навыков лепки различными способами – пластическим, конструктивным, комбинированным, самостоятельная стилизация, выполнение керамических работ, полых внутри, изготовление многофигурных объемных композиций.

Программа содержит как теоретическую, так и практическую части. С помощью теоретического материала происходит погружение в тему, на него будет опираться вся практическая работа. Однако указанные в учебно-тематическом плане часы теории предполагаются не только в начале изучаемой темы, но и в течение всей работы – пояснения педагога, чтение отрывков текстов из литературных произведений, необходимые описания, зрительный и звуковой ряд должны постоянно сопровождать процесс художественной деятельности.

Программа содержит следующие межпредметные связи:

  • литература;
  • история;
  • музыка;
  • мировая художественная культура.

Программа предполагает различные формы проведения занятий:

  • беседа,
  • экскурсия,
  • дискуссия,
  • практическая деятельность (индивидуальная и коллективная работа учащихся над заданием).

В начале каждого блока предполагается занятие-беседа – теоретическое усвоение знаний учащимися. Занятие-экскурсия поможет учащимся создать целостное впечатление об обсуждаемом предмете, а занятие-дискуссию уместно будет провести после экскурсии, чтобы учащиеся поделились приобретенными знаниями и впечатлениями, выразили свою точку зрения на тот или иной вопрос. Практическая деятельность учащихся в начале изучения темы является индивидуальной, а в завершении каждого блока учащиеся создают коллективную работу. Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Коллективная работа это подведение итога темы и возможность полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают интересную и целостную картину. Программа подразумевает и проектную деятельность учащихся, при которой ребенок не только создает керамическое изделие, но и проводит исследование по выбранной теме.

Периодические выставки дают детям возможность заново оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях художественной керамикой работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться как оформление мастерской или школы.

Образовательная программа предусматривает использование компьютерной техники и цифровых устройств в процессе проведения занятия. Использование данного подхода способствует большей наглядности, доступности и таким образом повышает эффективность обучения.

Методы, используемые в программе

  • Объяснительно-иллюстративный – информация по заданной теме, предъявляемая педагогом (иллюстрации, литература, музыкальное сопровождение, видеофильм);
  • Репродуктивный - метод упражнений, направленный на закрепление знаний и навыков. Во время занятий по программе учащиеся многократно повторяют те или иные приёмы лепки – катание шариков, жгутиков, скрепление деталей между собой и тому подобное, тем самым формируя навыки и умения;
  • Частично поисковый метод – учащиеся решают задачу, опираясь на вопросы и факты, предложенные педагогом. Этот метод можно использовать при изучении различных промыслов глиняной игрушки, когда педагог задаёт вопрос «В чем отличие промыслов?», «Какие характерные черты того или иного промысла?» и демонстрирует работы мастеров Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Абашевской игрушки;
  • Проектный – педагог ставит пред учащимися творческую задачу, которую они должны решить самостоятельно. Смысл метода в добывании и применении знаний, способов деятельности и разработке свои собственных творческих проектов.

Перечень дидактических материалов.

  1. Зрительный ряд:
  • наглядное пособие – последовательность подготовки глины к работе (приложение 1, рис.1.1, 1.2);
  • наглядное пособие – способы  лепки: пластический, конструктивный, комбинированный (приложение 1, рис. 1.3);
  • наглядное пособие «Виды керамических красителей» (приложение 1, рис. 1.4);
  • наглядное пособие «Способы изготовления сосудов» (приложение 1, рис. 1.5);
  • наглядное пособие «лепка филимоновской Барыни», «лепка свистульки»;
  • наглядные пособия с изображением работ мастеров промыслов глиняной игрушки – Дымковского, Филимоновского, Каргопольского, Абашевского, Орловского;
  • фотографии, презентации на темы: цветы, грибы, деревья, фрукты, рыбы, жители морских глубин, бабочки, жучки, птицы, животные.
  • фотографии современных мастеров керамики;
  • фотографии работ мастеров анималистического жанра – Ефимова, Ватагина, Клодта, Трубецкого, Лансере;
  • фотографии различных предметов быта, посуды, произведений декоративно-прикладного искусства;
  • иллюстрации И. Билибина, картины В. Васнецова;
  • фотографии памятников архитектуры.
  1. Музыкальный ряд:
  • русская фольклорные песни;
  • русская фольклорная музыка – гусли, балалайка;
  • Щедрин Р.К. балет «Конек-Горбунок», концерт «Озорные частушки»;
  • «Звуки леса» - пение птиц, шум деревьев.
  1. Видео ряд:
  • «Народное искусство» (видеостудии КВАРТ);
  • «Сокровища Народного творчества (видеостудии КВАРТ);
  • видеофильмы из серии «В мире животных» или BBS World о птицах, рыбах, насекомых;
  • видеофильмы о гончарном деле.

Материально-техническое обеспечение.

Помещение – кабинет (мастерская) (очень важно наличие умывальника), помещение для обжига и сушки изделий, помещение для хранения материалов.

Оборудование – рабочие верстаки или же устойчивые столы, вращающиеся турнетки, стулья, стеллажи для сушки работ, полки для экспозиции, доска меловая, гончарные станки, печь для обжига изделий (в отдельном помещении с вентиляцией). Для демонстрации методического материала необходимы - компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, телевизор.

Инструменты – наборы пластиковых и деревянных стеков, штампы, леска, кисти, доски для лепки, стаканы для воды, ведра для хранения керамических материалов, губки, ткань разной фактуры и плотности, карандаши и альбомы для зарисовок.

V. Список литературы

По педагогике и психологии искусства:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М. – 1987.
  2. Гусев В.Ф. Оценка эффективности влияния педагогов на личность школьников. Автореф. канд. дисс., М., 1997.
  3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Т.Я. Шпикалковой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Кудина Г., Новлянская 3., У порога творчества //Журн. «Искусство в школе»№ 1. М.,2001.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М., 1995.
  7. Неменский Б.М. Педагогика Искусства. – М.: Просвещение, 2007.
  8. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под. ред. А.К.Бруднова. – М: ВЛАДОС. 2000.
  9. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М: Просвещение. 2006

По искусству и промыслу керамики в частности:

  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М.: Издательство «АГАР», 1998.
  2. Алексахин Н.Н. Программа кружка «Гжельская роспись». //Школа и производство.– 1994.– № 4.
  3. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Искусство, 1975.
  4. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Искусство, 1957
  5. Дайн Г.Л. Русская игрушка. - Советская Россия, 1987
  6. Горяева Н.А.. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ под. ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. — М., 1976
  8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. –  2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Кривошеин А. Лепить и думать: О развитии творческого мышления школьников на уроках лепки.// Искусство в школе, 1995, №1, с.53-56.
  10. Мочалов Г.А., Бондарева Л.К., Глозман Е.С. Примерная программа «Художественная керамика» (10-11 классы) //Школа и производство- 2002-№3. - С.56-60;
  11. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»; под. ред. Б.М. Неменского. – М.:Просвещение, 2009.
  12. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы»; под. ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических  и творческих способн...

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...

Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Радуга красок"

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность...