Родительское собрание
методическая разработка

Митряева Ксения Александровна

Родительское собрание в начальной школе "Детское воровство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sob._vorovstvo.docx22.51 КБ
Файл pamyatka_vorovstvo.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое воровство?

Воровство или кража - это тайное хищение чужого имущества. Как правило, воровство рассматривается в трех аспектах.

Социальный аспект. Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает уголовная ответственность (с наступлением совершеннолетием) или постановка на учет в детскую комнату милиции с последующими беседами с работниками милиции или социальными педагогами.

Медико-биологический аспект. Воровство понимается как заболевание, обозначенное термином «клептомания» и имеющее определенные симптомы (например, периодически возникающее непреодолимое желание у человека украсть предметы, которые ему не нужны и не имеют материальной ценности). Воровство как заболевание встречается крайне редко.

Психологический аспект. Воровство рассматривается как нарушение поведения у детей и подростков. С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства.

Причины детского воровства.

Недостатки нравственного воспитания.

Ребёнок не понимает сути своего поступка  в силу недостаточного морального и интеллектуального развития,  либо в силу ошибок семейного воспитания, таких  как,  воспитание по типу «вседозволенности». Если родители своевременно не объяснили ребёнку разницу между понятиями «своё» и «чужое», если ребёнок растёт слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого. Несогласованные действия родителей: один родитель разрешает что – то делать, а другой запрещает; когда родители «позволяют всё». Легко присваивают  некоторые дети себе чужие игрушки, угощают без разрешения своих друзей даже и, не подозревая, что нарушают какие – то нормы поведения.

Способ привлечь к себе внимание.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой – либо вещи. Например, маленький ребёнок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздаёт их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В таком случае причиной воровства является одиночество ребёнка, его неумение строить со сверстниками дружеские отношения.

 В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Важно, чтобы у родителей с ребёнком состоялся разговор о недопустимости воровства. Взрослые сами должны понять, что воровство – не причина, а следствие проблемы. Стоит поговорить о том, что такое дружба, проиграть ситуации знакомства и т.д.

Воровство как подражание взрослым.

Дети, наблюдая за некоторыми поступками взрослых, используют их как примеры для собственного поведения. Например, поступок мамы, которая вышла из магазина, не оплатив покупку, может стать для ребёнка примером совершения кражи.

Самое важное правило, без соблюдения которого все советы и правила бесполезны, учите ребёнка честности на собственном примере. Первые и самые главные уроки ребёнок изучает, наблюдая за поведением  родителей. Об этом всегда надо помнить. Дети, конечно, слышат, что мы им говорим, но они слышат также и то, что мы говорим не им, или  им, но в других ситуациях. Помимо того, что они слышат, они ещё и видят. И понимают то, что если мы применяем двойные стандарты, то есть,  разрешаем себе делать то, что запрещаем делать им, дети разумные существа, перестают воспринимать наши назидательные беседы всерьёз.

Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей.

Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Детское воровство может быть вызвано острым желанием  обладания, которое охватывает ребёнка и бывает непонятно взрослым. Например,  в начале учебного года во втором классе случилось  ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В своё оправдание Паша сказал, что нашёл шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: всё найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина. На самом деле  мальчик всё прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось купить и съесть такую же шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытывал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу – мы никогда не узнаем. О таких  проступках редко  рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются.

Воровство как желание обрести контроль или власть, отбирая у более слабого то, что принадлежит ему, ребёнок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.

Воровство как способ мести.

В этом случае детские кражи говорят о том, что ребёнок не получает достаточно внимания, в котором ребёнок нуждается настолько, что согласен даже на негативные его проявления. Например, восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что  в семье явно  предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась хорошо, но не могла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у неё не было близких отношений ни с кем. Причинами её воровства были ревность и желание отомстить родительскому любимчику – младшему брату, а также родительская холодность по отношению к ней.

Воровство ради развлечения.

Этот способ воровства встречается у младших подростков, которые развлекаются, убегая от охранника магазина, украв жевательную резинку.

