Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
рабочая программа

Елена Александровна Герасимова

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"

            РАССМОТРЕНО                         СОГЛАСОВАНО                                             УТВЕРЖДЕНО                                          

             Руководитель МО                           Заместитель директора по ВР            на заседании  педагогического совета

             _____И.В.Куприяшина           _________Р.В.Минханова                 Протокол от «28» августа 2017 г. №1

             Протокол от «28» августа                  «28» августа            Приказ от «30» августа 2017 г.№327

                           2017.№1                                                                                   Директор_________Л.Б.Козловская

                                       

                                                                                                    

                         

                                                              

        

               

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

художественно-эстетического направления

«Театр-студия «Мир фантазий»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

II отделения (вариант 2.2)

1 «А», 2 «А», 3 «А» классов

срок реализации 1 год

Герасимовой Елены Александровны

        педагога-организатора

2017-2018 учебный год

г. Нижневартовск

1. Пояснительная записка

        

        Процесс творческой работы в театральной студии является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционального здоровья, так как для них это период достаточно сложный – учеба в школе является ведущей деятельностью и период адаптации проходит для многих детей непросто. Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-8 лет найти способ выхода из стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности.

Дополнительная общеобразовательная  программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Шахматы » составлена на основе нормативно — правовой и учебно-методической базы:

•        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016  № 359-ФЗ),

•        Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

•        Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы";

•        Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

•        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785);

•        СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N26);

•        Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1А, 1Б, 2А, 3А, 4А классов (вариант 2.2), в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

•        Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе» 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0163-02)

•        Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. – Москва: Просвещение, - 2017.

•        Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.

Цель: Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

 Задачи:

- познакомить с театром как видом искусства;

-через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от

излишних психологических зажимов и комплексов;

-через упражнения из области актёрского мастерства научить

концентрировать внимание, управлять фантазией;

-дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах

поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде, о сценарии;

-через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории

развивать логическое мышление, способность выстраивания

событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и

сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на

предлагаемые обстоятельства;

-через постановочную работу развить чувство ответственности,

коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские

способности, умение преподнести и обосновать свою мысль,

художественный вкус, трудолюбие, активность.

Основные формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.).

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

        Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие таких детей является в настоящее время важнейшей социально - педагогической проблемой.

Дети с нарушением слуха более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Такие дети нуждаются в помощи педагога, который бы принимал искренние участие в их судьбе.

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.         

        Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо - сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.

        Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях. Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательных и коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашей программы.

Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в театральном кружке.

Принципы, лежащие в основе Образовательной  программы «Мир фантазий!»:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих заданий).

 Ведущий методический прием – метод художественной импровизации. 

Формы организации деятельности на занятии:

просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.

Описание места программы «Мир фантазий» в учебном плане внеурочной деятельности.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в ней ребёнка в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов.

Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1 «А» , 2 «А», 3 «А» классов (вариант 2.2), в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия проводятся во второй половине дня по 40 минут.

Адресат программы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет.

Срок освоения программы:  1 год.

Объем программы и режим занятий.

1 «А»

ПОЛУГОДИЕ

КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ

ЧИСЛО ГРУПП

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД.

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ

I

4

1

2

32

II

34

2 «А»

ПОЛУГОДИЕ

КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ

ЧИСЛО ГРУПП

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД.

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ

I

6

1

2

31

II

37

3 «А»

ПОЛУГОДИЕ

КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ

ЧИСЛО ГРУПП

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД.

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ

I

3

1

1

17

II

17

III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

К концу года занятий ребёнок

Знает

  1. Что такое театр
  2. Чем отличается театральная деятельность от других видов искусства
  3. С чего зародился театр
  4. Какие существуют виды театральной деятельности
  5. Кто создаёт театральные постановки

Имеет понятия

  1. Об элементарных видах театрального исполнения
  2. О театральной деятельности
  3. О нормах поведения на сцене и зрительном зале

Умеет

  1. Выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене
  2. Образно мыслить
  3. Концертировать внимание
  4. Ощущать себя в музыкальном пространстве

Приобретает навыки

  1. Общение с партнёром (одноклассники)
  2. Элементарного актёрского мастерства
  3. Коллективного творчества

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы.