В 6-7 лет ребенку уже не безразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя для этого все доступные способы. Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения с детьми; не найдя другого решения, он может взять деньги у родителей и накупить разных сладостей, угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого так хотел. Как правило, причина такого поведения - несформированность навыков общения или низкая самооценка.

У детей 10-12 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивными желаниями и соблазнами, хотя они и испытывают стыд за свои поступки.

По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка - уже осознанный шаг, а то и того хуже - вредная привычка. Нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе. Как отмечает А.Фромм, воровство - это один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни.

Не только отсутствие заботы и внимания со стороны близких людей, но и повышенная опека могут нанести вред ребенку. Протестные реакции ребенка могут быть ответом на поведение родителей, которые жестко контролируют круг общения ребенка, решают за него все возникающие проблемы, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывают им свой образ мыслей и схему действий, которая кажется им позитивной.

Следует отметить повышенную внушаемость ребенка, особенно младшего школьника: всё, что ему говорят, что он наблюдает, видит и слышит, воспринимается очень эмоционально и прочно входит в его натуру. Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами порождает в нем представления о своей неполноценности и ненужности, побуждает его к ухудшению успеваемости, к агрессивному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.

Рекомендации родителям учащихся

По мнению психологов, лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниями. Ребенок или подросток будет чувствовать ваше доверие, искреннее желание его понять. Помните, что для ребенка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.

По мнению детского медицинского психолога Т.Д.Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях недостаточного самоконтроля импульсов, не сформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, неразвитые навыки общения и т.д.

Немаловажным фактором является воспитание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совершая поступки, надо знать правило «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой!»

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Необходимо помочь ребенку найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка, пригласите их на совместную прогулку и т.д.

Следует помнить, что сам факт воровства – это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психотерапевта.

  Иногда, на первый взгляд, незначительные нарушения психики без помощи специалистов исправить довольно трудно.

Причины детского воровства мы рассмотрели далеко не все, ведь каждый случай требует индивидуального рассмотрения, возможно даже с помощью детского и семейного психолога. Однако всегда стоит помнить, что психология детского воровства напрямую связана с какими-либо нарушениями в отношениях родитель-ребенок.

Заключение

- Подводя итоги сегодняшнего собрания, в заключении хочется сказать: Несмотря на распространенность проблемы воровства, сталкиваясь с ней, родители часто оказываются один на один со своими переживаниями. Почуяв неладное, они боятся обсудить свои подозрения с учителями, воспитателями, психологами, а, порой и с лучшими друзьями. Взрослые опасаются обвинений в том, что они плохие родители или недобросовестные учителя. Но детское воровство – это социо-культурная болезнь. И вместо того, чтобы обличать и бояться, нам стоит повернуться лицом друг к другу, чтобы найти причины этой болезни, помочь нашим детям излечиться от нее.

Поймите, ваши дети воровством часто пытаются Вам сказать о том, как сильно они чем-то сильно обеспокоены или несчастны.

Объясните ребенку, что он ворует, потому что чувствует что-то плохое внутри себя, но если его поймают на воровстве, то он будет себя чувствовать еще хуже. Я составила для Вас памятку, чтобы если возникнет у Вас с ребенком такая проблема, вы смогли бы ей воспользоваться и помочь Вашему ребенку.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ 

Обдумайте свое отношение к воровству. Все зависит от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило: учите ребенка честности на собственном примере.

Итак, когда вы поняли, почему ваш ребенок ворует, четко представляете себе причины детского воровства, теперь самое время поговорить с ребенком по душам соблюдая следующие правила:

  • Если ребенок "не пойман за руку", невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
  • Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дать волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
  • Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
  • Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах, как наказание  пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
  • Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют "долг", а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...
  • Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  • Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
  • Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. "Я могу представить, как сильно тебе захотелось иметь эту вещь, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили".

Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

А еще несколько незыблемых правил вашего поведения:

  • Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.
  • Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.
  • Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.
  • Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...