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   формирования:

личностных результатов: 

  • умение различать основные нравственно-этические понятия. оценивать свои и чужие поступки.
  • анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.
  • уметь строить свои взаимоотношения со сверстниками.
  • понимать свои достижения, ответственность, причины неудач.
  • проявлять самостоятельность, инициативу
  • иметь целостный, социально - ориентированный взгляд на  мир.
  • развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • проявлять интерес к игре  в шахматы.

Метапредметные результаты освоения Программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • овладение способом структурирования шахматных знаний;

овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура содержание);

овладение способом поиска необходимой информации, ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура);

  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;

 овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • группировать, классифици-вать предметы, на основе существенныхных признаков, по заданным

критериям.

  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания.

  • Коммуникативные УУД:
  •  находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий
  • устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

  • Регулятивные УУД:
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога.
  • уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)
  • овладеть умением  в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала,  овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  • овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд.
  • осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации

Формы и средства контроля

 Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся является; овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованных представлениях, сценок из жизни школы.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Содержание курса

Кол-во часов

1 «А»

Кол-во часов

2 «А»

Кол-во часов

3 «А»

1.

Основы театральной культуры

16

16

9

2.

Театральная игра

21

21

9

3.

Сценическая речь

13

14

7

4.

Ритмопластика

16

14

9

Итого

66

68

34

Занятия в театральном кружке ведутся по программе, включающей четыре раздела:

Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Сценическая речь - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры. 

Распределение программного материала

1 «А» класс

Кол-во занятий

Тема  

Содержание занятий

Основы театральной культуры

1

2

2

«Здравствуй театр »

Знакомство с понятием театр, его структурой видами театров.  Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Разъяснение выражения «театр начинается с вешалки».Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Беседа, просмотр презентации.

3

4

2

«Закулисье»

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Игра «Угадай, кто я»?

Беседа, просмотр видео ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

5

6

2

«Как вести себя в театре»

Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» Игры на расширение интереса детей к активному участию в театральных постановках. Чтение стихов, беседа, просмотр видео-роликов. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Игра «Что можно взять с собой в театр?»

7

8

2

«Профессия-актер»

Знакомство с профессий актера. Просмотр презентации.

 Творческие задания:

«Я положил в мешок», «Тень», «Внимательные звери», «Весѐлые обезьянки», «Угадай, что я делаю».

9

10

2

«Сценическое действие»

Знакомство с элементами актерского мастерства как элементами сценического действия.  

Основные принципы

 Внимание - закон сценического действия

Воображение - основа действия.

образ (внешний и внутренний.)

Сценическая задача (движение-действие)

взаимодействие и общение.

11

12

2

«Мы режиссеры»

Знакомство с профессией режиссер, ее спецификой.  Просмотр презентации, документального фильма о работе режиссера. Игры на сплочение  и согласованное выполнение действий. Воспитание чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей.

13

14

2

«В мире музыки».

Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Просмотр отрывка из оперы, мюзикла. Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

15

16

17

3

«В гостях у сказки»

Знакомство детей с видами кукольных театров. Видео – презентации театров: настольные, плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные, стендовые, куклы-марионетки.

– показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства

– работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой

– музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из  одноименного к/ф

Театральная игра

18

19

20

21

4

«Мы актеры»

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

22

23

24

25

4

Театр пантомимы.

«Что это за герой сказки?»

Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика».

– пластический этюд

– театрализованная игра «Что за герой?»

Чтение по ролям сказки «Мешок яблок». Характеристика героев.  

Упражнения «Отгадай героев», «Волшебный кубик»

26

27

28

29

4

«Рисуем сказку»

Создание атрибутов к сказке «Мешок яблок». Побуждать к совместной работе детей, Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

 

30

31

32

3

«Веселые игры»

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие. Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Подготовка к выступлению на Новый год.

ИТОГО ЗА  I  КВАРТАЛ        32 ЧАСА            

33

34

3536

37

5

«Выразительные средства актера»

Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест.

Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.

– театральная игра «Кто в гости пришел?»

– показ и обсуждение

– и/у «Улыбаемся, удивляемся»

– и/у «Подбери героя сказки к схеме»

– музыкальная игра

– пластические  этюды по героям сказки «Мешок яблок»

Сценическая речь

38

39

40

41

42

5

«Дикция. Артикуляционная гимнастика»

Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи;

иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром);

знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила

последовательности выполнения упражнений;

уметь выполнять артикуляционную гимнастику;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию.

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

– чистоговорки

– и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями»

– разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра)

– театральная игра «Узнай героя»

– обыгрывание диалога «Ворона и заяц»

43

44

45

46

4

«Работа над дикцией»

Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь;

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; Чтение стихов по желанию обучающихся.

47

48

49

50

4

«Работа со словом и умением мыслить нестандартно»

Знать технику работы со словом;

уметь применять нестандартное мышление на практике;

пополнить словарный запас, образный строй речи.

уметь сочинить сюжет сказки;

находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Игра «Новый характер у старой сказки»

Ритмопластика и актерская грамота.

51

52

53

54

4

«Ритмопластик»

Понятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движение как средство выразительности и его особенности.

Тренировка ритмичности движений.

Знать определение понятия «ритмопластика»;

понять особенности движения как средства выразительности;

Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;

55

56

57

58

4

"Импровизация"

Создание музыкально-пластической композиции на основе накопленного опыта. С включением индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка.

59

60

61

62

4

«Воображение»

Понятие о воображении. «в маске». Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени».

Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение;

Уметь оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной;

Уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств;

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;

Строить диалог с партнером на заданную тему.

63

64

65

66

4

«Наш любимый театр»

Постановочная деятельность. Подготовка к выступлению. Отработка ролей. Выступление. Подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год.

ИТОГО ЗА КВАРТАЛ:  34 ЧАСА

ИТОГО ЗА ГОД: 36 ЧАСОВ

2 «А» класс

Кол-во занятий  

Тема

Содержание занятий

Основы театральной культуры

1

2

2

«Здравствуй театр »

Знакомство с понятием театр, его структурой видами театров.  Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Разъяснение выражения «театр начинается с вешалки».Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Беседа, просмотр презентации.

3

4

2

«Закулисье»

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Игра «Угадай, кто я»?

Беседа, просмотр видео ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

5

6

2

«Как вести себя в театре»

Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» Игры на расширение интереса детей к активному участию в театральных постановках. Чтение стихов, беседа, просмотр видео-роликов. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Игра «Что можно взять с собой в театр?»

7

8

2

«Профессия-актер»

Знакомство с профессий актера. Просмотр презентации.

 Творческие задания:

«Я положил в мешок», «Тень», «Внимательные звери», «Весѐлые обезьянки», «Угадай, что я делаю».

9

10

2

«Сценическое действие»

Знакомство с элементами актерского мастерства как элементами сценического действия.  

Основные принципы

 Внимание - закон сценического действия

Воображение - основа действия.

образ (внешний и внутренний.)

Сценическая задача (движение-действие)

взаимодействие и общение.

11

12

2

«Мы режиссеры»

Знакомство с профессией режиссер, ее спецификой.  Просмотр презентации, документального фильма о работе режиссера. Игры на сплочение  и согласованное выполнение действий. Воспитание чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей.

13

14

2

«В мире музыки».

Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Просмотр отрывка из оперы, мюзикла. Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

15

16

17

3

«В гостях у сказки»

Знакомство детей с видами кукольных театров. Видео – презентации театров: настольные, плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные, стендовые, куклы-марионетки.

– показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства

– работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой

– музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из  одноименного к/ф

Театральная игра

18

19

20

21

4

«Мы актеры»

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

22

23

24

25

4

Театр пантомимы.

«Что это за герой сказки?»

Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика».

– пластический этюд

– театрализованная игра «Что за герой?»

Чтение по ролям сказки «Мешок яблок». Характеристика героев.  

Упражнения «Отгадай героев», «Волшебный кубик»

26

27

28

29

4

«Рисуем сказку»

Создание атрибутов к сказке «Мешок яблок». Побуждать к совместной работе детей, Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

 

30

31

32

3

«Веселые игры»

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие. Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Подготовка к выступлению на Новый год.

ИТОГО ЗА  I  КВАРТАЛ: 32 ЧАСА

1

2

3

4

5

6

6

«Выразительные средства актера»

Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест.

Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.

– театральная игра «Кто в гости пришел?»

– показ и обсуждение

– и/у «Улыбаемся, удивляемся»

– и/у «Подбери героя сказки к схеме»

– музыкальная игра

– пластические  этюды по героям сказки «Мешок яблок»

Сценическая речь

7

8

9

10

11

12

6

«Дикция. «Артикуляционная гимнастика»

Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи;

иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром);

знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила

последовательности выполнения упражнений;

уметь выполнять артикуляционную гимнастику;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию.

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

– чистоговорки

– и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями»

– разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра)

– театральная игра «Узнай героя»

– обыгрывание диалога «Ворона и заяц»

13

14

15

16

4

«Работа над дикцией»

Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь;

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; Чтение стихов по желанию обучающихся.

17

18

19

20

4

«Работа со словом и умением мыслить нестандартно»

Знать технику работы со словом;

уметь применять нестандартное мышление на практике;

пополнить словарный запас, образный строй речи.

уметь сочинить сюжет сказки;

находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Игра «Новый характер у старой сказки»

Ритмопластика и актерская грамота.

21

22

23

24

4

«Ритмопластика».

Понятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движение как средство выразительности и его особенности.

Тренировка ритмичности движений.

Знать определение понятия «ритмопластика»;

понять особенности движения как средства выразительности;

Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;

25

26

27

28

4

"Импровизация"

Создание музыкально-пластической композиции на основе накопленного опыта. С включением индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка.

29

30

31

32

4

«Воображение»

Понятие о воображении. «в маске». Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени».

Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение;

Уметь оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной;

Уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств;

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;

Строить диалог с партнером на заданную тему.

33

34

35

36

4

«Наш любимый театр»

Постановочная деятельность. Подготовка к выступлению. Отработка ролей. Выступление. Подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год.

 ИТОГО ЗА КВАРТАЛ:  36  ЧАСОВ

 ИТОГО ЗА ГОД: 68 ЧАСОВ

3 «А» класс

Кол-во занятий  

Тема  

Содержание занятий

Основы театральной культуры

1

1

«Здравствуй театр »

Знакомство с понятием театр, его структурой видами театров.  Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Разъяснение выражения «театр начинается с вешалки».Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Беседа, просмотр презентации.

2

1

«Закулисье»

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Игра «Угадай, кто я»?

Беседа, просмотр видео ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

3

1

«Как вести себя в театре»

Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» Игры на расширение интереса детей к активному участию в театральных постановках. Чтение стихов, беседа, просмотр видео-роликов. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Игра «Что можно взять с собой в театр?»

4

1

«Профессия-актер»

Знакомство с профессий актера. Просмотр презентации.

 Творческие задания:

«Я положил в мешок», «Тень», «Внимательные звери», «Весѐлые обезьянки», «Угадай, что я делаю».

5

1

«Сценическое действие»

Знакомство с элементами актерского мастерства как элементами сценического действия.  

Основные принципы

 Внимание - закон сценического действия

Воображение - основа действия.

образ (внешний и внутренний.)

Сценическая задача (движение-действие)

взаимодействие и общение.

6

1

«Мы режиссеры»

Знакомство с профессией режиссер, ее спецификой.  Просмотр презентации, документального фильма о работе режиссера. Игры на сплочение  и согласованное выполнение действий. Воспитание чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей.

7

1

«В мире музыки».

Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Просмотр отрывка из оперы, мюзикла. Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

8

9

2

«В гостях у сказки»

        

Знакомство детей с видами кукольных театров. Видео – презентации театров: настольные, плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные, стендовые, куклы-марионетки.

– показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства

– работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой

– музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из  одноименного к/ф

Театральная игра

10

11

2

                                            «Мы актеры»

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно

размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

12

13

2

Театр пантомимы.

«Что это за герой сказки?»

Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика».

– пластический этюд

– театрализованная игра «Что за герой?»

Чтение по ролям сказки «Мешок яблок». Характеристика героев.  

Упражнения «Отгадай героев», «Волшебный кубик»

14

1

 

«Рисуем сказку»

 

Создание атрибутов к сказке «Мешок яблок». Побуждать к совместной работе детей, Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

 

15

16

2

«Веселые игры»

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие. Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Подготовка к выступлению на Новый год.

ИТОГО ЗА  I  КВАРТАЛ: 16 ЧАСОВ

17

18

2

«Выразительные средства актера»

Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест.

Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях.

– театральная игра «Кто в гости пришел?»

– показ и обсуждение

– и/у «Улыбаемся, удивляемся»

– и/у «Подбери героя сказки к схеме»

– музыкальная игра

– пластические  этюды по героям сказки «Мешок яблок»

Сценическая речь

19

20

2

«Дикция. Артикуляционная гимнастика»

Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи;

иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром);

знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила

последовательности выполнения упражнений;

уметь выполнять артикуляционную гимнастику;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию.

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

– чистоговорки

– и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями»

– разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра)

– театральная игра «Узнай героя»

– обыгрывание диалога «Ворона и заяц»

21

22

2

«Работа над дикцией»

Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь;

применять практически творческую фантазию;

уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; Чтение стихов по желанию обучающихся.

23

24

25

3

«Работа со словом и умением мыслить нестандартно»

Знать технику работы со словом;

уметь применять нестандартное мышление на практике;

пополнить словарный запас, образный строй речи.

уметь сочинить сюжет сказки;

находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Игра «Новый характер у старой сказки»

Ритмопластика и актерская грамота.

26

27

28

3

«Ритмопластика».

Понятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движение как средство выразительности и его особенности.

Тренировка ритмичности движений.

Знать определение понятия «ритмопластика»;

понять особенности движения как средства выразительности;

Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства;

29

30

2

"Импровизация"

Создание музыкально-пластической композиции на основе накопленного опыта. С включением индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка.

31

32

2

«Воображение»

Понятие о воображении. «в маске». Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени».

Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение;

Уметь оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной;

Уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств;

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;

Строить диалог с партнером на заданную тему.

33

34

2

«Наш любимый театр»

Постановочная деятельность. Подготовка к выступлению. Отработка ролей. Выступление. Подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год.

 ИТОГО ЗА КВАРТАЛ: 18 ЧАСОВ

  ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА

V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания;

- групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов;

- карточки с заданиями, раздаточный материал «Эмоции», «Сказочные фанты», «Воспитываем сказкой», «В мире сказок» и т.д;

-игры-презентации, записи мюзиклов, мультфильмов, спектаклей;

- карточки и презентации для проведения речевых разминок, артикуляционной гимнастики;

- различные виды кукольных театров, атрибуты для проигрывания сюжетов и т.д.

VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.​ «Уроки сказок». Программа занятий по творческому развитию детей. Ростов-на-Дону, 2009.

2.​ М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.

3.​ В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.  

4.​ С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.

5.​ Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.

6.​ Греф А. Театр кукол. М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» №3 2003.

7.​ Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.

8.​ Учебно-методическое пособие для рук-лей детских театральных коллективов, под ред. А.Б. Никитиной, М..,2001 год

9.​ Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях, Москва «Просвещение» ,1995 год

10.​ Ершов П. М. Технология актерского искусства.—- 2-е изд.—М.: РОУ, 1992.

11.​ Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам.— М., 1994.

12.​ Ершова А. П., Б у к а т о в В. М. Возвращение к талан​ту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.— М.: АКМЭ, 1995.

13.​ Татр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей театральных коллективов. Под ред. А.Б. Никитиной. – Москва, 2001.

14.​ Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 2007.

15.​ Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.

16.​ Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.

17.​ Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.

18.​ Кутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации. (1-9 классы). Волгоград.: Учитель – 2009.

19.​ Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград.: Учитель – 2009.

20.​ Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Волгоград.: Учитель – 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических  и творческих способн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»

Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Радуга красок"

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность...